Лекция для родителей на тему «Как повысить уровень знаний учащихся?» (8 класс)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МАРИУПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЛИЦЕЙ – ШКОЛА № 14»
Лекция для родителей на тему :«Как повысить уровень знаний учащихся ?»
Подготовила :учитель русского языка и литературы
классный руководитель 8 – Б класса
УВК «Лицей – школа № 14»
Цюнько Наталья Викторовна
Мариуполь - 2013
Лекция для родителей на тему :«Как повысить уровень знаний учащихся ?»
Цель:
организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;
содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений;
Определить причины низкой успеваемости восьмиклассников, дать советы по преодолению их.
Форма проведения: лекция. Данная форма проведения позволяет родителям получить информацию, побудить к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию; позволяет занять не только позицию слушателя, но и в дальнейшем перейти к активным действиям благодаря советам и рекомендациям психологов.
Оборудование:
бланки анкеты для детей и родителей («Что влияет на (мою) успеваемость (вашего ребенка) ?»
памятки для родителей «Десять ключей успешного воспитания», «Как правильно выполнять домашнее задание», «Как быть внимательным».
Ход встречи
Введение
Подводя итоги I сем., мы делаем не очень утешительные выводы : уровень знаний учащихся снизился на 40 %. Каковы же причины этого ?
До встречи с вами я провела анкетирование «Что влияет на успеваемость вашего ребенка?», где вам необходимо было ответить на 2 вопроса :
Как вы считаете, что вашему ребенку мешает повысить уровень знаний?
Какие вы видите пути решения проблемы?
На эти же вопросы отвечали и восьмиклассники.
В результате оказалось, что , по мнению как учеников, так и родителей, причиной неуспеваемости является :
65 % - лень;
20 % - много времени отнимает компьютер и игры на мобильном телефоне;
6% - нет мотивации.
5% - невнимание, мешают окружающие;
4% - большая нагрузка и объем домашнего задания;
Постановка целей и задач
Нам сегодня важно не только разобраться в причинах неуспеваемости учащихся, но и найти пути решения проблемы.
Что же является причиной появления лени у детей и подростков?
Отрицательное влияние чрезвычайно заботливых родителей. Среди них имеется много людей, которые считают свой труд тяжелым и обременительным. Поэтому они полагают, что их детям до периода самостоятельной трудовой деятельности следует жить в праздности и неге, отдыхать от тягот жизни. Такие родители стремятся всячески оградить своих школьников от любого труда и дать им больше развлечений. А на деле они сами воспитывают из них лентяев.
Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все его желания и капризы, не побуждают к целенаправленной учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют усидчиво учиться, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами. Поэтому они предпочитают проводить время в приятных для них развлечениях.
Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов своих родителей на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье. Поэтому важно, чтобы в семье был порядок и дисциплина, каждый ее член имел определенные домашние обязанности, а посильный труд детей поощрялся и уважался. В таких семьях ленивых учащихся, как правило, не бывает.
Бесперспективность обучения. Дело в том, что подростки и старшие школьники часто не удовлетворяются далекой перспективой учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками. Поэтому нужно учить школьников применять получаемые ими знания в опыте текущей жизни: материал по физике и математике - для технических поделок, географии - для туристских походов, иностранного языка - для переписки со сверстниками за границей и т.д.
Способствует возникновению лени у детей отсутствие контроля за их поведением со стороны родителей или наоборот, слишком пристальное наблюдение и постоянное морализирование по поводу укоренившейся лени. Хотя иногда достаточен только выразительный взгляд или сокрушенное молчание.
Среди подростков часто широко распространяется и легко укрепляется мнение, что систематически и старательно учиться позорно, что так поступают "зубрилы" и "учительские подхалимы", выскочки и карьеристы, "маменькины дети" или инфантильные создания, напоминающие младших школьников. Лень в таких классах коллективно одобряется. Это происходит в связи с господствующим у подростков стремлением быть и казаться взрослым, овладевать общественно полезной деятельностью. Поэтому учащимся средних классов важно больше давать самостоятельных работ по усваиваемому предмету и представлять возможность проявить свою взрослость в учебе.
