Конспект урока Сфера обслуживания (9 класс)


Конспект урока по географии 9 класс
Образовательная область: география
Целевая аудитория: учащиеся 9-х классов
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Применяемые технологии: элементы проблемно – диалоговой, исследовательской технологий, ИКТ- технологии
Оборудование:
Используемые ЭОР: мультимедиа-презентация
« Cфера обслуживания. Рекреационное хозяйство страны»
Ноутбуки
Тема: Cфера обслуживания. Рекреационное хозяйство страны
Цели: сформировать представление о видах связи и уровне ее развития. Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством РФ
Задачи:
Развивать мышление учащихся, привлекая к обобщению материала и формулировке выводов.
Развивать эмоциональную сферу личности и познавательные интересы школьников путем изложения дополнительного материала по проблемам развития сферы обслуживания России.
Воспитывать организованность, внимание учащихся, стремление рационально использовать время.
Создать условия для организации внутригруппового сотрудничества и делового общения; совместной выработки решений; публичного выступления, презентации результатов работы;
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Учитель: Продолжаем знакомство с особенностями развития хозяйства России. Прежде чем перейти к изучению новой темы. Вспомним, какие три сектора хозяйства страны мы знаем?
Ученик: первичный, вторичный и третичный.
Учитель: Как еще называют первичный сектор?
Ученик: Его называют добывающим.
Учитель: Главная задача этого сектора?
Ученик: Добыча полезных ископаемых и сырья.
Учитель: Следующий сектор хозяйственной деятельности .
Ученик: Вторичный сектор.
Учитель: Чем он занимается?
Ученик: Вторичный сектор, занимается переработкой сырья. Его другое название - обрабатывающий.
Учитель: Кроме первичного и вторичного сектора в экономике нашей страны есть еще один сектор?
Ученик: Этот сектор называется – третичный
Учитель: Чем он занимается?
Ученик: Этот сектор занимается сферой обслуживания.
Учитель: Жизнь современного человека невозможно представить без транспорта и телефона, без магазинов, школ, парикмахерских, ремонтных мастерских, театров, музеев и т.п.
Выступление ученика (презентация « Cфера обслуживания. Рекреационное хозяйство страны»)
Учитель: А теперь, ребята, проведем небольшую игру.
Начну я, вы внимательно следите.
Я - учитель. Моя профессия относится к отрасли - образование. Значит моя услуга по периодичности потребления – постоянная, по широте круга потребителей – нужная многим.
Карточки с профессиями выдаются каждому ученику (врач, продавец, повар, кассир банка, водитель автобуса, парикмахер)
В составе сферы обслуживания много отраслей, но наибольшая роль принадлежит рекреационному хозяйству - организации отдыха и туризма. Зоны отдыха создаются обычно вблизи мест проживания, где размещаются детские лагеря отдыха, санаторно-лесные школы для детей с ослабленным здоровьем, баз отдыха предприятий, садовые участки. Выделяют районы: 1) на основе природных ресурсов и условий (ЧПК, Кавказские мин.воды, Байкал); 2) вокруг крупных городов (крупная рекреац.зона – Подмосковье); 3) ценных культурно-исторических объектов ( Сергиев Посад, Суздаль, дворцово-парковые объекты С.-Петербурга – Петродворец, Павлов, Пушкин). Рекреационное хозяйство размещается по территории страны крайне неравномерно, большая часть учреждений сосредоточена в Европейской части РФ, в Северо-Кавказском эк. районе, на Среднем и Южном Урале. Главной проблемой рекреационного хозяйства является то, что созданная в стране сеть учреждений отдыха и туризма не обеспечивает потребности населения в услугах.
Практикум.
Работа в группах.
Составить рекламный лист по достопримечательностям родного края, используя фото и дополнительную литературу.
Выступление групп.
Закрепление.
1.Установите соответствие:
Частота спроса Вид услуг
1.Повседневные А. Химчистка, прачечная, парикмахерская
2.Периодические. Б. Покупка мебели, бытовой техники
В. Покупка продуктов
Г. Кредиты
Д. Городской транспорт
2. Выберите лишнее:
Сфера услуг включает отрасли: образование, торговля, культуру, спорт, нефтедобыча, транспорт, коммунальное обслуживание, химическая пром-ть, здравоохранение.
3.Дополните: Совокупность сооружений, систем, служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения это__________________________________ .
Рефлексия.
Учитель: Уходя с урока, я хочу, чтобы вы еще раз оценили роль третичного сектора, вашей жизни и жизни вашей семьи и ответили на вопросы:
1.Я считаю, что качество жизни моей семьи зависит от уровня развития третичного сектора (красный квадрат).
2.Я считаю, что на качество жизни моей семьи развития третичного сектора не влияет (желтый квадрат).
3.Затрудняюсь ответить ( зеленый квадрат).

Врач
продавец повар
кассир банка водитель автобуса
парикмахер
Я - ______________.
Моя профессия относится к отрасли - _________________.
Значит моя услуга по периодичности потребления – ________ (постоянная, непостоянная),
по широте круга потребителей –нужная ___________(многим, немногим).