Педагогически проект «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРИВОШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРОЕКТ
«Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников»
База реализации проекта: обучающиеся I - IV общеобразовательных классов
(25 человек)
Автор и руководитель проекта: И.Г. Потапенко,
учитель начальных классов

КРИВОШЕИНО - 2015г.
Содержание
Актуальность проекта. Постановка проблемы
Предмет, объект проекта
Цель, задачи, гипотеза проекта
Ресурсное обеспечение проекта
Этапы реализации проекта
План реализации проекта
Прогноз ожидаемых результатов
Продукт проекта
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Литература
Приложение
Актуальность проекта. Постановка проблемы.

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Познавательная активность и мотивация значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников.
Мною был проведен мониторинг уровня развития познавательной активности и мотивации (Приложение 1) учеников 1класса (2010год).
Были получены следующие результаты (Приложение 2):
Анализируя полученные результаты в начале 1 класса, я пришла к выводу, что 64% детей имеют высокую, 26% среднюю и только 10% низкую познавательную активность и мотивацию к обучению. Как правило, дети, которые приходят в первый класс всегда сразу хотят учиться, узнавать что-то новое. К концу 1 класса диагностика показала, что познавательная активность и мотивация значительно снизилась. Причиной стало то, что дети стали испытывать затруднения в учёбе, в неохоте выполнять домашнее задание, некоторые испытывают сложность в общении с учителем и одноклассниками.
Противоречия в практике:
между методами преподавания и различным уровнем способностей учащихся;
между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению;
между традиционной неэффективной методикой приобщения ребёнка к интеллектуальному труду и огромными возможностями умственной и творческой
активности учащихся младшего школьного возраста.
Постановка проблемы:
Как не допустить того, чтобы познавательный интерес и школьная мотивация снижались и дальше? Как сделать так, чтобы желание учиться хорошо было не только ради высокого балла, а для того чтобы узнать, услышать, увидеть, впитать и стать умнее, талантливее, способным и интересным окружающим и самому себе?

Проблема проекта:
Необходимость формирования познавательной активности и положительной школьной мотивации учащихся.
Полученные результаты показали, что решение проблемы развития познавательного интереса и школьной мотивации требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в классе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.
Ценнейшее в жизни качество – вечно юное любопытство. Сегодня гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.
В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников познавательного интереса и школьной мотивации через использование проектной и исследовательской деятельности.
В связи с этим, и возникла необходимость создания проекта  «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников»
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
В процессе проектной деятельности ребёнок не просто играет роль пассивного слушателя, не просто воспринимает уже «готовую» информацию, он сам, используя новейшие достижения науки, ищет ответ на поставленные перед ним задачи.
Учитель при этом - помощник, консультант. Он должен направить, поддержать, помочь в решении проблемы, но ни в коем случае не решить её за ребёнка.
Метод проектов отражает основные идеи современной, личностно-ориентированной педагогики, идеи сотрудничества, партнёрских отношений между педагогом и воспитанником.
Проект - это самостоятельное исследование, которое требует от ребёнка определённых исследовательских умений:
умения увидеть и сформулировать проблему;
умение выразить проблему в конкретных задачах;
умение увидеть возможные пути решения проблемы и выбрать из них наиболее
эффективный;
умение работать с информацией;
умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию.
умение анализировать процесс и результаты своей работы;
умение оформлять список использованных источников;
При создании проектов используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы, обеспечивающие коммуникативные навыки:
навыки общения с людьми;
навыки работы в группе;
умение задавать вопросы и участвовать в дискуссии;
умение распределять обязанности среди отдельных членов группы.
Проектный метод необходимо использовать не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе, так как именно он наиболее эффективен в создании положительной мотивации и повышении познавательной активности, без которой, как известно, нельзя добиться желаемого результата, ни в одном деле.
Учебные предметы: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, математика, изобразительное искусств, внеклассная деятельность.
Участники проекта: учащиеся 1 - 4 класса.
Социальные партнёры: работники школьной, детской и районной библиотеки, школьного музея, родители, жители села.
Длительность проекта: 4 года
Объект, предмет, методы проекта
Объект проектной деятельности: процесс развития познавательной активности и школьной мотивации  учащихся  начальной  школы.
Предмет проектной деятельности: процесс формирования условий для стимулирования познавательной активности и развития позитивной мотивации учащихся через использование проектной деятельности.
