Разработка урока Световые явления


Пояснительная записка
Программа по физике предполагает изучение вопросов геометрической оптики на первой ступени обучения физике. Этот материал вызывает интерес учащихся: в нем видна практическая направленность, невелико количество формул, но некоторые вопросы оказываются сложными для простого восприятия. Поэтому необходимо искать различные методы, чтобы повысить эффективность урока. При повторении материала очень удобно использовать игровую форму, она для данного возраста детей наиболее приемлема. В результате за короткое время можно повторить достаточно много материала и проверить знания значительной части учащихся. Я на этом этапе часто провожу урок-соревнование. Его эффективность обусловлена возможностью использования ряда самых различных методов в очень быстром темпе, что не дает возможности учащимся расслабиться.
Подготовка к данному уроку начинается заблаговременно. Установка целей урока, подготовка заданий и карточек, составление различных видов разно уровневых задач – вот только малая часть проблем, которые необходимо решить, чтобы достичь высокого результата. За неделю до урока класс делится на группы или команды. Каждая команда выбирает капитана или спикера команды и получает домашнее задание:
1. Повторить материал темы;
2. Придумать один рассказ по выбору на тему: *Об оптическом приборе с использованием как можно большего числа понятий из раздела «Световые явления», *О свете, преднамеренно включив в него ошибочные суждения, *Прорекламировать оптический прибор (очки, фотоаппарат), показав его достоинства.
Тема: Обзорное повторение темы «Световые явления».
Цель урока: совершенствовать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать физическое мышление и речь; воспитывать чувство ответственности за товарищей, работающих в группе.
Тип урока: урок повторения и систематизации; урок-соревнование.
Оборудование и наглядность: КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ
Ход урока
1. Организационный этап.
Вступительная речь учителя: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами окунемся в мир игры и знаний, в результате этого все приобретенные знания станут крепче и найдут свое применение. Желаю всем успехов и побед.
Далее председатель жюри знакомит команды с системой выставления баллов за каждый конкурс: используется хорошо знакомая учащимся пятибалльная шкала оценок, при начислении баллов учитывается качество ответов, активность всех членов команды и соблюдение дисциплины в ходе обсуждения ответов, доброжелательность по отношению к другим командам.
2. Разминка.
Каждая команда должна ответить на два вопроса. При неправильном ответе право отвечать переходит к соперникам.
Вопросы разминки:
Первая команда:
1. Для чего одежду сталеваров изготавливают из блестящей ткани?
2. Коэффициент отражения зеркала равен примерно 70 %, а снега – 85 %. Почему же зеркало дает изображение предмета, а снег нет?
Вторая команда:
3. Почему изображение неба на поверхности воды всегда темнее, чем в действительности?
4. Угол между падающим и отраженным лучами равен 200. Под каким углом к поверхности падает снег?
3. Проверка домашнего задания.
Проводится прослушивания подготовленного рассказа. При этом выступают по одному представителю от каждой команды. Проверяется знание физических терминов (1,5 б.), умение их правильно использовать (1,5 б.) и излагать мысли (2б.). Жюри учитывает связность рассказа, его оригинальность, число использованных понятий.
4. Конкурс капитанов и общий конкурс.
В этом конкурсе капитаны и члены команд выступают отдельно, но одновременно. Капитаны работают у доски. Каждый получает очки и лист бумаги с текстом. Нужно определить вид линз в очках и то, какой дефект зрения (близорукость или дальнозоркость) они исправляют. После выполнения этого задания капитаны решают физический ребус.
Вопросы ребуса:
1. Точка, в которой собираются все лучи, прошедшие через собирающую линзу; 2 буква
2. Частично освещенное пространство;5 буква
3. Единица измерения оптической силы линзы; 6 буква
4. Один из основных элементов оптических приборов; 5 буква
5. Вид предмета на экране; 7 буква
6. Излучение, видимое глазом; 3 буква
7. Оптический прибор, позволяющий рассматривать предметы, находящиеся на большом расстоянии от наблюдателя; 3 буква
8. Раздел физики, в котором изучаются световые явления; 4 буква
9. Оптический прибор, образующий изображение предмета путем отражения падающих на него лучей. 2 буква
При правильных ответах на все вопросы капитаны должны получить ключевое слово «отражение».
Во время работы капитанов остальные члены команды тянут задание для построения изображений в линзах. Задания дифференцированы. Задание, за которое можно получить 2 балла – желтая карточка, 3 балла – синяя, 4 балла – зеленая и 5 баллов – красная карточка. У членов команды есть выбор.
В данном конкурсе проверяются: сообразительность и знания капитанов, умение построить изображение – у членов команд.
5. Физминутка.
Потрудились – отдохнем,Встанем – глубоко вздохнем.Руки в стороны, вперед, влево, вправо, поворот.Три наклона, прямо встать,Руки вниз, затем поднять,Руки плавно опустили, всем улыбку подарили.
6. Конкурс изобретателей.
Командам предлагается решить экспериментальные задачи. Участвуют все члены команды. Проверяется не только правильность решения, но и оригинальность подхода к решению и умение работать в коллективе.
Задача №1.
Сколько изображений свечи образуется между двумя параллельными зеркалами?
Объясните полученный ответ.
Задача№2.
Сколько изображений образуется между двумя зеркалами, расположенными под углом α друг к другу. Найдите математическую закономерность.
Задача№3.
Проведите опыт. Круг поделите на семь равных секторов и разукрасьте каждый сектор в один из цветов спектра соответственно по порядку цветов спектра. Круг раскрутите вокруг своей оси (на карандаше или осторожно на миксере). Что вы наблюдаете? Объясните это явление.
Задача№4.
Проведите опыт. Круг поделите на три равных сектора и разукрасьте их красным, синим и зеленым цветами. Круг раскрутите вокруг своей оси (на карандаше или осторожно на миксере). Что вы наблюдаете? Объясните это явление. Сделайте выводы.
7. Подведение итогов урока.
К этому моменту урока баллы должны быть подсчитаны, победитель определен. Но по возможности необходимо оценить труд каждого ученика.
ОБЪЯВЛЯЕТСЯ КОМАНДА – ПОБЕДИТЕЛЬ, ЛУЧШИЙ КАПИТАН И ОЦЕНКИ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ КЛАССА.
8. Рефлексия.
ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ОПРОСА.
Что узнали для себя нового?
Что заинтересовало? Почему?
Проанализируйте свою работу на каждом этапе.
Что показалось интересным?
Что самое главное и что надо запомнить?

9. Домашнее задание.
Творческое задание на выбор:
1. Сделайте модель зеркального перископа, используя два плоских зеркала и картон.
2. Подготовьте сообщение на тему: «Как объяснить цвет неба?»
Домашнее задание обязательно подлежит оценке!