Урок отработки умений и рефлексии по теме Имя существительное
Тема урока: Отработка умений и рефлексии по теме «Имя существительное»
Цели урока:
Деятельностная - формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.
Содержательная цель – закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов по теме «Имя существительное»
Планируемые результаты:
предметные: закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли существительных; закрепление умения находить и использовать существительные в тексте; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи средств художественной выразительности; воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД: эстетическое, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока – отработки умений и рефлексии
Метод ведения урока: сочетание репродуктивного метода (воспроизведение сообщений) с проблемным (ответы на проблемные вопросы) и исследовательским (мини-исследования, творческое сочинительство)
Форма работы: групповая (3 группы по 6 человек)
Наглядность: высказывание известных людей о русском языке, о слове, ассоциативный ряд к теме «Имя существительное», зачетные тетради, синквейны, карточки, сочинения учащихся, тесты, ступеньки знаний.
Технические средства: применение медиааппаратуры для демонстрации компьютерных слайдов (рисунки учащихся, коллажи), использование музыкальных фрагментов.
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Разбудить «хочу», «надо» и «могу» ребёнка, установить
тематические рамки урока.
Давайте настроимся на серьёзную работу на уроке
Я настроиться вам помогу,
Чтобы были везучими.
Повторите по сто раз-
Разойдутся тучи
У меня всё хорошо,
А будет ещё лучше!
Передайте позитив друг другу
-Привет, друг!
-Привет, подруга!
Помни девиз
(учащиеся хором повторяют девиз)
-Умеешь сам – научи друга!
Проведем аутотренинг
ученик
личность творческая
Я думаю
хочу знать
Выберите смайлик, который соответствует вашему состоянию в начале урока. Определите, на какой ступеньки знаний вы находитесь в начале урока. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам подняться на ступеньку выше к вершине знаний. А помогать и контролировать вас будут капитаны команд. За каждый правильный ответ получаете лучик к своему смайлику. Кто больше соберет лучиков, тот и будет награжден особыми знаками отличия нашего урока. А в результате вы получите коллективный портрет команды.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Подготовка мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднения.
Учитель: (под музыку) Сколько необыкновенно красивых и интересных слов в нашем языке. Они искрятся, переливаются, звенят, горят.
Слово сопровождает нас в течение всей жизни. Оно имеет над нами огромную власть, власть магическую, мы заколдованы словом и живем в его царстве.
Вы нашли и выучили высказывания известных людей о богатстве и красоте русского языка.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи.
Н. В. Гоголь
Русский язык чрезвычайно богат, гибок, живописен для выражения простых, естественных понятий.
В. Г. Белинский
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
Все, что существует, оно обозначает,
На вопросы кто? и что? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склонения есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
Все правила по теме вы друг другу рассказали
И тему урока мне живо подсказали…
Правильно, «Урок отработки умений и рефлексии по теме «Имя существительное»
Урок рефлексии
Даст нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
3.Этап локализации индивидуальных затруднений.
Осознание места и причины собственных затруднений и уточняется алгоритм исправления ошибок.
- А какие ассоциации у вас возникают со словом «Имя существительное»? (ассоциативное рисование)
4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Постановка целей коррекционной деятельности и выбор способа и средств их реализации. Выбор способа (как?) и средств (с помощью чего?) будет проведена коррекция знаний.
-А какие цели мы перед собой ставим? (Ответы учащихся)
- Для грамотной работы нам нужен чёткий алгоритм действий. Давайте
составим план, по которому было бы удобно работать. Вы разбились на 3 группы. Выбрали капитана, сдали им правила. Капитаны, назовите средний балл группы по знанию теории.
- Капитаны, доложите о готовности группы к уроку рефлексии и план работы на уроке.
Алгоритм действия специалистов 3 групп:
1.Общее грамматическое значение. Постоянные признаки
2.Непостоянные признаки
3.Синтаксическая роль
5.Этап реализации построенного проекта.
На этом этапе учащийся самостоятельно находит и исправляет свои ошибки.
Проверим домашнее задание :
1) Блиц - турнир ( по цепочке) стр. 142 учебника
-Ребята, что обозначает блиц ( Быстрый , молниеносный)
-Что называется именем существительным? ( связная речь)
2)А какие для вас были самые сложные орфограммы при изучении темы?
