Метод проектов с использованием ИКТ, как средство повышения познавательной активности учащихся
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида г. Меленки»
ДОКЛАД
Метод проектов с использованием ИКТ, как средство повышения познавательной активности учащихся
Выполнил учитель Иванов А.Г.
г. Меленки, Владимирская область
2015 год«...Для того чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, - писал В.А. Сухомлинский, - надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Основные мировые педагогические тенденции лежат в русле гуманизации обучения. В основу гуманистической педагогики положен личностно-ориентированный подход, за которым в отечественной педагогике закрепился термин развивающее обучение. Наиболее разработанными технологиями личностно-ориентированного обучения являются дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, метод проектов, развивающее обучение Эльконина – Давыдова, система Занкова и некоторые другие.
Одним из важнейших условий достижения положительного результата в обучении учащихся является активизация их познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности.
Использование современных педагогических технологий, способствует формированию положительной мотивации к обучению. Метод проектов является одной из них.
Отмечая педагогическую значимость метода проектов можно сказать, что он:
является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта, учащегося по взаимодействию с социальной средой;
один из немногих методов, который выводит педагогический процесс за стены образовательного учреждения в социальную среду;
способствует актуализации знаний, умений и навыков учащихся, их практическому применению и облегчает дальнейшую социальную адаптацию учащегося;
создает условия для самовыражения и самореализации учащегося, максимального раскрытия его творческого потенциала;
реализует принцип сотрудничества учащегося и педагога;
позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.
Методами активизации познавательной деятельности учащихся являются:
1. Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах.
2. Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий.
3. Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися.
4. Поворот к значительному увеличению активности учащихся.
Все эти методы успешно применяются при совместной работе учителя и ученика над проектом учащегося.
Использование ИКТ при работе над методом проектов значительно расширяет возможность поиска нужной информации.
В зависимости от подготовленности учащихся, поиском информации и её полном или частичном предоставлении учащемуся, занимается учитель. При достаточной подготовленности учащихся эту работу они могут выполнять полностью самостоятельно, и учитель выполняет только роль консультанта. Таким образом реализуется метод дифференцированного подхода. Каждый учащийся выполняет работу той сложности, которую он в состоянии выполнить.
Так же используя ИКТ можно наглядно показать технологический процесс изготовления различных изделий, что помогает учащимся выбрать тему своей работы реально оценивая свои теоретические знания и практические умения.
Практическая значимость проектной деятельности состоит в формировании умения у учащихся представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом в выполнении проекта, является его защита. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность, описывают проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации, представляют полученный продукт. При оценивании проекта учитываются мнения педагогов и других учащихся.
Использование метода проектов с применением ИКТ, как средства формирования познавательной мотивации учащихся, позволяет сместить акцент в классе с преподавателя на учащегося и его возможности, так как в новой ситуации учитель не определяет индивидуальную траекторию обучения, а получает возможность, переложив часть обязательств на учащегося, ее координировать. Все это может быть элементом инновационного подхода в преподавании любого предмета в школе. Таким образом, проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку. При таком виде работы учитываются все психологические особенности, интересы, возможности каждого учащегося.
Список литературы:
Мещерякова Л. В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. Челябинск, 1998.
Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования. Минск, 1995.
М. Ю. Бухаркина, Е. С. Полат. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.