Литературный альманах (Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А. Гайдара)
Литературный альманах (внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству А. Гайдару)
Цель: формирование филологического кругозора
Задачи:
1. узнать о жизни и творчестве А. Гайдара
2. развить творческие способностиВедущий1: А. Гайдар почти сразу стал детским писателем. Ему захотелось рассказать новым мальчикам и девчонкам о том, какая была жизнь, и как оно все начиналось, да как продолжалось.
Ведущий 2: Его настоящая фамилия Голиков. Став писателем, он взял себе псевдоним – Гайдар. Это слово означало «Всадник», скачущий впереди.
Ведущий1: Очень любил детвору и удивительно хорошо понимал ребят, знал их достоинства и маленькие слабости, дружил с ними. «Детей, особенно мальчишек он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними. Так, что через две – три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок.
Ведущий2: Книги Гайдара учат нас достойному поведению в любых обстоятельствах, дружбе, доброте, верности и тому, что «надо честно жить и много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную землю».
Ведущий1: Например, повесть «Тимур и его команда» написана в 1940 году, печаталась в разных журналах, а книга вышла в 1941 году. В 1940 году в Европе шла война с фашистами. Через год гитлеровские полчища вторглись в нашу страну. Упали первые бомбы, прогремели первые выстрелы. Наступило трудное, горькое, героическое время. Встал вопрос: Что же должен делать каждый человек? Вопрос этот волновал не только взрослых, но и детей. Повесть о Тимуре и помогла найти детям ответ на этот вопрос.
(Сценка из повести “Тимур и его команда” “Заседание в штабе Тимура”)
(Женя в сарае подает сигналы, голос из телефона)
Голос: Алло, отвечайте! Кто подает сигналы, глупые и непонятные?
Женя: Это я, Женя.
Голос: Сумасшедшая девочка, беги отсюда, сейчас примчатся люди… они тебя поколотят…
(Женя бросает трубку, лезут мальчишки)
Женя: Кто вы такие? Уходите!!! Я вас не звала. Это мой сад. Уходите
(мальчики плотной стеной окружают Женю, вперед выходит Тимур)
Тимур: Тише Женя, мы тебя не тронем. Я – Тимур
Женя: Ты – Тимур? Это ты мне помог отправить папе телеграмму на фронт, прислал ключ и квитанцию, но зачем?
Тимур: Оставайся с нами и все узнаешь!
(Все расселись по местам около карты поселка)
Коля Колокольчиков (обиженно): В саду дома № 34 по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню. Они сломали две ветки и помяли клумбу.
Тимур: - Чей дом? (заглядывает в тетрадь) Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас здесь бывший специалист по чужим садам и яблоням? Кто это мог сделать?
Ученик 1: Это работал Мишка Квакин и его помощник под названием “Фигура”.
Тимур: Опять и опять Квакин! Гейка! У тебя с ним разговор был?
Гейка: Был.
Тимур: Ну и что же?
Гейка: Дал ему два раза по шее.
Тимур: А он?
Гейка: - Ну и он врезал мне раза два тоже.
Тимур: Эк у тебя все “дал да врезал”, а толку что-то нет. Ладно! Квакиным мы займемся особо. Давайте дальше.
Ученик1: В доме № 25 у старухи-молочницы взяли в кавалерию сына.
Тимур: Вот хватил! Да там на воротах еще третьего дня наш знак поставлен. А кто ставил?
Колокольчиков: - Я.
Тимур: Так почему же у тебя верхний левый луч звезды кривой, как пиявка? Взялся сделать – сделай хорошо. Люди придут – смеяться будут. Давайте дальше.
Сима Симаков: В доме № 54 по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду, вижу – старуха девчонку колотит. Я кричу: “Тетенька, бить не по закону!” Она говорит: “Коза пропала. Ах, будь ты проклята!” - “Да куда же она пропала?” - “А вон там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели!”
