Методическая разработка на тему: «Использование таблиц и опорных схем как средства познавательной активности на уроках естественнонаучного цикла в 1 – 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида».


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Использование таблиц и опорных схем как средства
познавательной активности
на уроках естественнонаучного цикла в 1 – 9 классах специальной (коррекционной) школы»
Составила:
учитель А.В. Тыртышная
г. Ульяновск
2014
Содержание:
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………..
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблицы и опорные схемы к урокам естественнонаучного цикла (развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»), природоведение, биология, география)………………………………………………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………………
Пояснительная записка.
В данной методической разработке предложены таблицы и схемы для работы на уроках естествознания в специальных (коррекционных) образовательных школах (далее – СКОШ) VIII вида (для умственно отсталых детей). Разработанные опорные схемы и таблицы по организации анализа структуры природы и ее компонентов, наблюдений школьников и планы описания объектов живой и неживой природы позволяют сформировать и развивать у учеников умение рассуждать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять главное в материале каждого урока; освободить детей от неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению.
Введение.
Быстрые темпы развития современных наук требуют от учителя поиска методов и приемов, позволяющих обучать школьников на высоком научном уровне. В начальной школе ученики получают первоначальные умение и навыки, позволяющие успешно учиться в среднем звене школы. Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности является развитие логического мышления. Систематическая работа в этом направлении позволит учителю сформировать у ребят умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главное в материале каждого урока, в прочитанной книге; освободит детей от неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению.
Формированию логического мышления у учеников СКОШ способствует постепенное усложнение заданий. С этой целью надо, прежде всего, научить школьников наблюдать за объектами природы, работать с текстом учебника, по плану описывать растения, животных, полезные ископаемые, реки, горы. Это позволяет ученикам с большей долей самостоятельности и осмысленно усваивать учебный материал.
Таблицы и схемы вывешиваются учителем на доске или помещаются в специальные тематические папки, находящиеся на партах учеников, и помогают в поэтапной работе при изучении нового материала или закреплении полученных знаний. Обязательно сочетание работы с таблицами – схемами и наблюдений объектов живой и неживой природы, проведение опытов, исследовательской работы самостоятельно или под руководством учителя.
Цели работы над данным проектом:
систематизация учебного материала;
организация коррекционно-развивающего обучения на уроках естественнонаучного цикла.
Задачи, поставленные и реализуемые в ходе работы над данным проектом:
создание условий для коррекционно-развивающего обучения;
создание комфортных условий диагностики ЗУН учащихся;
привитие интереса к предмету.
Схема – опора мысли ученика, опора его деятельности.
Схемы и таблицы (опорные схемы) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся, занимающихся по программе коррекционно-развивающего обучения.
Использование опорных схем на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения, диагностики и обобщения материала, и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ. Опорные схемы – это выводы, к которым ученики должны прийти в момент объяснения или обобщения материала. Оформлять их можно по-разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д.
Опорно-логические схемы в методике преподавания естествознания используются достаточно давно. Особую значимость они приобретают в тех случаях, когда необходимо усвоение солидного объема информации в рамках отчетливой логической структуры.
В хорошей символической схеме учебный материал «упакован» так, что в устном его озвучивании можно многократно варьировать отдельными частями схемы. Вариативное синонимическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность. При этом должны быть как вербально, так и визуально выделены главные и вспомогательные информационные единицы схемы.
На мой взгляд, использование таких видов синтетических опор, как фреймы, блок-схемы, таблично-матричные опоры, синтетические опорные конспекты, повышает эффект обучения.
Преимущества опорно-логических схем, на мой взгляд, следующие:
1. Материал изложен предельно компактно.2. У учащихся формируется представление об организме животного как о едином целом, а о клетке – как о единице живого.3. Более глубоко и системно усваиваются такие базовые общебиологические вопросы, как значение кислорода, круговорот веществ в природе, формы рельефа земной поверхности, значение пищи и т.д., на которые большинство людей, не имеющих специальной подготовки, обычно отвечает весьма неопределённо…4. Опрос и диагностика ЗУН учащихся с помощью схем позволяет развивать их речь.
Весьма характерно, что многократное использование данных схем во время опроса и диагностики ЗУН позволяет активизировать деятельность таких учащихся, которые традиционно считаются слабыми. Таким образом, данная методика дает возможность свести к минимуму процент потенциальных “аутсайдеров” на уроке. Более того, учитель получает возможность проводить взаимоконтроль между учащимися разного уровня.
Более глубоко эти схемы используются на уроках при изучении естествознания в классах средней школы, где уже в 5-м классе формируются понятия “орган”, “система органов”, “организм”, а ребята получают возможность самостоятельно составлять подобные схемы с помощью учебника в группах или индивидуально, что делает процесс обучения более творческим.
Самостоятельная работа учащихся с опорными таблицами и схемами может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке. Вполне возможно применение различных форм самостоятельной работы на одном уроке по одной и той же теме, но каждая работа должна быть тщательно продумана, правильно организована, хорошо оборудована.
Самостоятельную работу учитель может предложить ребятам и во время, отводимое на проведение проверки знаний учащихся. При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями:
1. Наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.
2. Присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.
3. Необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.
4. Работа с таблицей и схемой должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблицы и опорные схемы
к урокам естественнонаучного цикла («окружающий мир», природоведение, биология, география)

