«Орфограмма-буква гласного в безударных личных окончаниях глаголов».(4 класс)
Конспект урока русского языка на тему :«Орфограмма-буква гласного в безударных личных окончаниях глаголов».
Цель: создать условия для формирования УУД
Задачи:
Личностные УУД:
Создать условия для адекватного самоопределения в учебной деятельности (учить принимать и следовать системе нормативных требований учебной деятельности).
Создать условия для формирования внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Формировать учебно-познавательную мотивацию.
Предметные знания и умения:
Актуализировать знания детей о способах определения спряжения глаголов по окончаниям.
Помочь учащимся вывести новый способ определения спряжения по инфинитиву.
Организовать работу по самостоятельному выведению алгоритма определения спряжения по неопределенной форме и выбору правильного написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
Начать работу по формированию умения видеть орфограмму и грамотно решать орфографическую задачу по правописанию безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
Метапредметные УУД
Познавательные:
Учить анализу, синтезу, обобщению на основе действий с языковым материалом.
Совершенствовать умение структурировать знания.
Учить строить логические цепи рассуждений по теме занятия.
Учить ставить и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, проверять их.
Учить ставить познавательную цель.
Учить устанавливать причинно-следственные связи, строить доказательство.
Регулятивные:
Учить ставить учебную задачу.
Учить прогнозированию и планированию учебной деятельности.
Учить проявлять познавательную инициативу.
Учить осуществлять контроль и коррекцию деятельности.
Учить пользоваться общим приёмом действия по решению орфографической задачи.
Коммуникативные:
Учить принимать и уважительно относиться к чужому мнению.
Учить формулировать и аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации.
Учить использованию речи для планирования и регуляции своей деятельности.
Краткое описание этапов урока
открытия нового знания в ТДМ Конспект урока
Организационное начало.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). -Прочитайте пословицу на доске: «Больше узна*шь-сильнее стан*шь».
-Как её можно соотнести с уроком русского языка?
-А вы готовы сегодня открывать новые знания?
-С чего начинают строить новый дом? (С фундамента).
-Что у нас может быть фундаментом для открытия новых знаний?
-С чего начнём работу? (С повторения знаний, изученных ранее).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. Актуализация знаний
-В словах пословицы пропущены буквы.К какой части речи относятся эти слова?В какой части слова пропущена буква? Какое правило поможет нам справиться с этой орфограммой.
(Если окончание ударное, пишем,что слышим.Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо знать его спряжение. Для этого ставим глагол в форму 3 л., мн.ч. Если окончание –УТ, -ЮТ, то глагол относится к 1 спряжению, если окончание –АТ, -ЯТ, то глагол относится ко 2 спряжению. В личных окончаниях глаголов 1 спряжения пишем букву Е, 2 спряжения – И.)
Прорабатываем слова :узнаешь –узнают I спр. вставляем букву Е;
Станешь-станут I спр. вставляем букву Е.
Создание затруднения в пробном действии и его фиксирование
-Давайте поиграем в игру «Грамотный пассажир». Это будет пробное действие по теме нашего урока.
-На доске вы видите трамвайчики. Едут наши трамвайчики по городу Глагольску, по улицам Настоящего и Будущего времени.
-Почему трамвайчики ездят только по этим улицам? (Мы учимся писать безударные личные окончания в глаголах настоящего и будущего времени)
-Вот подъезжают трамвайчики к остановке, которая называется Неопределённая форма. Здесь стоят слова-пассажиры: друж_т, чита_т, люб_т, мечта_т, мысл_т, кол_т – это(?) глаголы. Первый трамвайчик возит глаголы I спр. –второй глаголы II спр.. Каждый глагол-пассажир должен войти в свой трамвайчик.
Давайте поможем пассажирам разобраться, кому в какой трамвай войти.
-Что нужно для этого сделать? (Определить спряжение глагола).
-Как будем определять спряжение этих глаголов? (По форме 3 л.,мн.ч.)
-Используя правило, определите нужный трамвайчик для этих слов-пассажиров.
В тетрадях запишите слова в два столбика(1-I спр;2-IIспр)
- Проверим, в каких вагонах поедут глаголы.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Для этого они должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. -Почему для глагола колет мы не можем определиться с трамвайчиком?Его можно отнести и к I спряжению (они колют) ,и ко II спряжению (они колят)
Какой вывод сделаем?
У этого глагола определить спряжение по форме 3 л., мн.ч. не получается.
кол_тКОЛЮТ - ?КОЛЯТ - ?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель,
согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. -Давайте определим цель нашего урока.(Узнать новый способ определения спряжения у глаголов, что бы правильно писать безударные личные окончания у всех глаголов настоящего и будущего времени).
Назовите тему урока? (Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени).
-Давайте попробуем открыть новый способ.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. -Итак, какая же проблема стоит перед нами?
(Определить к какому спряжению относится слово КОЛеТ)
-Есть ли у вас есть предположения о том, как ещё можно определить спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями?
(Учитель делает подсказку для выдвижения первой гипотезы. Она будет ошибочной. Её проверка позволит включить детей в активную мыслительную деятельность.)Нет? Тогда я предлагаю вам свой вариант,а вы решите правильный он или нет.
Языковой материал для подсказки дан в табличке: определите, что общего у глаголов каждого столбика.
1 спряжение 2 спряжение
успеет
прочитают
погуляют любит
дружит
строит
Гипотеза №1
Если глаголы стоят в форме будущего времени, то они относятся к 1 спряжению, если в форме настоящего времени, то ко 2 спряжению.