Методы проектной деятельности:
Анализ педагогической, психологической, методической литературы по данной проблеме
Диагностика (анкетирование, наблюдение, беседа)
Мониторинг учебного процесса
Обработка полученных промежуточных результатов
Коррекция
Формы работы: групповые занятия; индивидуальная работа; работа с родителями детей;
индивидуально консультативная работа.
Цель, задачи, гипотеза проекта
Целью представленного проекта является  создание условий для формирования познавательных активности и положительной школьной мотивации младших школьников через проектную деятельность в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
изучить с учащимися принцип проектного метода
исследовать роль проектного метода на развитие познавательной активности и школьной мотивации учащихся;
выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку учебных проектов во внеклассной работе;
использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности и школьной мотивации младших школьников;
обобщить и проанализировать полученные результаты применения метода проектов;
совершенствование навыков пользования справочной литературы у учащихся начальной школы.
Реализовать возможность трансляции опыта работы по данному проекту на семинарах и конференциях разного уровня.
Гипотеза данного проекта
Развитие познавательной активности и мотивации учащихся происходит успешнее, если использовать разные интерактивные методы, темы проектов, отвечающих интересам и возрастным особенностям учащихся. Введение проектной технологии в учебный процесс позволит рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса и во внеурочной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта
Научно-методические:
Методические пособия и рекомендации по использованию проектной технологии в работе с детьми
Подписные издания газет и журналов по данной теме (специальная педагогическая литература)
Кадровые:
Работники школьной, детской и районной библиотеки
Работник школьного музея
Родители учеников
Использование школьного ресурсного центра
Информационные:
Доступ к интернет-ресурсам, электронной библиотеке
Использование дисков и видеоматериалов
Материально-технические:
Наличие классного персонального компьютера, цифровой фотоаппарат, флеш - карта, сканер, цветной, черно-белый принтер
Наличие у учащихся домашних ПК; канцелярские товары: файловые папки, бумага, краски, цветные карандаши
Финансовые:
Спонсорская помощь
Этапы реализации проекта
I этап (2010-2011 гг.) – Проблемно-поисковый:
Предварительная диагностика классного коллектива и родителей (Приложение 3). Изучение сущности проектной деятельности и литературы по проблеме. Определение возможных направлений исследовательской деятельности. Теоретическое осмысление проблемы. Анализ литературы по проблеме исследования, обобщение основных подходов, практики передовых учителей начальных классов и собственного опыта по применению метода проектов; определение предмета, цели, основных задач и гипотезы исследования.
II этап (2011-2013 гг.) – Практический (формирующий):
Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями. Разработка и практическая реализация в создании учебных и творческих проектов младших школьников, участие детей в творческих конкурсах; изучение динамики качественных изменений в развитии познавательной активности и мотивации учащихся класса (Приложение 2).
III этап (2013-2014гг.) – Обобщающий:
Анализ и обобщение результатов: защита детских проектов, обмен, систематизирование опыта работы, формулировка выводов. Проведение итоговой диагностики классного коллектива и родителей (Приложение 4).
План реализации проекта
I этап (2010-2011 гг.) – проблемно-поисковый
Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственные
Развивать у обучающихся умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учётом социальных, экологических и экономических условий, ставить цель, обучать навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации Организация внеурочной деятельности 2010-2012 Спецкурс
«Проектная и научно- исследовательская деятельность школьников»
Развитие познавательной активности, навыков самостоятельности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического научного мышления. Потапенко И. Г.
Познакомить родителей с видами проектов, структурой проектов;
Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;
Разработать с родителями в ходе практической работы проекты по разным направлениям Родительское собрание «Проектная деятельность учащихся начальных классов» Декабрь 2010г. Создание презентации по данной теме
Анкетирование родителей и обучающихся
Определение тем для будущих проектов.
Буклет для родителей «Проектная деятельность» Потапенко И. Г.
Изучить методическую литературу по теме Самообразование по теме Сент.-декаб. 2010г. Копилка методических материалов по теме Потапенко И. Г.
II этап (2011-2013 гг.) – практический
Узнать историю своей семьи;
Развивать более близкое общение членов семьи;
Укреплять духовные ценности
Родительское собрание «Семья – радость моя!» 2010г. Семьи сплотились, организовывают совместный досуг, повысился культурный уровень семейных отношений
Совместное проведение свободного времени,
Презентации, родословные, гербы, девизы семей. Сочинения, фото, конкурс рисунков. Потапенко И.Г.
Познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни Классный час «Добро и зло» 2010г. Воспитание в себе доброты к окружающим людям и животному миру Потапенко И.Г.
