СтатьяИгра – как метод повышения познавательной активности учащихся


Верстюк Юлия Александровна, учитель начальных классов МБОУ школы №1 г. Серафимовича Волгоградской области
Игра – как метод повышения познавательной активности учащихся
В условиях перестройки общества и всех его сфер, возникает необходимость перестройки учебно-воспитательного процесса в школе. Уровень учебы, развития, воспитанности и приспособления младших школьников, к общественным условиям можно существенно повысить, если на уроках соединить учебную деятельность с игровой. Такое сочетание обеспечивает удовлетворение возрастных потребностей младших школьников в общении с однолетками и самоутверждении, и потому, способствует повышению уровня успеваемости в учебе. Конечно, заинтересовать маленьких школьников непросто. Зная, что ведущий вид деятельности для учеников начальных классов – игра, постоянно пользуюсь этим. Именно использованию интересных упражнений, игровых ситуаций, на уроках уделяю много внимания в своей работе. Считаю, что они способствуют повышению качества знаний, умений и навыков учеников. С этой целью изучаю опыт своих коллег, посещаю уроки-семинары повышаю свой профессиональный уровень, внедряю новейшие технологии, обращаюсь к приобретениям больших педагогов. Ярким примером игровой позиции учителя является деятельность А.С. Макаренко. Внедряя игру в жизнь коллектива, большой педагог создавал жизнерадостный, оптимистичный, мажорный тон и стиль, что способствовали преодолению трудностей, виденью перспективы. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам учебы на уроках, справедливо видит в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учеников, продуктивной формы их общения с имеющимися элементами соревнования, непосредственности, естественного интереса. Подбирая интересные задания, учитываю, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, опыта общения, с однолетками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умение и навыки к учебной деятельности, помочь ребенку завладеть умениями анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. Материал к занятиям подбираю разнообразный, но он должен быть интересным как по содержанию, так и по форме проведения. В процессе игры интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с ее действиями по отношению к окружающим предметам. Для успешной учебы в процессе игры необходимо применять как предметы, которые окружают школьника, так и модели изученного материала. Усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, признака, и действия, которые дети осуществляют с предметами и их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отображает взаимодействие ученика с познавательным материалом. Мыслительная форма действия осуществляется тогда, когда у учеников уже сформированные понятия и представления. Эти две формы действия влияют на развитие разных сторон мышления. При изучении каждого раздела необходимо, чтобы дети усвоили все формы действий. Деятельность учеников должна строиться в соответствии с закономерностью учебы: чем больше и разносторонне учитель обеспечивает интенсивность деятельности учеников с предметом усвоения, тем выше качество организованной деятельности - репродуктивной или творческой. За характером познавательной деятельности интересные задания и упражнения разделяю на такие группы:
Задания, которые требуют от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например, игра" Лабиринт", "Кто быстрее долетит к звездочке? "
Игры и задания, которые требуют воспроизводящей деятельности. Это игры "Математический рыбак", самый "Быстрый почтальон", кроссворды. Упражнения, в которых запрограммирована превращающая деятельность детей. С помощью этих упражнений ученики изменяют примеры и задачи в других, логично связанных с ними. Например, игры "Веселые снеговики", "Математическая эстафета", "Фонарики, засветитесь!”, криптограммы.Интересные задания, в которые включаются элементы поисковой деятельности и творчества. Это "Загадки Незнайки", "Загадки чисел", головоломки, кроссворды, ребусы.
Понимаю, что проведение игры со школьниками требует большого мастерства от учителя. Перед проведением игры в доступной для ребенка форме выкладываю сюжет, распределяю роли, ставлю перед учениками познавательную задачу, готовлю необходимое оборудование, делаю записи на доске. Обязательно привлекаю к игре каждого ученика класса. Если около доски осуществляют игровую деятельность часть учеников, то остальные дети должны исполнять роль контролеров, судей. Характер деятельности учеников в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока. Если игру использую на уроке объяснения нового материала, то в ней программирую практические действия детей с группами предметов или рисунков. На уроках закрепления материала важно применять задание на воссоздание свойств, вычислительных приемов. В этом случае использования средств наглядности следует ограничить и обратить особенное внимание на произношение правила вслух, свойства вычислительного приема. В системе уроков по теме подбираю упражнения на разные виды деятельности: исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует предусматривать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью использую средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружочек зеленого цвета с одной стороны и красного – с другой) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске ученики решают в игре примеры или задачи, ученики, которые сидят за столами, показывают или разрезные цифры (ответ), или сигнальную карточку (зеленого цвета - если соглашаются с ответом, красного цвета - если не соглашаются). Отмечу, что во время проведения уроков с элементами игры целесообразно придерживаться таких требований:
- адекватность форм проведения занятий их содержания (игровой является только форма занятия );
- содержание должно быть посильным для каждого ребенка (содержать элементы дифференциации учебы );
- наличие аудиовизуальных средств учебы;
- правила игры - простые и четко сформулевни;
- итог урока - четкий и справедливый.
Убеждена, что в большинство игр нужно вносить элементы соревнования, которое также повышает активность детей в процессе учебы. Для проведения соревнований по рядам отмечаю дружную работу команд . При таком подходе к изучению предметов, младшие школьники полнее раскрываются, начинает работать творческая фантазия, образное мышление. Ученики не теряют связи со сказочным восприятием окружающего мира. Эта волшебная ниточка помогает им входить в Страну Знаний.