Дикие и домашние животные
Цель: формирование и контроль умения называть и различать диких и домашних животных.
228600148590000
5600700160083500
Домашние животные и их детёныши
285750091440000Цель: формирование и контроль умения называть и различать домашних животных и их детёнышей.
Животные и их детёныши
Цель: формирование и контроль знания названий животных и их детёнышей, умения сопоставлять попарно животное и детёныша, соединяя их стрелками.
Корова цыплёнок
Собака поросёнок
Свинья ягнёнок
Овца жеребёнок
Кошка щенок
Медведь телёнок
Лошадь медвежонок
Курица котёнок
Расположение фигур и объектов на плоскости
Цель: формирование и контроль умения называть геометрические фигуры, указывать расположение объектов в пространстве и на плоскости
395986021018500
вверху
слева681037520510500справа
между
101917533655003959860123190в середине
00в середине

37433256794500
внизу
Овощи и фрукты
Цель: формирование и контроль умения различать и называть овощи и фрукты.
5829300137160000
228600137160000

Культурные и дикорастущие растения
Цель: формирование и контроль умения называть и различать культурные и дикорастущие растения.
2286000137160000
Перелётные птицы
Цель: формирование и контроль знания перелетных и местных птиц, умения называть и различать их.
2514600148590000

Одежда и обувь
Цель: формирование и контроль знания названий и сезонной принадлежности одежды и обуви.

Режим дня школьника
Цель: формирование и контроль знания хронологической последовательности картинок с режимом дня школьника.
Расположи картинки, иллюстрирующие режим дня школьника, в правильной последовательности

1 5 4

6 3 2
Классификация компонентов живой и неживой природы
Цель: формирование и контроль умения различать компоненты живой и неживой.
2743200102870000

Классификация природных богатств
Цель: формирование и контроль знания природных богатств.
1028700137160000
Основные типы природных зон
Цель: формирование и контроль знания основных природных зон.

Основные типы природных сообществ
Цель: формирование и контроль знания основных природных сообществ.
2057400491490000
Жизненные формы растений
Цель: формирование и контроль умения различать три жизненные формы растений.