Облагораживание души и сердца ребёнка
Обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей
Внеклассное мероприятие «Зажги звезду добра» 2011г. Стенд “Зажги звезду добра”
Развитие потребности в нравственном самосовершенствовании
Привитие человеческих ценностей личности
Формирование положительной мотивации в широком смысле этого слова Потапенко И.Г.
Познакомить с историческими, памятными местами боевой славы 
Развивать способность чувствовать, сопереживать
Воспитывать чувство патриотизма. Классный час «По следам боевой славы» 2011г. Овладение историческим материалом ВОВ Потапенко И.Г.
Развивать способность чувствовать, сопереживать
Воспитывать чувство патриотизма. Классный час «Герои рядом с нами» 2012г. Знакомство с биографией героев ВОВ, проживающих в с. Кривошеино Потапенко И.Г.
Выявить вредные и полезные продукты
 питания для организма.
Выяснить, как следует питаться, чтобы быть здоровым
Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.
Классный час «Вредные и полезные продукты» 2012г. Банк полезных и вредных продуктов
Памятка «Правила питания» Потапенко И.Г.
Познакомить учащихся с праздником «День Земли» Формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание
Воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды. Классный час «День Земли» 2012г. Газета «Сохраним свою планету» Потапенко И.Г.
Воспитать чувство любви к родной планете, привлекать к её бережному отношению. Урок окружающего мира «Как нам жить в дружбе с природой» 2012г. Мини - проект «Запрещающие знаки моей планеты» Презентация Чернова Вика, Шарухо Матвей, Капранов Эрик, Лебедева Снеж.
Потапенко И.Г
Показать важность экологических проблем; уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе, повторить правила поведения в природе. Урок окружающего мира «Как нам жить в дружбе с природой»
2012г. Проект «Сохраним красоту природы» Презентация Шадская Лера, Егорова Юлия, Кудряшов Паша, Яткин Илья
Потапенко И.Г
Формировать знаний учащихся о весенних признаках в живой и неживой природе.
Развивать внимательность и наблюдательность, умение обобщать информацию Урок окружающего мира «Весенние изменения в природе» 2013г. Мини – проект «Запахло весной – У весны ведь особенный запах...»
Презентация, сборник примет, пословиц, стихов, загадок о весне Козлова А, Фатеева Мария, Курицын Д, Бабурин Стас
Потапенко И.Г
Прививать любовь к родному селу, уважение к людям, которые нас окружают, воспитывать чувство гордости, желание трудиться на благо родного села
Классный час «Моё село Кривошеино» 2012г. Ребята заинтересовались своим краем, стали более внимательными к окружающим людям, готовы делать добрые и полезные дела для дома, улицы, села.
Потапенко ИГ.
Привлечь внимание учащихся к литературе о добре и милосердии. Развивать читательский вкус учащихся  Областной конкурс
«Твори добро»
2011г. Проект «Твори добро»
Фикс Е, Кривошеин Д, ЧечельницкийМРодители детей
Потапенко И.Г.
Воспитывать в себе потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья
VI региональный фестиваль проектов среди общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области, а также регионов Сибири и Дальнего Востока.
2011-2012г. Проект «Здоровье ученика за его спиной»
Памятки, презентация
Козлова А,
Сутко С, Чернова В, Егорова Ю, Обрввков Е, Кривошеин Д, Чечельницкий М
Родители детей
Потапенко И.Г.
Развивать активность в познании, желание заниматься исследованиями краеведческого характера, узнать о достопримечательностях родного села
Прививать любовь к природе, её защите, распространять знания о природе, привлекать к этой проблеме население Районная Краеведческая конференция «Моя малая Родина»
2012г. Исследовательская работа «Бренды нашего села»
Фото, презентация
Увеличился объём знаний о животном и растительном мире парка.
ЧечельницкийМРодители
Потапенко И.Г.
Узнать, о жизни простого народа в годы Великой Отечественной войны, а также выяснить, какой вклад внесли женщины - труженицы тыла, приближая Великую Победу. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. Районная Краеведческая конференция «Моя малая Родина»
2012г. Исследовательская работа «Труженицы тыла»
Презентация
Кривошеин Д.
Родители
Потапенко И.Г.
Узнать и рассказать сверстникам интересные сведения о любимом лакомстве, а также выяснить  о  пользе и вреде.аШкольная Конференция
«Ломоносовские чтения»
2012г. Проект «Наш любимый шоколад»
Презентация
Козлова А,
Сутко С, Чернова В, Обрввков Е, Кривошеин Д
Родители
Потапенко И.Г.
