Доклад на тему Формы работы, повышающие уровень активности обучающихся
МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района РТ
Доклад на тему:
«Формы работы, повышающие уровеньактивности обучающихся».
Подготовила учитель начальных
классов Гайнатуллина Т.Г.
2015 г
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка.
Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.
Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового.
Российские психологи Выготский, Эльконин, Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность».
Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации.
Опираясь на современные достижения педагогики, мы должны использовать все многообразие приемов и методов обучения главной цели - научить учащихся учиться.Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, которую сегодня получают современные ученики.Научить выделить главное, можно последовательно излагать свои мысли, то есть сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам пополнять знания в порядке самообразования в последующей трудовой деятельности.
Эффективным будет считаться лишь то обучение, которое ведёт за собой развитие.
Развивающим будет лишь то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей учащихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. Практический опыт школы убеждает, что как общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может идти в процессе учебной деятельности.
При решении проблемы развития творческих способностей учащихся предполагается учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Важная роль в этом процессе отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей, что вытекает из необходимости познания и преобразования действительности, и использованию технологий игровых форм обучения в урочной деятельности.
Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.
В процессе обучения в школе необходимо включать интегрированные задачи, которые синтезируют информацию из различных областей знания, т. к. отсутствует система познавательных задач, направленных на "обучение” творчеству в каждом отдельно взятом учебном предмете. Очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности; - задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение. В своей работе использую систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
Составь слово
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. Глухой – ф, звонкий -… Предпоследняя буква в слове "ветер”. Стоит за буквой Р. Суффикс в слове "речной”. Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА.
Цифровой диктант
Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.
Детям предлагается среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно.Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.
Числовой диктант
В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа.Проверяя степень усвоения, учитель действует следующим образом: называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить действие между полученными числами.Пример:
К числу букв в слове "молоко” прибавьте номер склонения этого же существительного (6+2=8).
Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате.
Номер буквы "Е” в алфавите разделите на число месяцев во времени года.
Буквенный диктант
Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…). Как называется часть суток после ночи? (утро – У) Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)
Ребусы, анаграммы
Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.
Ребусы
Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания: У ШКА (подушка) 100Л (стол)
Анаграммы
Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…
Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.
Развиваем логику
По определению назови слово: - хрустящий, зелёный, пупырчатый; - маленькая, пугливая, компьютерная; - интересная, толстая, библиотечная. Придумай два аналогичных примера.
Найди соответствие
Вставьте в текст прилагательные: После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.
Закодированное слово
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание. Обозначим следующие буквы цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами: 47561101
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
Кто быстрее
Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.
Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить… Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)
Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима).
Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.
В деле воспитания, творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», «развитие» (разностороннее, всестороннее), «личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, у которых ускоренное умственное развитие: интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, возможности оригинальных решений; у многих детей - ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной сферы; способности к математике, шахматам, музыке, изобразительной деятельности; активность, инициативность, обычно – способность к лидерству, настойчивость в работе или учебе, умение достигать цели. Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической.
Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.
Указанные предпосылки творческой деятельности младших школьников формируют такие средства обучения родному языку как сказки и загадки; уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины; выступления учащихся на утренниках , на уроках – доклады, сообщения по литературному чтению, музыкальному искусству.
На уроках литературного чтения исполнительская деятельность возвышается до подлинного творчества:
это особый вид чтения – чтение сопереживание героям, полное погружение в мир героев книг (эмоционально-творческий), отсюда вытекает выразительное чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного;
часто учащиеся изменяют сюжет рассказа или сказки, вводят новые эпизоды или переставляют их (логический)
составление плана, моделирование сюжета, творческий пересказ с введением сюжетных изменений, новых героев, а также иллюстрирование.
Много внимания я уделяю самостоятельной работе на уроках.
Учащиеся сами ищут способ деятельности, самостоятельно ориентируясь в данных ситуациях.
Включение «конфликтных» слов в задание повышает внимание учащихся, отучает от шаблона в мышлении, ставит их в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения.
На своих уроках я создаю благоприятные условия для всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся и воспитания творческой личности.
Это способствует развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи.
Это побуждает детей к активности, самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, уважительное отношение друг другу.
Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя.
Развиваю творческие способности детей не только на уроке, но и при подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий.
Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребёнка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как всё новое и неизвестное, он может являться фактором повышенной тревожности ребёнка, способствующим формированию заниженной самооценки. Зачастую ребёнку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т.е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые всему научат.Проводя беседы с будущими первоклассниками, мы спрашиваем: хочет ли он учиться, как он будет учиться. И в ответ мы слышим, что каждый намерен получать только пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребёнка в школу, тоже желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребёнок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.Я считаю необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.Одним из приёмов создания положительной мотивации учения я считаю – игру.В этом возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие важнейших психических новообразований ребёнка: усвоение мотивов общественно-значимой деятельности, развитие умственных действий с символами и значениями, становление элементов произвольного поведения, формирование воображения.Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии, КВНы – это не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания. Дети играли дома, в детском саду, игра пришла с ними в школу.Я всегда приглашаю на уроки известных героев детских сказок, весёлых человечков. Это Буратино, Незнайка, Гномик, Красная Шапочка, Хрюша. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с заданиями. У моих ребят любимцем является Чебурашка, большая мягкая игрушка. Он умеет говорить, погладить по головке, покачать головой, пожалеть, если что-то не получилось, шепнуть слова одобрения. Они верят, что Чебурашка как и они, может думать, сердиться, радоваться. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.Гномик на уроке ознакомление с окружающим миром собрался в гости к детям, дети приглашают его, называя свой адрес и указав безопасный путь от школы к дому.Дети всегда хотят помочь своим любимцам. Они стараются писать, читать так, чтобы на них обратил внимание наш гость.Приходила к нам Матрёшка – игрушка с секретом. Открываем по одной, а в каждой задание. Например, в одной – счёт от данного числа в прямом направлении, в другой - в обратном, через один, через два и т.д.На другом уроке у куклы Маши был день рождения. Она обратилась с просьбой помочь красиво подписать приглашения на праздник. Подписывать будет тот, кто лучше всех напишет в тетрадях.Перед Новым годом дети встречаются с Дедом Морозом. Выполнив все задания, дети помогают Деду Морозу вернуть похищенную Снегурочку.Дети очень любят путешествовать, поэтому на уроках я часто провожу игры путешествия. Мы отправляемся на паруснике (выясняем из каких геометрических фигур он состоит) открывать новые острова – острова цветных цифр (красные – счёт от 1 до 10, синие – от 10 до 1), задачные жители которых только, и делают, что решают задачи. Попробуем и мы решить их. Начинается шторм – это разгневался Черномор. Он требует выкупа, мы разгадываем все его загадки.В страну Математики отправляемся на поезде, который составляем сами. Там увидели много интересного: удивительное дерево, на котором растут цифры и арифметические знаки. Нам пришлось расселить их по квартирам. Заглянули в домик, в котором поссорились числа. Помогли им занять свои места, Мудрец предложил решить интересные задачи и посмотрел, как мы пишем в тетрадях. Для экскурсии в «Волшебный лес», собираем отряд и даём ему название (по количеству учащихся). В лесу мы находим грибную поляну, грибы можно положить в корзинку только тогда, когда правильно решишь пример. Ягоду на поляне можно сорвать только тогда, когда в пример правильно вставить пропущенное число. Так же собираем шишки, орехи, цветы.Использую сюжеты любимых сказок. Особенно люблю работать со сказкой «Теремок». Всем кто просится пожить в домике даётся задание, например, взобраться по числовой лесенке, составить примеры с ответом 2, 3, 4, 5 и т.д. На первый урок по обучению грамоте к детям приходят сказочные персонажи Аз и Буки маленькие гномы, жители «Азбуки». Они вводят малышей в страну звуков и букв. Буквы живут в теремках. В красном – гласные, в синем – согласные, в белом – твёрдый и мягкий знаки, не обозначающие звуков. Это пособие помогает детям зрительно запоминать трудные для них термины, классификацию звуков и букв. Синий теремок делится на части, где флюгер – петушок, живут звонкие согласные, во второй половине, где флюгер – глухарь, живут глухие согласные. На белом – рыбка («Нем, как рыба»).Эта игра развивается дальше. Буквы, как и дети, дружат друг с другом: «Дружат буквы, посмотрите, ну-ка вместе их прочтите!» Дети читают слияния, так же есть буквы, которые не дружат. Новая буква – именинница. И к ней в гости приходят игрушки, в словах-названиях которых есть новый звук. Учим стихи, на что похожа буква, физкультминутки, загадки, ребусы и т.д.Я бы еще долго могла перечислять игры и игровые задания, мотивирующие младших школьников к учению, но для большей наглядности прилагаю конспект моего урока.Самое главное, планируя урок, не надо забывать, что урок – это труд, кропотливая работа, а игра это элемент для достижения главной цели.