Лень закрепляется у некоторых школьников в связи с неверностью их взглядов на себя . Так, заметная часть учащихся подросткового и юношеского возрастов даже не делает самостоятельных попыток преодолеть свою лень, считая себя безвольными. Они полагают, что лень - врожденное качество. Поэтому школьникам данных возрастов надо разъяснить, что воля воспитуема, хорошо тренируется, но требует систематических и подчас трудных усилий. Кроме того, им надо рассказать о приемах ее воспитания и предупредить от серьезных ошибок при выработке нужных волевых качеств.
В последние несколько лет заметное число подростков и старшеклассников открыто демонстрируют свою лень к учебным занятиям, даже похваляются ею и презирают старательных учеников за прилежание. Объясняют они свое отношение тем, что образованные, интеллигентные люди мало получают денег на производстве. В то же время многие граждане с низким образовательным уровнем зарабатывают значительно больше благодаря коммерческой деятельности. Здесь следует объяснить и убедить подростков, что положение с оплатой людей умственного труда в нашей стране временное, вызванное трудностями переходного периода. Ведь в развитых странах оплата труда работников, которые заняты профессиональной интеллектуальной деятельностью (учителей, врачей, инженеров, ученых), не меньше, а то и значительно больше (в 2 с лишним раза) размера средней заработной платы по стране. Кроме того, не лишним будет сказать школьникам, что так называемая коммерция у нас носит части весьма примитивный, а то и криминальный характер.
Некоторые ученики занимаются самообманом. Лень взяться дома за подготовку трудных для них учебных предметов, они всячески оттягивают время занятий. Наконец, садясь за стол для приготовления домашних заданий, они начинают с легких предметов, "раскачаться" и "накопить силы" для трудных. Но на последние, как правило, времени и умственных сил остается мало. Подобное поведение является проявлением лени. Чтобы ее избежать, надо помочь учащемуся составить разумный распорядок дня и домашних занятий и следовать ему.
Основным путем преодоления лени является воспитание потребности в труде. Трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности, прежде всего учебной, радостном переживании этого успеха и желании все чаще включаться в процесс труда и учебы. При устойчивости у учащегося подобного психического состояния возникают условия для возникновения и развития у него таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и обязательность. Во многом помогают здесь, убеждения и разъяснения.
Упорное сохранение лени не должно остаться без наказания. В качестве такового здесь используются лишение подарка, какого-либо бытового удовольствия, строгий выговор. Однако наказание не должно быть устрашающим и принижающим достоинство ребенка. В первую очередь надо исключить физическое воздействие на школьника. Насильственное побуждение ребенка к учебе и труду вызывает обратный эффект: отвращение к деятельности, безрадостность существования, резкое падение работоспособности.
Пути решения проблемы
Напомню, что в анкете для родителей и учащихся было 2 вопроса. Причины неуспеваемости мы определили. Второй вопрос заключался в нахождении путей решения проблемы.
Дети считают, что им необходимо больше свободного времени уделять учебе, нанять репетитора, уменьшить время пребывания за компьютером.
Родители стараются убедить детей больше заниматься учебой, ограничивают доступ к интернету, мотивируют их в получении знаний, нанимают им репетиторов .
Но, к сожалению, результатов мы не имеем, значит искать нужно другие пути решения проблемы.
Во-первых, школьников нужно мотивировать к учебе.
Чем же можно заинтересовать семиклассников ? С этим вопросом я обратилась к ребятам.
Они предложили несколько вариантов :
Платить им некую сумму за хорошие оценки и вычитать за плохие.
Пообещать поездку вместе с семьей куда-нибудь.
Интернет как поощрение.
Однако нужно помнить, что важными стимулами для ребенка являются похвала и поощрение. Применяя награды, надо стремиться в то же время, чтобы школьник получал наибольшее удовлетворение от самой учебной и трудовой деятельности и ее результатов.