Узнать какую роль сыграла ВОВ в судьбе семьи. Областной конкурс «Россия, Родина моя!" 2012г Исследовательская работа «Война в судьбе моей семьи»
Кривошеин ДРодители
Узнать историю своей семьи;
Развивать более близкое общение членов семьи;
Укреплять духовные ценности Областной конкурс «Наша дружная семья»
2012г. Проект «Семейный портрет»
Презентация
ЧечельницкийМФатеева Мария
Родители
Потапенко И.Г.
Развивать интерес к истории своих предков;
развивать потребность отдыха с семьёй, здорового образа жизни. Областной конкурс «Наша дружная семья»
2012г. Проект «Наша дружная семья»
Герб, гимн семьи, стихотворение Кривошеин Д.
Родители
Потапенко И.Г
Узнать какую роль сыграла ВОВ в судьбе семьи. Окружная краеведческая конференция «История войны в истории семьи» 2013г. Исследовательская работа «Богатства земли Томской»
Чечельницкий М
Потапенкко И.Г.
Развивать активность в познании, желание заниматься исследованиями Школьная Конференция
«Ломоносовские чтения»
2013г.
2014г. «Нужна ли сменная обувь»
«Жевательная резинка- вред или польза?»
«Влияние мультфильмов на психику ребёнка» Сутко С.
Фатеева М
Обрывков ЕЧернова ВРазвивать активность в познании Детский творческий сетевой проект 2013г. «Весна идёт! Весне дорогу!» Группа 10 человек
Научно-практическая конференция «Интеллект +» 2014г. «Вред и польза сотового телефона» Фатеева М
III этап (2013-2014 гг.) – обобщающий
Проанализировать и обобщить результаты проделанной работы
Поделиться опытом работы с коллегами (обмен, систематизирование опыта работы)
Представление результатов работы по проекту.
Участие в конкурсах различного уровня
Публикации работ
2013-2014г. 1. Областной конкурс
«Твори добро»
Диплом III степени
2. VI региональный фестиваль проектов среди общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области, а также регионов Сибири и Дальнего Востока.
Диплом I степени
http://nsportal.ru/potapenko-irina-gennadevna/http://edu.tomsk.ru, http://kriv-krschool.edu.tomsk.ru/?ur=8913. Районная Краеведческая конференция «Моя малая Родина»
1 место
http://nsportal.ru/potapenko-irina-gennadevna/4. Школьная Конференция
«Ломоносовские чтения»
2 место
http://nsportal.ru/potapenko-irina-gennadevna/5. Областной конкурс «Россия, Родина моя!"
Диплом
6. Областной конкурс «Наша дружная семья»
3 место Презентация
http://nsportal.ru/potapenko-irina-gennadevna/Потапенко И.Г.
Проведение итоговой диагностики классного коллектива и родителей Анкетирование 2014г. Стабильные положительные результаты
Повышение познавательной активности и школьной мотивации младших школьников Потапенко И.Г.
Возможные трудности

п/пВозможные трудности Пути преодоления трудностей
1 Изучение большого объема теоретического и практического материала по данной теме Изучение большого объема теоретического и практического материла
2 Отсутствие у детей навыков работы с компьютером Соединение учащихся в пары или микрогруппы по наличию навыков работы с компьютером, использование компьютера в демонстрационном варианте.
3 Отсутствие у детей навыков самостоятельной работы при поиске дополнительной информации Приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом. Научить пользоваться разными источниками при отборе дополнительной информации
4 Некомпетентность родителей по данной теме Провести родительское собрание, где необходимо дать подробную информацию по теме
Прогноз ожидаемых результатов
Использование проектного метода позволит сочетать новые и традиционные технологии.
Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности даст возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повысит познавательный интерес и школьную мотивацию к обучению.
Систематичное и активное использование проектного метода приведёт к повышению интереса, а значит и повысит качество знаний по предмету.
У учащихся повысится интерес к проектному методу обучения;
Обретут навыки самостоятельного нахождения пути решения проблемы;
Дети научатся работать в группах;
Расширится кругозор и интеллектуальное развитие учащихся, раскроются индивидуально – творческие возможности детей;
Обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Научатся отстаивать свою точку зрения;
Содействовать сплочению коллектива;
Способствовать повышению эмоциональной устойчивости, желание творить и делиться этим с другими.
