Разработка урока по логопедии на тему:Дифференциация букв и звуков П – Т, [П и Т]
Дифференциация букв и звуков П – Т, [П' и Т'];
Задачи:
Развитие речи:
Учить дифференцировать звуки [ П и Т]; [П' и Т']
Уточнять и сравнивать артикуляцию и произношение звуков [П - Т]; [П' и Т'];
Учить соотносить звук с соответствующей буквой;
Расширение словарного запаса.
Коррекционно – образовательные:
Развитие навыков фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза и логического мышления;
Развитее общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, тактильных ощущений, мимики, интонационной стороны речи;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к знаниям, чувство товарищества и доброжелательности;
Формировать навыки сотрудничества и инициативности.
Планируемые результаты (целевые ориентиры): обучающийся должен дифференцировать звуки [ П и Т]; может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; способность к волевым усилиям, умеет подчиняться правилам поведения; проявляет инициативу и самостоятельность в общении, обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.
Оборудование:
предметные картинки, звуковые линейки, звуковые модели, набор букв, индивидуальные зеркала.
1.Создание мотивационного поля (орг. момент).
Зачеркните все буквы, которые встречаются в строке три раза, и соедини оставшиеся. Прочитай.
П Р Ю О Г Д Ч Ю Г Т Б О Р Д В Г Д Ы Б Ю Й Р Д Б
З Е Я Ж З Щ Е З Л И Е Л Л Ж К Е Ж
Какое слово получилось? (почтовый ящик)
Какой первый звук слышится в слове почтовый? (звук П).
назовите 4-ый звук в слове почтовый (звук Т).
2. Работа со словом.
Какая профессия у человека, который приносит почту (почтальон). А кто назовет имя почтальона (ПЕЧКИН). Вот сегодня у нас в гостях почтальон Печкин. Откуда Печкин?
Какой первый звук слышится в слове Печкин (звук Пь).
Назовите мягкую пару звука Т (звук Ть).
3. Сообщение темы.
Сегодня мы будем продолжать работу над звуками П-Т, Пь-Ть.
а) Характеристика работы органов артикуляции.
губы
зубы
язык
гол.связки
П- Пь
Смыкаются. На Пь губы смыкаются сильнее.
разомкнуты
лежит внизу
не работают
Т- Ть
разомкнуты
разомкнуты
за верхними зубами, кончик языка. На звук Ть язык напряжен.
не работают
б) Характеристика звуков: П – согл.,тв.,гл. Пь- согл., мяг.,гл.
Т - согл., тв., гл. Ть - согл., мяг., гл.
в) Какой буквой на письме, обозначается звук П, звук Т.(звуковые модели).
4.Беседа по теме.
В какой деревни жил Печкин? (Простоквашино). У нас в почтовом ящике лежит письмо. Нас с вами приглашают в гости. А поедем мы с вами на электричке. Но, чтобы добраться до электричке мы поедем на метро (метрополитен – подземная, надземная на эстакадах городская железная дорога). Что такое метро?
Чтение слоговых таблиц со звуком Т, ТЬ и П, Пь.
5. Игра «Поймай звук». (поднять соответствующую схему звука Ть).
а) из слогов: пи, до, то, ути, ба, те, ато, стя, тол, пио, тим, ату.
б) из слов звук Пь: петух, кот, Печкин, булка, теленок, репа, парусник (корабль под парусами).
в) Кто помнит, на чем мы добирались до электрички. Составить звуковую модель слова МЕТРО
ПЕЧКИН
г) Звуковая линейка. На каком месте по счету слышится заданный звук Т.
Кот (3), Метро (3), Телега (1), Самолет (7), Электричка (5), Теплоход (1, 3, 8), Автобус (3). Проверка.
6. Задания по станциям.
Ну, вот доехали мы станции. И дальше поедем, кто отгадает на чем?
Что за чудо синий дом
Ребятишек много в нем
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус). Какой звук слышится в слове?
7. Работа в тетради.
Графический диктант.
а) Выписывание букв Т - П в тетрадь. Хватай-ка, велосипеды, такси, поезда, метро, Шарик, плот, деревня, самолет, вертолеты. Что такое плот? (Плот - это скрепленные в несколько рядов бревна для сплава или переправы на них по воде).
Проверка. Сколько букв Т(7), букв П (3).
8. Работа со словами.
Распределить слова в два столбика, 1-ый с буквой Т, 2-ой с буквой П. (кот, лапа, полка, лото). Проверяем. На доске буквы и к ним нужно расставить картинки.
9. Ориентирование по картинке.
Ну, вот добрались мы с вами до деревни. Посмотрите и скажите. Составление предложений по картинке.
10. ФИЗМИНУТКА.
11. Игра «Назови слово правильно»
Как красиво и хорошо в Простоквашино. И вот снова задание.
ТРАКТОР – ТРАТОРК
ПОЕЗД - ПОЗДЕ
ВЕЛОСИПЕД – ВЕСИЛОПЕД
ТРАМВАЙ – ТРАВАЙМ
ТАКСИ – ТАСИК
ТЕПЛОХОД – ТЕПХОЛОД
САМОЛЕТ - САЛЕТМО
Слова выкладываются из букв на наборном полотне. По мере называния правильных слов, вывешиваются картинки.
12.Беседа о своем городе.
Посмотрите, какие буквы написаны правильно, покажите и назовите достопримечательности нашего города на ту букву, которую вы показали.
Театр, площадь Ленина, Кукольный театр, танк, Парк культуры и отдыха.
13.Работа над словарным запасом.
Теперь посмотрите на наши картинки и скажите, как все это назвать одним словом. (Транспорт) А почему я картинки расположила в четыре столбика?
Наземный вид транспорта (поезд, трактор, автобус, велосипед, трамвай, такси).
Водный вид транспорта (теплоход, парусник, плот).
Воздушный вид транспорта (самолет, вертолет).
А куда мы отнесем метро? Кто знает? Метро – это подземный вид транспорта.
13. Слепить из пластилина букву П- Т.
14. Рефлексия.
-О каких звуках мы говорили?
- Что было трудно?
- Оцените свою работу на уроке.