Конспект урока по русскому языку Орфограмма


Тема «Что такое орфограмма? Орфографическое правило» (урок открытия нового знания по ФГОС)
Цель: развитие умений находить орфограмму, графически определять ее
Этапы урока План урока Инструменты безотметочного оценивания Алгоритм оценки
Этап мотивации к учебной деятельности
Цель – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу»;
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности «надо»;
установить тематические рамки учебной деятельности «могу» Ребята, сегодняшний урок я начну с пословицы «Пиши, да не спеши». Как вы понимаете смыл этих слов?
(Нужно сначала подумать, а затем написать)
«Барометр настроения» Прежде чем начать писать предлагаю вам отразить свое настроение в начале урока (у детей на партах заготовки – смайлы)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель – подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии Скажите, что необходимо, чтобы писать без ошибок?
(Нужно знать правила). А все ли правила мы знаем?
Словесная оценка Выявление места и причины затруднений
Цель – организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения Прочитайте слова, написанные на доске:
Снежинка, пушистый, уши, живет.
Поставьте ударение
(Ребенок самостоятельно у доски)
Найдите и подчеркните места в словах, где можно выбрать разные буквы для обозначения звука (или другие буквы вместо тех, которые записаны)
произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте? Словесная оценка
Коллективная проверка Что мы сейчас делали?
Кому было легко?
Кто мог с этим заданием справиться самостоятельно?
Построение проекта выхода из затруднения
Цель – постановка целей учебной деятельности Есть особое слово для опасного места – орфограмма. Это и будет темой сегодняшнего урока.
Сформулируем цели:
1.Определить, что такое орфограмма
2.Научиться находить орфограмму в словах
3.Узнать, какие есть виды орфограмм
4.Учиться писать слова с орфограммами Что мы сейчас делали? Планировали свою деятельность
Реализация построенного проекта
Цель – реализация нового способа действий и формирование его при решении задачи Итак, делаем выводы:
Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.
Но мы выбираем какую-то одну букву, букву и, а не ы. Почему? (есть такое правило)
Что помогает выбрать букву в слове?
Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове. Значит не всегда мы пишем так, как слышим, мы следуем правилу.
Это орфограмма. В переводе с греческого «Орфо – это правильно». То есть правильное написание.
Прогностическая оценка Всем ли понятно, что такое орфограмма?
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель – усвоение учащимися нового знания Прочитайте определение орфограммы в учебнике.
Как определить, что перед вами орфограмма?( на слух не можем сказать, какую букву написать)
Как она подчеркивается?
Что вы так уже подчеркивали? (Опасное место)
Спишите и найдите орфограммы: Моржи жили в_море.
Вырабатывается алгоритм рассуждения по поиску орфограммы.
– Здесь есть орфограмма-буква безударного гласного о (моржи), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать, а или о; буква ударного гласного и, так как слышим другой звук [ы], буква может быть ы, а не и; жили (аналогично с предыдущим примером); дальше орфограмма-пробел, так как слышим одно слово ([вмори]), можно написать слитно; последняя орфограмма – буква гласного е (в море), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать: е или и.
– Подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.)
На доске подчёркивает учитель.
– А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (Моржи и жили – буква ж, после ж пишется буква и.)
– Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет написание? (Двумя чертами.)
– Что же будет являться сигналом – будь осторожен, дальше опасность, есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж – сигнал опасности? (Ещё ш.)
– Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши.
– Какая буква будет орфограммой? (Буква и.)
– Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? (ж, ш)
– Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква и), сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жи-ши).
3. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр. 164.
– Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие – орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.)
«Волшебная линеечка»
Напомним, что чем выше ваша отметка на шкале, тем выше вы себя оценили! Что именно будете оценивать при выполнении этого задания? Рядом с предложением нарисуйте линеечку и оцените свою работу.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
Цель – интериоризация нового способа действия и коллективная рефлексия Работа с карточками
Записать только слова с буквосочетаниями ЖИ, ШИ.
1) У реки растут камыши.
2) После дождя во дворе лужи.
3) Цветут ландыши.
4) Поют чижи.
5) Улетели стрижи.
6) Ерши живут в реке, моржи - в море, ежи - в лесу.
7) Лыжи натерли жиром.
8) У Лены карандаши.
9) Мой чище уши.
10) Хороши душистые розы.
11) У розы шипы.
12) Пиши без ошибок.
13) Пиши, да не спеши.
14) Кружились снежинки.
Взаимопроверка работ Что мы сейчас учились делать?
понравилось ли вам работать в парах?
Включение в систему знаний и повторения
Цель – повторение и закрепление ранее изученного, включение нового в систему знаний Проверочный диктант с дескрипторами по теме «Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн»
Словесное оценивание
Рефлексия
Цель – самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Вспомните цели урока! Выполнили мы их?
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чем испытали трудности?
«Почта» (все пожелания в конверт) Какая работа вам понравилась больше всего? С чем было сложнее?
Что именно нужно повторить еще?