Тимур: Погоди! Чей дом?
Сима Симаков: Дом красноармейца Павла Гурьева. Девчонка – его дочь, зовут Нюрка. Колотила ее бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.
Тимур: Козу разыскать! Пойдет команда в четыре человека.
Ученик 2: На горизонте показался Мишка Квакин. Идет по той стороне улицы. Жрет яблоко.
Тимур: Все оставайтесь на местах. Я вернусь скоро.
(Тимур и Квакин)
Квакин: Здорово комиссар! Куда так торопишься?
Тимур: Здорово атаман! К тебе навстречу
Квакин: Рад гостю, да угостить нечем, разве что этим (достает из кармана яблоко)
Тимур: Ворованные?
Квакин: они самые Сорт «Золотой налив»
Тимур: Послушай, ты на заборе вот такую звезду видел?
Квакин: Ну, видел
Тимур: Так вот, если ты еще раз такой знак увидишь, беги оттуда прочь, как будто тебя кипятком ошпарили
Квакин: Ой комиссар, какой ты горячий! Все хватит, поговорили.
Тимур: Ой, атаман, какой ты упрямый. Запомни и передай шайке, что этот разговор у нас был последний.
(Тимур и Женя)
Тимур: Ну что, теперь все понятно?
Женя: Все, только еще не очень, ты объясни мне проще.
Тимур: Спускайся вниз и иди за мной
(на заборе дома молочнице Тимур рисует звезду)
Женя: скажи зачем
Тимур: Это значит, что из этого дома человек ушел в Красную армию. И с этого времени дом находится под нашей охраной и защитой. У тебя отец в армии?
Женя: Да! Он командир
Тимур: Значит, и ты находишься под нашей охраной.
(утро, мальчики набирают воду, пока молочница погнала корову )Ученик 3: Качай
Ученик4: Давай!
Ученик3: Бери!
Ученик 4: Хватай
(Мальчики убегают, приходит старуха с ведром, чтобы набрать воду, но вода уже льется из бочки)
Молочница: Как так! Я ведь ничего не делала! Кто же это???
(у другого дома воз дров, старуха пытается их положить, но ничего не получается, уходит, сидит малыш)
Симаков: Вот тебя малыш земляника и перо открыла галки, постой пока мы работаем
Ученик 1: скорей, раскладываем дрова
Ученик2: Я смотрю, чтоб нас не видели, скорей ребята приступаем!
(разложили дрова, убежали, малыш кладет одно бревнышко, заходит старуха)
Старуха: Это кто тут без меня работает?
Малыш: А ты бабушка не видишь, это я работаю.
(Старуха и молочница)
Молочница: Нюрка, сегодня чудеса творятся!
Старуха: Это точно!
(за углом мальчишки смеются)
Симаков: Мы не шайка и не банда
Не ватага удальцов
Мы веселая команда
Пионеров-молодцов.
Ведущий2: Прошли года, но имя писателя не забыто. Аркадий Гайдар продолжает жить в миллионах книг, издаваемых на многих языках мира. Его имя увековечено в названиях сотен улиц, городов, дворцов пионеров, библиотек. Гордое имя Гайдара носят суда и теплоходы, и далекий – далекий астероид.
Ведущий1: В Хабаровске назван парк в честь него. Мы часто ездим в библиотеку имени Гайдара.
Ведущий2: Говоря о повести «Тимур и его команда», мы понимаем, что тимуровское движение живет и сегодня, только мы называем это другими словами. Ученики нашей школы тоже участвуют в тимуровском движении, оказывая помощь тем, кто нуждается в этом.
Ведущий2: Последними словами Тимура в книге стали слова: Я стою… Я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит и я спокоен тоже»
Ведущий1: Эти слова он произносит улыбаясь, радостно, ибо находит в этом свое счастье и счастье всех людей. Если будет каждому хорошо и спокойно, значит, всем будет хорошо и спокойно.