Одно из домашних заданий было составить самодиктант на изученные орфограммы. В роли учителя ученик. Сколько слов? (20-25) По цепочке объясняем.
Ночь, дичь, с крыш дач, сыч, бородач, шепот, шорох, девчонка, грачом, дирижер, ночевка, желудь, неряха, недруг, не правда, а ложь, северо-запад,
темно-синий, снегоход, вице-президент.
3) По желанию , составить лингвистическую сказку об имени существительном. Зачитайте
4). А сколько карточек для индивидуальной работы вы подготовили?
- Восстановите текст ( слайд № )
6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основная цель – закрепление способов действий, вызвавших
затруднения.
-А какой слово вы хотели бы сегодня взять для лексической работы?
Зима.
(Слайд № )
Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное.
-Какие пословицы вы подготовили о зиме? А стихотворения ?
- Подберем однокоренные слова и укажем способ образования.
Зимушка, зимовье, озимые, зимник ( путь через замершие реки), зимовка(полярная), зимний, зимовать.
- Подберите синоним к слову «зима» ( чародейка, кудесница, Белоснежка, красавица, невеста, волшебница
Физкультминутка
Комплексный анализ текста
Слайд
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу. (По И. Соколову-Микитову)
Работа по группам
№п/п 1 группа 2 группа 3 группа
1 Докажите, что перед вами текст. Обратите внимание на заголовок. Что в нем отражено: тема или основная мысль? Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
2 Определите тему текста. Определите стиль текста Объяснить пунктограммы
3 Определите основную мысль текста. Тип речи Назвать художественные приемы
4 Выписать все имена существительные. Определить собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные Выписать все имена существительные. Определить род, склонение. Выписать все имена существительные.Определить падеж, число, синтаксическую роль
№п/п слово собст. нариц. одуш. неод род скл па-деж чис-ло синтаксич.
роль
1 Зимы + + - 1 Им. мн Подл.
2 (в) Росии + + ж 1 П. ед Обст.
3 Непогоду + + ж 1 В. ед Дополн.
4 Дни + + - 2 Им. мн Подл.
5 (На) солнце + + ср 2 П. ед Обст.
6 Сугробы + + - 2 Им. мн Подл.
7 (Подо)льдом + + м 2 Тв. ед Дополн.
8 Речонки + + - 1 Им. мн Подл.
9 Зима + + ж 1 Им ед Подл
10 Шубкой + + ж 1 Тв. ед Дополн.
11 Земля + + ж 1 Им. ед Подл.
12 Силу + + ж 1 Вн. ед Дополн
8. Сделайте вывод
Рисование словом
9. Перед нами стоит непростая задача, составить словесную зарисовку « Зима - волшебница в лесу».
- Словесная зарисовка это небольшой текст.
- Как по-вашему, по типу это будет какой текст? ( описание)
- Что нам для этого нужно будет сделать? (собрать необходимый материал)
- А основной задачей будет проверка утверждения о том, что использование в речи изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений) сделает текст красочным, выразительным, ярким.
Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.
- А по характеру какая это может быть музыка?
- А кто ещё может сочинять музыку?
- Великий композитор Пётр Ильич Чайковский создал альбом «Времена года». Сейчас мы послушаем пьесу « Декабрь» из этого сборника.
- Я предлагаю вам совершить мысленное путешествие по зимнему лесу. Любуйтесь, наслаждайтесь его красотой. Попробуйте составить предложения с изобразительно - выразительными средствами языка о лесе, деревьях, снеге, реке, солнце, воздухе …. ( слова-опоры на доске)
Слайд
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем.
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки.
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.
Зима – будто настоящая Снежная королева, холодная и иногда неприветливая. Зато прекрасная в своих шикарных белых одеждах из снега и украшениях из бриллиантов льда. Набросив на плечи шаль из ветра и метели, зима неслышным шагом легко ступает по земле, радуя нас своей красотой
Аж в глазах рябит, когда смотришь на такой насыщенный жемчужно-белый колорит красок! На переднем плане стоят величественные, все засыпанные в снегу ели - великаны, упирающиеся своими кронами в небо. Сразу бросается в глаза серебристое пушистое полотно, прикрывающее совершенно все вокруг
Мы видим покрытые жемчужным инеем деревья. Две ёлочки-сестрёнки одеты в нарядные белые шубки. Берёзы тоже щеголяют в прекрасных зимних нарядах. На заднем плане изображена толпа ёлочек, тоже в белом. Переливающимся снегом покрыта земля. Зима - очень красивое время года. Как будто природа готовится к свадьбе
Каждая веточка как бы старается придать зимнее настроение, очаровывая своей хрупкой красотой. Ощущение, будто весь мир теперь имеет такой волшебный белый окрас, укрывшись нежным хрустальным инеем
Лес чарует своей загадочностью.
