Морфемный и словообразовательный разбор слова. Открытый урок в 6 классе 
ОТКРЫТЫЙ УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Морфемный и словообразовательный разбор слова
Цель:  назначение и  различие морфемного  и словообразовательного  разбора слова
Задачи: 
- знать особенности морфемного и словообразовательного разбора слова; 
- уметь устно и письменно выполнять разборы  и графически выделять  морфемы;
-  развивать словотворчество учащихся; 
- воспитывать интерес к слову,  его строению, истории его рождения.
Ход урока:
 Организационный этап (оформление записи в тетради, настрой на работу)
Эпиграф на доске
 Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.( записать в тетрадь, дать характеристику предложению, объяснить орфограммы)
Речевая разминка.
Серёжа хвастал Тан…, что в зоопарк  х…дил,
Что льва к…рмил с ладони, катался на питон…,
Слона за хвост водил.
Ещё сказал он Тан…, что гладил в клетк…  рысь, 
Что пончики у пони в субботу  р…дились.     (Е.Солонович)
- Прочитайте стихотворение про себя.  С какой интонацией  следует читать? (иронической)
-Какое слово подсказывает такую  интонацию?
- Какой темп речи?
Прочитайте вслух.  Какое слово  в тексте обратило на себя  внимание?  Чем?
- Как  образовал это название Серёжа? А как же надо назвать детёнышей пони? (жеребёнок)
Актуализация знаний.
Чтение фрагмента из произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- О чём нам говорит название города и его жителей? Докажите.
Прибывши домой,  головотяпы немедленно выбрали болотину,  заложив на ней город,  назвали Глуповым,  а себя по тому городу глуповцами.
- Выделите морфемный состав в названии города и его жителей. Какие ещё слова в этом предложении указывают на характер жителей города Глупова? Каким способом они образованы?
(Глупов- глупый,  глуповцы – Глупов,    болотина – болото,  головотяпы – тяпать головой)
Изучение нового.
- Как называются разделы лингвистики, изучающие состав слова?  Способ образования слов?
1)работа с учебником, стр. 124
2) Чем отличается морфемный разбор слова от словообразовательного?
3) выполнение упр. 226 у доски  а) с суффиксами;  б) без суффиксов
- обозначить значимые части записанных слов. 
-Какой это получился разбор? (морфемный)
В тетради выполняют упр. 227
-Какой это разбор? (словообразовательный)
Работа с текстом    Н.Сладкова «Языкознание»
           В лесу  как на ноги встал, глаза открыл, - так и школьник. Изучай лесные науки:  хищниковедение, пряткоумение, послушание. Но есть предмет и полегче – ягодознание. Это самый любимый глухарят. Морошку и землянику глухарята одолевают легко и быстро.  И никогда их ни с чем не путают.  А вот чернико-  и   голубикознание даются им с трудом.
- Какие слова в тексте кажутся вам интересными с точки зрения их состава или словообразования?  Выпишите их и  выполните словообразовательный разбор и разбор по составу.  
Приведите примеры слов из данных текстов , образованные  морфемными и неморфемными способами.
Итог урока
-  Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?  (состав слова и способ образования слова)
– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили.
– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой. 
Рефлексия
1.Главным для меня на уроке было то, … 
2.Теперь я буду знать, что … 
      3.Меня огорчило то, что … 
     4.Я рад, что… 
       5. Я хотел бы, чтобы …                                                     - Возвратимся к эпиграфу урока. Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?
8. Домашнее задание: п, 43,  упр. 230,  подобрать интересные слова для разбора (имена собственные, название улиц, населённых пунктов, акказионализмов, детских слов)
 9. Оценки за урок.
1.Серёжа хвастал Тан…, что в зоопарк  х…дил,
Что льва к…рмил с ладони, катался на питон…,
Слона за хвост водил.
Ещё сказал он Тан…, что гладил в клетк…  рысь, 
Что пончики у пони в субботу  р…дились.     (Е.Солонович)
1.Серёжа хвастал Тан…, что в зоопарк  х…дил,
Что льва к…рмил с ладони, катался на питон…,
Слона за хвост водил.
Ещё сказал он Тан…, что гладил в клетк…  рысь, 
Что пончики у пони в субботу  р…дились.     (Е.Солонович)
1.Серёжа хвастал Тан…, что в зоопарк  х…дил,
Что льва к…рмил с ладони, катался на питон…,
Слона за хвост водил.
Ещё сказал он Тан…, что гладил в клетк…  рысь, 
Что пончики у пони в субботу  р…дились.     (Е.Солонович)
1.Серёжа хвастал Тан…, что в зоопарк  х…дил,
Что льва к…рмил с ладони, катался на питон…,
Слона за хвост водил.
Ещё сказал он Тан…, что гладил в клетк…  рысь, 
Что пончики у пони в субботу  р…дились.     (Е.Солонович)
2.Прибывши домой,  головотяпы немедленно выбрали болотину,  заложив на ней город,  назвали Глуповым,  а себя по тому городу глуповцами.
2.Прибывши домой,  головотяпы немедленно выбрали болотину,  заложив на ней город,  назвали Глуповым,  а себя по тому городу глуповцами.
2.Прибывши домой,  головотяпы немедленно выбрали болотину,  заложив на ней город,  назвали Глуповым,  а себя по тому городу глуповцами.
2.Прибывши домой,  головотяпы немедленно выбрали болотину,  заложив на ней город,  назвали Глуповым,  а себя по тому городу глуповцами.
3.
«Языкознание»
           В лесу  как на ноги встал, глаза открыл, - так и школьник. Изучай лесные науки:  хищниковедение, пряткоумение, послушание. Но есть предмет и полегче – ягодознание. Это самый любимый глухарят. Морошку и землянику глухарята одолевают легко и быстро.  И никогда их ни с чем не путают.  А вот чернико-  и   голубикознание даются им с трудом.
                                                                                                                 
                                                                                                                                Н.Сладков             
«Языкознание»
      3.     В лесу  как на ноги встал, глаза открыл, - так и школьник. Изучай лесные науки:  хищниковедение, пряткоумение, послушание. Но есть предмет и полегче – ягодознание. Это самый любимый глухарят. Морошку и землянику глухарята одолевают легко и быстро.  И никогда их ни с чем не путают.  А вот чернико-  и   голубикознание даются им с трудом.
                                                                                                                 
                                                                                                                                Н.Сладков             
«Языкознание»
        3.   В лесу  как на ноги встал, глаза открыл, - так и школьник. Изучай лесные науки:  хищниковедение, пряткоумение, послушание. Но есть предмет и полегче – ягодознание. Это самый любимый глухарят. Морошку и землянику глухарята одолевают легко и быстро.  И никогда их ни с чем не путают.  А вот чернико-  и   голубикознание даются им с трудом.
                                                                                                                 
                                                                                                                                Н.Сладков             
«Языкознание»
3.           В лесу  как на ноги встал, глаза открыл, - так и школьник. Изучай лесные науки:  хищниковедение, пряткоумение, послушание. Но есть предмет и полегче – ягодознание. Это самый любимый глухарят. Морошку и землянику глухарята одолевают легко и быстро.  И никогда их ни с чем не путают.  А вот чернико-  и   голубикознание даются им с трудом.
                                                                                                                 
                                                                                                                                Н.Сладков