Продукт проекта
Разработка спецкурса для 1-2 классов «Проектная и научно-исследовательская деятельность школьников»Буклет для родителей «Проектная деятельность»
Публикация проектов в сети интернет
Участие в конкурсах различного уровня
Разработаны школьные проекты:
Групповой проект «Твори добро» 1 класс
Ученический проект «Здоровье ученика за его спиной» 2 класс
Исследовательская работа «Бренды нашего села» 2 класс
Исследовательская работа «Труженицы тыла» 2 класс
Групповой проект «Наш любимый шоколад» 2 класс
Исследовательская работа «Война в судьбе моей семьи» 2 класс
Индивидуальный проект «Семейный портрет» 2 класс
Индивидуальный проект «Наша дружная семья» 2 класс
Мини - проект «Запрещающие знаки моей планеты» 3 класс
Групповой проект «Запахло весной – У весны ведь особенный запах...» 3 класс
Групповой проект «Имя в жизни человека» 3 класс
Индивидуальный проект «Нужна ли сменная обувь» 4 класс
Индивидуальный проект «Жевательная резинка – вред или польза?» 4 класс
Индивидуальный проект «Влияние мультфильмов на психику ребнка» 4 класс
Сетевой проект «Весна идёт Весне - дорогу!» 3 класс
Разработки классных часов, внеклассных мероприятий:
Родительское собрание «Проектная деятельность учащихся начальных классов» 1 класс
Родительское собрание «Семья – радость моя!» 1класс.
Классный час «Добро и зло» 1 класс
Внеклассное мероприятие «Зажги звезду добра» 1 класс
Классный час «По следам боевой славы» 1 класс
Классный час «Моё село Кривошеино» 2 класс
Классный час «Герои рядом с нами» 2 класс
Классный час «Вредные и полезные продукты» 2 класс
Классный час «День Земли» 2 класс
Критерии оценки эффективности реализации проекта
- у учащихся значительно повысилась познавательная активность и школьная мотивация к обучению
- у учащихся повысился интерес к проектному методу обучения;
- школьники научились видеть проблемы за пределами одного предмета, выдвигать свою гипотезу, самостоятельно находить пути решения проблемы.
- дети с удовольствием работают в группах;
- в работе над проектами ребята научились анализировать, сравнивать, обобщать;- расширился кругозор и интеллектуальное развитие учащихся;- научились отстаивать свою точку зрения;
- детский коллектив стал более сплочённее;
- проектная деятельность способствовала повышению эмоциональной устойчивости,
у ребят появилось желание творить, узнавать и разгадывать новые «тайны» и делиться своими результатами с другими.
- ученики получили чувство удовлетворения от проделанной работы, дали реальную оценку своим возможностям по отношении к поставленной задаче.
- сформировались общеучебные умения и навыки: рефлексивные умения, поисковые умения, навыки оценочной самостоятельности, умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки.

Вывод: проектная работа – это полноценный и эффективный метод учебной деятельности, который является средством для развития личности учащихся начальной школы.
Использование проектной методики позволяет повысить внутреннюю мотивацию, выдвигая на первое место при этом мотивы учения и познания, повышает групповую сплочённость коллектива, создаёт благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации.
На данный момент ребята моего классса продолжают работать над созданием собственных проектов. А это огромный стимул к деятельности, к познанию, к новым открытиям.
Литература
Алексеев Н.Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2002. – 46с.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе, Москва, 2000г.- 62с.
Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации,
Народное образование, Москва, 2000г, №9.- 98с.
Дендебер, С.В. Современные технологии в процессе преподавания: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии./С.В.Дендебер - М: «5 за знания», 2007 – 165с.
Журова,Л.Е. Беседы с учителем.3 класс. /Л.Е. Журова . - М.: «Вентана-Граф», 2000. – 93с.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005.- 183с.
Зубкова,Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. / Н. М. Зубкова. - СПб.: Речь, 2006. – 192с.
Кайдаш,Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе. / Е.Г. Кайдаш, Начальная школа. – 1993. - .№12. – 87с.
Коротаева,Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. / Е. В. Коротаева. – М, - 2003. – 218с.
Матюшкин А. М. «Концепция творческой одаренности» // Вопросы психологии. – 1989. – № 6.- 89с.
Недбальская И.В., Мохова М.М.педагогический и творческий проекты в образовании. –С., 2008.-117с.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование,2000г, №7.- 43с.
“Новые педагогические технологии в системе образования” Под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.Е.Полат Москва АСАДЕМА, 2001. – 53с.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. –1997. – № 4.- 18с.
Савенков,А.И.“Методика исследовательского обучения младших школьников”/ А.И.Савенков, Самара Изд-во “Учебная литература” 2007г.
