Конспект урока по русскому языку на тему Морфемный разбор (5 класс)
Тема: Морфемный разбор слова.
Цель: Познакомить с порядком морфемного разбора слова. Формировать умение производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.
Задачи урока:
Предметная: совершенствовать навык разбора слов по составу с учётом чередования в различных морфемах;
Метапредметная: формировать навык доказательности в языковых рассуждениях путём подбора аналогичных примеров;
Личностная: пробуждать интерес к языку.
Оборудование: презентация, проектор, учебник.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Словарная работа. Запишите слова.
Широкая скатерть, печём пирожки, прополоскать стаканы, колоть дрова, далёкий край, отварной картофель, земляничное варенье, съесть бутерброд, готовлюсь к отъезду, пушистый хвост. (1 учащийся работает у доски, взаимопроверка.)Игра «Интересные слова». Части слов потеряли друг друга. Если их прочитать отдельно, то получатся одни слова, а если соединить, то другие. Соедините половинки слов. Какие слова у вас получились?
БАЛ
БЕС
ВИНО
ВОЗ
ГРИБ
КОМ ЕДА
ОЧКИ
ПОТ
КОН
ГРАД
ДУХ
3. Определение темы урока. Разберите слово словесный по составу. Какой в нём суффикс? В каких ещё словах он встречается? Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
4. Работа над темой урока. Ознакомление с порядком морфемного разбора (учебник, с.27).
Выполните морфемный разбор слов морозец, серебряным, почитают, дирижёр, журналист, посмотрим, снежинкой. (двое учащихся работают у доски)
Упражнение 432 устно.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление. Выполните морфемный разбор слов: забираться, наводнение, думаешь, радость, красивыми.
6. Рефлексия. Из каких частей состоит слово? Что нужно учитывать при морфемном разборе? (нулевые окончания, неизменяемость слова, лексическое значение).
7.Домашнее задание. Параграф 80-81; Выполните морфемный разбор слов: перевозчик, трактористы, сварщик, вносишь, прекрасного. Отдельной группе составить предложения с данными словами.