Во-вторых, школьники очень часто не понимают, для чего они учатся и почему им это нужно. Чтобы ребёнок понял, что учёба - не бесполезное занятие, как-нибудь посетите с ним папу на работе, или знакомого, добившегося успехов в карьере. Такой визит поможет ребёнку понять, для чего он должен так долго корпеть над учебниками.
В-третьих, выполнять несколько правил по выполнению домашнего задания. (Приложение 1.)
В-четвертых, соблюдать рекомендации психологов «Как быть внимательным». (Приложение 2).
В-пятых, не встречайте ребенка вопросом : «Что ты получил?», лучше поинтересуйтесь: «Чему ты сегодня научился?»
Учителя – предметники также дали несколько рекомендаций по своим предметам:
Учитель биологии советует выполнять домашнее задание в тот день, когда оно было задано, т. к. сохраняется 80 % информации. И освобождается суббота и воскресение для активного отдыха и занятий любимыми делами.
Когда ребенок плохо и очень медленно считает, советуем представлять не абстрактные цифры, а денежную сумму.
Для того, чтобы не бояться выступать перед одноклассниками, предложите ребенку пересказывать задания по устным предметам себе перед зеркалом.
Для того, чтобы писать без ошибок, нужно списывать тексты, затем себя проверяя (как учитель проверяет работу ученика) , ставить себе оценку.
Чтобы улучшить знания по английскому языку, необходимо выделять 1-2 часа для общения с друзьями или родителями на иностранном языке.
Рефлексия.
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
Какая часть вызвала особый интерес?
Ваши предложения и пожелания на будущее.
В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Десять ключей успешного воспитания». (Приложение 3).
Как быть внимательным (Приложение 1)
1. Помни, что ты пришёл в школу за знаниями.
2. Настройся на то, что всё, о чём скажет учитель – важно.
3. Отложи на потом все незаконченные дела и думай только об учебном материале, который тебе предстоит усвоить.
4. Во время урока не отвлекайся на посторонние дела.
5. Постарайся, чтобы твои учебные принадлежности не были излишне яркими, чтобы не отвлекали тебя от занятий.
6. Работу выполняй внимательно, не торопись, проверяй написанное.
7. Если тебя отвлекают от занятия, мешают, чётко и ясно скажи, что тебе это не нравится.
8. Если ты не понял учебный материал, не стесняйся, подойди к учителю и попроси о помощи. Учитель никогда тебе не откажет.
Как правильно выполнять
домашнее задание (Приложение 2)
1. Не спеши сразу после школы садиться за уроки, отдохни, восстанови силы, побудь на свежем воздухе.
2. Выполняй домашнее задание в специально оборудованном уголке.
3. Все учебные принадлежности должны иметь своё место.
4. Сначала следует выполнять те задания, которые вызывают наибольшую трудность.
5. Не выполняй все уроки за один присест. Через каждые 30 –40 минут делай переменки по 10-15 минут.
6. Во время приготовления уроков думай только о задании, не отвлекайся на посторонние дела.
7. Задания читай вдумчиво, если надо, несколько раз.
8. Если сомневаешься, в правильности выполнения, попросите совета у родителей.
Десять заповедей для родителей (Приложение 3)
Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Хорошие дети – у хороших родителей.
Многие родители требуют от школьника хороших отметок. Но для этого и сами родители должны быть гораздо более терпеливы.
Психологи советуют:
предоставьте ребенку право самому решить, когда он будет делать уроки. Ваше дело – помочь ему выдержать график, только так он привыкнет к ритмичной работе;
лишь в самых крайних случаях делайте вместе с ним домашние задания – только когда видите, что без вашей помощи не обойтись;
не паникуйте, если у ребенка появляются трудности в школе.
Помогите ему самому найти выход:
в домашних разговорах не касайтесь слишком часто школьных тем – ребенку надо отдыхать от школы;
не давайте убедить себя, что занятия с репетитором – лучшее средство получить хорошие оценки;
не старайтесь все время водить ребенка за руку, позвольте ему с самого начала школьной дороги учиться быть самостоятельным и ответственным.
МАМЫ И ПАПЫ
Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.
Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.