Обозначение частей тела человека.
Цель: формирование и контроль знания названий и расположения частей тела.
914400400050000
Круговорот воды в природе
228600148590000Цель: формирование и контроль знания процесса круговорота воды в природе.
Круговорот веществ в почве
Цель: формирование и контроль знания процесса круговорота веществ в почве.
228600119888000
Стороны горизонта, направления
Цель: формирование и контроль умения различать стороны горизонта, линию горизонта и направления.
342900125730000
\s
Материал, из которого изготовлены предметы
Цель: формирование и контроль знания материала, из которого изготовлены предметы (глина, камень, стекло, дереов, железо), умения образовывать имена прилагательные.
2286000137160000
1257300157480000Виды рельефа земной поверхности
Цель: формирование и контроль знания видов рельефа земной поверхности, умения их различать.
Строение вулкана
Цель: формирование и контроль знания строения вулкана, умения называть его части.
1143000148590000
Планеты Солнечной системы
Цель: формирование и контроль знания названий и расположения (очередности) планет Солнечной системы.
11430091440000
5486400171450000114300422910000
Царства живой природы
Цель: формирование и контроль знания классификации царств живой природы.
1257300137160000
Устройство светового микроскопа
Цель: формирование и контроль знания устройства светового микроскопа.
5029200127762000114300125730000
Внутреннее строение клетки (общее)
Цель: формирование и контроль знания внутреннего строения клетки, умения называть основные структурные элементы клетки и их функции.
800100125666500
Строение одноклеточных организмов
Цель: формирование и контроль знания внутреннего и внешнего строения одноклеточных организмов (на примере эвглены зеленой и инфузории-туельки), умения называть и показывать структурные части.
5486400194310000114300194310000Эвглена зеленая Инфузория туфелька

576389522860000Размножение эвглены зеленой
Цель: формирование и контроль знания принципа размножения одноклеточного организма на примере эвглены зеленой.
5372100377190000
Размножение и развитие папоротника
Цель: формирование и контроль знания принципов размножения и развития папоротника.
Развитие лягушки
594360057150000
Цель: формирование и контроль знания стадий развития лягушки, умения называть стадии развития и рассказывать о жизненном цикле лягушки.
4000500346392500Внешнее строение лягушки

Внешнее строение рыбы
68580080010000

Внутреннее строение рыбы
17716581915000
Внешнее строение млекопитающего на примере собаки
125730068580000
Органы цветкового растения
Цель: формирование и контроль знания классификации органов цветкового растения.
1485900125730000
Строение цветкового растения
Цель: формирование и контроль знания общего строения цветкового растения.
457200114300000
5486400137160000
617220011430000
Основные формы соцветий
Цель: формирование и контроль знания классификации соцветий.
5257800400050000Типы плодов

Цель: формирование и контроль знания классификации плодов.
6286545847000Классификация плодов
Различия строения однодольных и двудольных растений
Цель: формирование и контроль умения различать однодольные и двудольные растения.
5142230125730000457200125730000

Таблица 1. Использование и охрана природных богатств.
Цель: формирование и контроль знания мер по использованию и охране природных богатств; умения соединять их попарно.
Использование и охрана полезных ископаемых
Использование и охрана почв
Использование и охрана вод
Использование и охрана воздуха
Использование и охрана растений и животных А) рациональное использование и правильная добыча, перевозка
Б) высаживание лесной полосы, проведение снегозадержания, правильная распашка
В) очистка берегов, прекращение сброса ядохимикатов
Г) установка фильтров на заводах, озеленение города
Д) выращивание для еды и продажи, создание специальных мест для разведения и охраны
Таблица 2. Внутренние органы.
Цель: формирование и контроль знания внутренних органов и их основных функций, умения сопоставлять их попарно.
Головной мозг «командный центр» организма, координирует деятельность всех органов и их функций
Лёгкие состоят из пузырьков-альвеол, очищают воздух, насыщают кровь кислородом ь
Сердце и сосуды мощный «насос»: перекачивает кровь, снабжает ей весь организм
Желудок переваривает пищу
Кишечник всасывание нужных питательных веществ и выведение наружу ненужных веществ
Печень самый горячий орган, согревает и очищает кров
Таблица 3. Среда обитения организмов.
Цель: формирование и контроль знания основных сред обитания живых организмов.
Среда обитания
наземная воздушная водная почвенная
Способы передвижения бег, ходьба, ползание полёт плавание ползание, рытьё
Приспособления организмов к среде обитания наличие конечностей, особенности мышечной системы и позвоночника торпедовидная форма тела, наличие перьев, наличие крыльев (оперённых), развитая мускулатура, полые кости, отсутствие зубов обтекаемая форма тела, развитое кожное дыхание,
жабры,
плавники червеобразная форма тела, отсутствие органов чувств, кольчатая мускулатура
Примеры пресмыкающиеся (рептилии),
звери,
человек птицы,
насекомые рыбы,
амфибии (земноводные) некоторые пресмыкающиеся,
черви

