Конспект урока по русскому языку Что такое орфограмма? Орфографическое правило
Конспект урока по русскому языку
Класс: 2
Тип: Закрепление
Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.
Цель: Закрепить понятие «орфограмма», умение детей практически пользоваться орфографическими правилами.
Задачи:
1. Продолжить учить детей находить орфограммы в словах; продолжить учить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы; повторить ранее изученные орфограммы.
2. Продолжить развитие письменной и устной речи; логического мышления, памяти, орфографической зоркости, внимания; продолжать обогащать лексический запас.
3. Воспитывать внимательность, любознательность и интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки с изображением птиц, карточки с деформированным текстом, наглядный материал.
Ход урока
Этапы Содержание УУД
1.Орг.момент. Здравствуйте ребята, меня зовут Вероника Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно. Выпрямите спину. Будьте активными на уроке и работайте усердно.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2. Минутка чистописания Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату)
– Назовите орфограммы в слове «Двадцать» (Заглавная буква Д, непроизносимая согласная «д»)
– Назовите орфограммы в слове «восьмое» (проверяемая гласная «о»)
Комментированная запись числа.
По середине тетради запишите сегодняшнее число.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа» посередине страницы на следующей строчке
– Какая орфограмма в слове «классная»? (Удвоенная согласная «с»).
– В слове «работа»? (Непроверяемая гласная «а» в корне слова).
На доске записаны сочетания букв «оро»
С начала следующей строки пропишите сочетания строчных букв до конца строки. 3. Словарная работа Сейчас мы проведем с вами словарную работу. Я буду загадывать загадку, а вы ее отгадывать, затем запишем отгадку в тетрадь.
Внимательно слушайте:
Скачет бойко по дорожке,
Подбирает с земли крошки.
Не боится голубей...
Что за птичка? ...(Воробей)
Показ картинки с изображением воробья.
Спишите слово внимательно с доски, подчеркните орфограммы и поставьте ударение.
На какой слог падает ударение?
Черноока, черноброва,
Птица эта монохромна,
Любопытна и умна,
Знает новости всегда.
Коль завидит, что блестит,
Сразу стянет в тот же миг,
Непоседа, белобока,
А зовут её …(Сорока)
Показ картинки.
Спишите слово внимательно с доски, подчеркните орфограммы и поставьте ударение.
На какой слог падает ударение?
Эта маленькая птица
Петь большая мастерица
На берёзке средь ветвей
Трель заводит... (Соловей)
Показ изображения.
А как вы понимаете, что такое трель?
Трель (итал.— дребезжать)
Спишите слово внимательно с доски, подчеркните орфограммы и поставьте ударение.
На какой слог падает ударение?
Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает(Ворона)
Спишите слово внимательно с доски, подчеркните орфограммы и поставьте ударение.
На какой слог падает ударение?
Подумайте, как одним словом можно назвать этих крылатых созданий? (Птицы)
Составьте предложение с этим словом. (Опрос 1-3 чел.)
4. Работа по тему урока. Актуализация знаний. Ребята, вспомните, а что такое орфограмма?
– Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.)
– Как она подчёркивается?
– А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание, помогает применить правило.)
- Какие буквы спрятались в этих узорах? (Буквы ы, ж, ш, и)
(Слайд с буквами)
- На какие группы можно разбить эти буквы? (Гласные ы, и; согласные ж, ш)
- Расскажите все, что вы знаете о гласных ы, и. (Они бывают ударными и безударными. Ы служит для обозначения твердости согласных на письме. И служит для обозначения мягкости согласных на письме)
- Расскажите все, что вы знаете о согласных ж и ш. (Ж обозначает звонкий, всегда твердый звук. Ш обозначает глухой, всегда твердый звук. Ж и Ш – парные согласные по звонкости и глухости.)
Откройте 112 стр. учебника. Прочтите правило написания жи-ши с буквой и вниз.
Прочтите стихотворение на слайде:
В поле травы хороши,
А на речке камыши,
Возле поля, мимо ржи.
Шли колючие ежи.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Шиповник, шины, камыши,
Все сочетания жи – ши,
Ты только с буквой и пиши.
Выпишите в тетрадь только слова с нужным правилом. Подчеркните орфограмму. Выписываем слова на следующей строчке, с красной строки, через запятую. (Проверка 1-2 чел.)
ФизминуткаОдин ученик выходит и проводит физминутку.
5. Обобщение и систематизация Уч-ся раздаются карточки с предложениями:
1.Отец похвалил его за правду.
2.Он решил узнать, кто разбил чашку.
3.Мальчик сказал правду.
4. Пришёл отец.
5. Мальчик разбил дорогую чашку.
Прочитайте предложения. Является ли это текстом? Почему? Что необходимо сделать, чтобы получился рассказ. О чём будет этот рассказ? Кто главный герой этого рассказа? С какого предложения мы начнём повествование? Прочтите это предложение.
Расставьте все предложения по порядку. Прочитайте текст. Спишите предложения в правильной последовательности. Как мы начинаем писать новое предложение?
Вы правильно расставили предложения. У вас получился рассказ, текст, который объединён главной темой. Так какова же тема этого текста? О чем он? Какой заголовок можно дать тексту? (У Л.Н.Толстого этот рассказ называется просто «Чашка»).
Какие орфограммы есть в слове «Чашка»? Подчеркните их.
Давайте вспомним, а какие слова пишутся с заглавной буквы?
Имена, фамилии, отчества
Имена сказочных героев
Названия городов, деревень, рек, морей… т.е. географические названия
Клички животных
У вас на партах лежат листочки. Используя правила правописания заглавной буквы, исправьте ошибки, если они есть в тексте.
Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волги. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. (в 6 словах ошибки)
Какие слова вы исправили? Назовите их. Проверка по образцу. Поднимите руки те, кто не допустил ошибок. Прочитаем исправленные слова. Молодцы! А теперь запишите эти 6 слов в тетрадь через запятую. Подчеркните орфограмму в каждом слове.6. Подведение итогов. Комментирование и оценивание уч-ся. Вспомним, что такое орфограмма?
Как она подчеркивается?
Какие орфограммы вы уже знаете?
(Это опасное место в слове; написание по правилу.
На слух не можем сказать, какую букву писать.
То, что объясняет написание, помогает применить правило)
7. Рефлексия.
Д/З. – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?