Конспект занятия по логопедии на тему Дифференциация звуков и букв С-Ц
Тема : Дифференциация звуков и букв С-Ц
Цели:
Коррекционно-образовательные: уточнение и сравнение артикуляции звуков, закрепить различение звуков в слогах, словах и предложениях
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, совершенствовать выразительность речи, развитие речи, фонематического слуха, грамматического строя речи, памяти, мышления, внимания, воспитывать познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение работать самостоятельно.
Ход занятия
ППН
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Игра с мячом “Наоборот”.
Маленький –
Высокий –
Широкий –
2. Сообщение темы занятия
Мы начинаем наше занятие. С закрытыми глазами вы на ощупь определите, какие буквы лежат перед вами. Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня?
Тема нашего занятия – различение звуков “с” и “ц” в слогах, словах и в предложениях.
Уточнение артикуляции “с” и “ц”.
Характеристика звука.
Ребята, давайте вспомним, звук “ц” какой?
(согласный, глухой, всегда твердый)
А звук “с”?
(согласный, глухой, твердый)
Возьмите зеркала и произнесите эти звуки С, Ц. Чем они похожи? Чем звуки отличаются?
Как образуется звук С?
При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в “улыбке”. Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов.
Как образуется звук Ц?
При этом звуке зубы обнажены в “улыбке”, сближены или сомкнуты. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.
Поднесите палец к губам, ребенок спит-ц-ц-цОткройте кран с водой, слышим звук с-с-сКакими буквами мы обозначаем звуки “с” и “ц”?
Правильно, буквами с и ц.
4. Игра «Слушай внимательно»
Дети показывают букву на услышанный звук С или ЦМ ц н с д ц к с
Сабля, седло, граница, стена, цапля, цирк, колесо, ножницы, самовар, птицы.
5.Игра “ Волшебный квадрат”
Какое слово я произнесла последним?
Как называется дом птицы? (гнездо)
Давайте поселим птиц в гнезда.
Учащимся даются листы с квадратами и изображения птиц.
Отгадай загадку и поставь картинку в “ Волшебный квадрат”.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).
– Найди на столе картинку с изображением сороки и поставь ее в правый верхний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь).
– Найди на столе картинку с изображением снегиря и поставь ее в средний правый квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля).
– Найди на столе картинку с изображением цапли и поставь ее в нижний средний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?
Этот старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).
– Найди на столе картинку с изображением аиста и поставь ее в в средний левый квадрат. Какой звук ты слышишь? На каком месте стоит звук?
Прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).
– Найди на столе картинку с изображением ласточки и поставь ее в верхний средний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица).
– Найди на столе картинку с изображением курицы и поставь ее в правый нижний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова).
В слове сова на каком месте стоит звук? В какой квадрат мы поставим? В центральный правильно. Молодцы!
6.Игра «Разложи картинки»
А теперь этих птиц разделим на две группы.
(дети берут картинку с изображением птицы, называют ее и кладут возле соответствующей буквы)
С ЦФизминутка.
А теперь отдохнем.
«Медведь, заяц, цапля»
Учитель медленно стучит в бубен- дети показывают походку медведя, стучит в бубен быстро- прыгают, как зайцы, не стучит в бубен- показывают цаплю.
Медведь, заяц, цапля.
Кто здесь лишний?
Почему?
Как назовем остальных?
Чем птицы отличаются от животных?
7.Письменная работа.
А теперь откроем тетради и запишем число.
Я буду вам читать слова, а вы записывать дежурную букву С или Ц.
Снегирь, сорока, курица, соловей, цапля, цыпленок, клест, гуси, скворец.
8. Работа по карточкам
Вставить пропущенную букву в словах
…негирь, …орока, кури…а, …оловей, …апля, …ыпленок, клее…т, гу…и, …кворе… .9.Чтение предложений по карточке, заменяя картинку словом.
У маленький хвост.
вылупился из .
На столе стоят .10. Итоги занятия.
С какими звуками мы сегодня работали?
А сейчас узнаем, кто из вас сможет назвать больше слов со звуками С и ЦИгра соревнование «Кто больше?»
Дети называют слова, за каждое названное слово учитель вешает фишки на дереве .