Таблица 4. Сельскохозяйственные млекопитающие и их роль в жизни человека.
Цель: формирование и контроль знания названий сельскохозяйственных млекопитающих и их роли в жизни человека.
Сельскохозяйственное животное Продукты потребления, получаемые из (от) животного Значение в жизни человека
1.КОРОВА 2.ОВЦА 3.СВИНЬЯ 4.ЛОШАДЬ 5.ВЕРБЛЮД 6.СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ Таблица 5. Строение растительной и животной клетки.
Цель: формирование и контроль знания строения растительной и животной клетки, умения сравнивать их.
Органоиды Строение органоида Основные функции органоида В каких клетках встречаются
растительная животная
1.Цитоплазмати-ческая мембрана 2.Цитоплазма 3.Вакуоль 4.Ядро и ядрышко 5.Клеточный центр (центриоли) 6.Рибосомы 7.Лизосомы 8.Аппарат Гольджи9.Эндоплазмати-ческая сеть 10.Митохондрии 11.Пластиды (хлоропласты) Таблица 6. Основные характеристики частей света.
Цель: формирование и контроль знания географических характеристик частей света (на примере Европы и Азии).
Характеристика части света ЕВРОПА АЗИЯ
Особенности рельефа Особенности климата Наиболее распространённые полезные ископаемые Самые крупные реки Самые крупные озёра Самые крупные равнины, горы Особенности населения Западное и восточное полушария
Цель: формирование и контроль знания расположения крупнейших географических объектов на физической карте полушарий; умения работать с контурной картой.
0148590000
План описания растения:
Название
Жизненная форма – дерево, кустарник или трава
Опиши внешний вид растения
Где встречается данное растение
Значение в природе и жизни человека
]
План описания животного:
Название
Дикое или домашнее
Где живёт
Внешний вид
Как передвигается
Как добывает пищу
Как спасается от врагов
Как устраивает своё жилище
Значение в природе и жизни человека
План описания полезных ископаемых:
Название
Внешний вид
Цвет, запах
Состав
Свойства
Основное свойство
Добыча
Использование человеком
Список использованной литературы:
Титаренко Н.Н. «Планирование устной и письменной деятельности младших школьников по усвоению природоведческих знаний (таблицы – схемы)». Методическое пособие. – Челябинск: 2001. – 29с.
Загвязинский В.И. «Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студентов педагогических ВУЗов». - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
Хюннинен О. Н. «Биология. Живой организм. Развивающее обучение на уроках. Опорные схемы. 6 кл.» / Под ред. В. И. Сивоглазова. – М., 2004.
Худенко А.А., Терехова И.А. «Знакомство с окружающим миром». - М.: Просвещение, 2004г.
Худенко А.А., Федорова Г.А. «Знакомство с окружающим миром». - М.: Просвещение, 2004г.
Хлебосолова О.А. «Природоведение». - М.: Владос, 2006 г.
Клепинина З.А. «Биология». 6 - 7 кл. - М.: Просвещение, 2006г.
Никишов А.И. «Животные». 8 кл. - М.: Просвещение, 2004г.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 6-9 кл. М.: Просвещение, 2006г.