- Какие чувства вызвала у вас прогулка по зимнему лесу?
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Рефлексия достижения цели и создание (по возможности)
ситуации успеха.
Тест. «4»- (стр.142 учебника)
«5» + составить синквейн к теме зима
Самопроверка: 1-4), 2.-4), 3.-4), 4.-4), 5-3), 6.- 2)
Зима
Морозная, вьюжная
Холодит, щиплет, злиться
Два друга: мороз да вьюга
Проказница
Зима
Теплая, крымская
Удивляет, наполняет, располагает
Теплые дни в январе недобром отзываются
Волшебница
Зима
Волшебная, русская
Серебрит, покрывает, воодушевляет
Зима – не лето, в шубу одета
Красавица
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
При положительном результате предыдущего этапа учащиеся
продолжают выполнять творческие задания, при отрицательном – повторяют вариативно похожие задания.
-Наш урок подошёл к концу. Пора подвести итоги . Все грамматические категории имени существительного мы повторили ? Отправляемся на станцию «Коротких ответов».
-Что повторяли?
-Что называем именем существительным?
Составление по цепочке коллективного синквейна к теме « Имя существительное»
Имя существительное
Собственное, нарицательное
Называет, развивает, украшает
Самостоятельная часть речи
Предмет
Домашнее задание: «4»- упр. № 274
«5»- исследование комплексного анализа текста по алгоритму (стихотворение о зиме)
-Подведение итогов: кто самый лучший ?( Подводим итоги ).
Поднимите руки, кто заработал на уроке больше лучиков, у кого самый яркий смайлик? А посмотрите, какими яркими красками засияла наше имя существительное и елочка ожила, благодаря вашим смайликам и знаниям! Вы вдохнули в нее жизнь.
Молодцы! Вы получаете поощрительные медали «Так держать!». Остальные исследователи имени существительного идут за ними след в след, и отличные результаты не за горами.
9.Этап рефлексии деятельности на уроке.
Осознание метода преодоления затруднений и самооценка.
Что понравилось на уроке? Как оцените свою работу на уроке? Какое ваше настроение? Кто из вас добавил знания и поднялся на ступеньку выше?
«Оцени свою работу»
1)Быстро?............................................................
2)Старался ?(аккуратно, красиво)...................
3)Без ошибок?.......................................................
4)Доволен работой?..............................................
Оценка ! – если без ошибок
Оценка + - если1- 2 ошибки
Оценка - -если 3 и больше 3-х ошибок
Рефлексия в виде анкеты.
Заполните небольшую анкету:
-Сегодня на уроке я узнал…..
-Сегодня на уроке я научился…….
-Мне было трудно………..
Надо поработать………………..
Желаю ребятам и учителю………….
Рефлексия в виде лесенки.
Где я? Вверху? Внизу? Посередине?
Молодцы! Урок окончен.
Но мы сохраним тебя русская речь -
Великое русское слово!
Приложение 1
Комплексный анализ текста
Русская зима
Х…р…ши снежные зимы в Рос(с)ии! (Не)погоду см..няют ясные дни. Бл..стят на со…нце глубокие сугробы, скрылись подо льдом маленькие реч..нки. Пр..порошила зима землю снежной шу…кой. Отдыхает земля, наб…рает силу. (По И. Соколову-Микитову)
Работа по группам
№п/п 1 группа 2 группа 3 группа
1 Докажите, что перед вами текст. Обратите внимание на заголовок. Что в нем отражено: тема или основная мысль? Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
2 Определите тему текста. Определите стиль текста Объяснить пунктограммы
3 Определите основную мысль текста. Тип речи Назвать художественные приемы
4 Выписать все имена существительные. Определить собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные Выписать все имена существительные. Определить род, склонение. Выписать все имена существительные.Определить падеж, число, синтаксическую роль
№п/п слово собст. нариц. одуш. неод род скл па-деж чис-ло синтаксич.
роль
8. Сделайте вывод