-Кто не согласен? Как проверим? (Дети должны привести примеры глаголов будущего времени 2спряжения и настоящего времени 1спряжения).( т(пр.в)
-Продолжаем искать новый способ определения спряжения глаголов.
Подведение детей к верной гипотезе.
-А случайно ли все глаголы собрались на остановке Неопределенной формы? Отгадка находится именно здесь. (Если дети не догадываются, то предлагаем им языковой материал, анализируя который, они выдвинут верную гипотезу)
?спряжение
строит – строить
клеит – клеить
встретит – встретить
верит – верить
помнит - помнить ? спряжение
пишет – писать
сеет – сеять
зеленеет – зеленеть
роет - рыть
полет – полоть
тянет - тянуть
(В случае дальнейшего затруднения учитель строит подводящий диалог: выделим суффиксы глаголов неопределенной формы, подчеркнём буквы, стоящие перед этими суффиксами. Теперь соотнесём эти буквы со спряжением).-Какой вывод можно сделать? (Если глагол в неопределенной форме имеет на конце –ИТЬ, то он будет 2спряжения, если на конце не –ИТЬ, то это глагол 1спряжения).
Сравнение самостоятельно выведенного правила с текстом правила в рамке учебника(с.81)
-Что мы искали?(Новый способ определения спряжения глаголов)
-Какой же новый способ мы нашли? Скажите о нём коротко (Определение спряжения глаголов по неопределенной форме).
-Давайте составим цепочку рассуждений, которая поможет пользоваться этим способом. Будем работать в парах. Каждая пара получает опорные слова для составления алгоритма. Ваша задача - восстановить данный алгоритм.
Составление алгоритма.
Опорные слова для составления алгоритма.
Ставлю… (ударение).
Определяю, … ИЛИ …окончание у глагола (ударное или безударное).
Если ударное, то определяю спряжение по ударному окончанию.
Если…, ставлю глагол в …( безударное, неопределенную форму).
Смотрю … ( что стоит на конце глагола неопределенной формы).
Если на …, то …(если на конце – ИТЬ, то это глагол 2спр.).
Если на конце не …, то … ( – ИТЬ, то это глагол 1спр.).
Если глагол 1 спр., пишу … (в окончании – Е).
Если глагол 2 спр., пишу … (в окончании – И ).
Преодоление возникшего ранее затруднения.
-Вспомните, почему нам понадобился новый способ определения спряжения глаголов?
-С каким глаголом в определении спряжения по форме 3л., мн. ч. у вас возникло затруднение?(КОЛеТ)
-Как вы сейчас будете действовать, чтобы определить спряжение глагола колет? (Да, верно, используя открытый нами способ, будем рассуждать по алгоритму).
-Определите спряжение глагола колоть.
-Так как же будет звучать этот глагол в форме 3л., мн. ч., если он 1спряжения?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.(Развивается умение писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов с опорой на алгоритм). -Как думаете, дети, где вам пригодится это новое знание, открытое сегодня?( Поможет грамотно писать, поможет повысить культуру устной речи).
-Чему же будем учиться дальше?
(Будем учиться писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов с опорой на алгоритм)
Работа по карточке.
7.Физ.минутка.Сам Релаксация (На полянке) (Фонограмма стрекота насекомых, пение птиц)
Давайте представим с вами полянку. Здесь растет мягкая травушка-муравушка. Вы лежите на ней, как на мягкой пушистой перине. А вокруг все тихо и спокойно, только слышно как стрекочут кузнечики и поют птички. Вам дышится легко и спокойно. Ласковые нежные лучики солнца ласкают ваш лоб, щечки, касаются ваших рук, поглаживают ваше тело… (пауза-поглаживание детей). Лучик погладил … (имя ребенка), приласкал … (имя ребенка). Вам приятно и вы чувствуете себя хорошо. Дружно потянемся и на счет «три» откроем глазки. Вы отлично отдохнули.
о
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. -Молодцы! Вы грамотно говорили, правильно строили рассуждение,
умело пользовались алгоритмом.. Предлагаю вам самостоятельную работу.
Самостоятельная работа(с доски)
-Проверим окончания. Сравните свою работу с образцом на слайде.
-Кто справился с заданием не допустив ошибок?
- Кто допустил ошибки?
-На каких шагах алгоритма (у тебя) возникли затруднения?
-Почему возникли эти затруднения?
-Над чем еще (тебе )надо поработать, чтобы грамотно писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов?
Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
1)Запись предложения под диктовку с комментированием.
В синем небе трепещет,дрожит, исчезает в вышине жаворонок.
1.Выделить грамматическую основу.
2.Синтаксический разбор предложения.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Докажите, что её достигли.
-Как мы действовали, чтобы открыть новый способ определения спряжения глаголов?
-Где нам пригодится новый способ определения спряжения глаголов?
--У каждого из вас лежат на парте сигнальные карточки трёх цветов. Сейчас я буду задавать вопросы. Отвечать вы мне будете с помощью карточек: красный цвет – «не умею, не знаю»; жёлтый – «затрудняюсь, есть сомнения»; зелёный – «умею, знаю».Я умею образовывать неопределенную форму глагола.
Я умею находить буквы в глаголе неопределенной формы, по которым определяем спряжение.
Я знаю, что если перед –ТЬ стоит буква И, то это глагол 2 спр.
Я знаю, что если перед –ТЬ стоят другие буквы, а не И, то это глагол 1 спр.
Я знаю, что в безударных личных окончаниях глаголов пишется буква Е в 1 спр., во втором – И.
- Домашнее задание: стр.107 упр.2.