Сергеев,И.С.“Как организовать проектную деятельность учащихся” / И.С.Сергеев, М.: Издательство “АРКТИ” - 2004. – 124с.
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г- 34с.
10.  Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: МО РФ, 2001.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во. Московского университета, 2003.- 67с.
Якиманская,И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”/ И.С. Якиманская, - М.: “Сентябрь” 1996. – 115с.
Интернет-ресурсы
http://festival.1september.ru/http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223http://www.proshkolu.ru/user/burlakova2012/folder/275530/http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-proektnaya-deyatelnost-v-nachaloi-shkoleПриложение
Приложение 1.
Методика "Отношение ребенка к обучению в школе" (начало 1 класса)
Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашние задания?
8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.
Диагностика учебной мотивации младших школьников по методике Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»
В этой методике ученик в доступной форме ранжируются социальные и познавательные мотивы учения.
Познавательные мотивы:
я учусь для того, чтобы все знать;
я учусь потому, что мне нравится процесс учения;
я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки;
я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
Социальные мотивы:
я учусь для того, чтобы быть полезным людям;
я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами;
я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей;
я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Результаты, получаемые с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые места.
Ученики показали самые высокие рейтинги (первые четыре места) получили следующие формулировки
1 класс «Я учусь для того, чтобы все знать», «чтобы получать хорошие оценки»
2 класс «Я учусь потому, что мне нравится процесс учения», «Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей», «Я учусь для того, чтобы быть полезным людям».
«Оценка уровня школьной мотивации» Автор:  Н.ЛускановаЦель: диагностика  уровня школьной мотивации. Предназначен для выявления трёх  уровней школьной мотивации: высокий, средний и низкий, а также показывает положительное или негативное отношение учащегося к школе. Может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Анкета:
Тебе нравится в школе?
не очень нравится не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома бывает по-разному иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю остался бы дома пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится бывает по-разному нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы не хотел бы не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю е хотел бы хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Часто редко не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю хотел бы не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
Мало много нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся не очень не нравятся
Приложение 2.
Познавательная активность и мотивация школьников

Приложение 3.
Анкета для родителей 1 класса
Знаете ли вы о проектной деятельности?
Нужно ли в школе заниматься проектной работой?
С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении.
Нужна ли вам информациями по данной теме?
Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?
Окажете ли вы ему помощь?
По результатам анализа анкет видно, что родители в нашем классе слышали о проектной деятельности, хотят получить информацию, окажут помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме.
Анкета для родителей 1 класс
Начало формы
Ваш возраст 30-35 35-40 40-45 45 и больше
Ваше отношение к проектной деятельности в школе
мне не знаком данный термин это лишняя нагрузка на детей
мне все равно положительное
Есть ли у Вас желание и возможность работать над проектом вместе с ребенком?
не знаю нет  да другое...
В каких из последних проектов Ваш ребенок принимал участие? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложите тему для проекта, в котором предполагается активное участие детей и родителей Вашего класса ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конец формы
Анкета для обучаемых 1 класса
Любишь ли ты исследовать, открывать что-то новое?
С кем бы ты хотел сотрудничать?
По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?
По результатам анализа анкет видно, что наши дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых знаний и с родителями и со своими друзьями.
Приложение 4.
Вопросы анкеты для родителей 3-4 классов
1.Является ли проектная деятельность эффективным методом обучения?
Да Нет Не очень
2.Выполнение проекта повышает чувство ответственности, развивает самостоятельность и творчество?
Да Нет Не очень
3. Положительно ли вы относитесь к самостоятельной исследовательской, информационной, творческой работе своего ребёнка?
Да Нет Не очень
4.Проект даёт ребёнку получать чувство удовлетворённости от проделанной работы?
Да Нет Не очень
5.Проект способствует сплочению коллектива?
Да Нет Не очень
6. Для достижения в развитии творческого потенциала ребёнка считаете ли необходимым взаимное понимание, доверие между учеником, учителем и родителями?
Да Нет Не очень
Анкета для учеников 1-4 классов, проведенная в конце проектной деятельности
1.Работать над проектом тебе было интересно? Да Нет Не очень
2.Проектная деятельность помогает развивать в тебе навыки самостоятельности?
Да Нет Не очень
3.В работе над проектом тебе оказывали помощь? Да Нет Не очень
4. Ты волновался перед защитой проекта? Да Нет Не очень
5. Твоя презентация тебе понравилась? Да Нет Не очень