Обобщение опыта «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС второго поколения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края





Описание передового педагогического опыта по теме:
«Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС второго поколения»






Сердюк Марина Эдуардовна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательной школы №5 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края









п. ЦЭС, Верхнебуреинский муниципальный район
2016
Содержание

Раздел 1. Актуальность опыта .3-4
Раздел 2. Главная идея опыта и его теоретическое обоснование 4-9
Раздел 3. Технология реализации идеи 9-13
Раздел 4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность. 14-16
Раздел 5. Результативность опыта 16-27
Раздел 6. Рекомендации по использованию продуктов
передового педагогического опыта... 27-30
Библиографический список.......31-32
Приложения....... 33



















Актуальность опыта
Китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”
В условиях ФГОС второго поколения многие учителя в нашей школе стараются использовать в своей работе элементы развивающего обучения. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе использования элементов развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Актуальность метода проектов обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Главная идея передового педагогического опыта и его теоретическое обоснование.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Самым главным результатом проектных игр, я считаю, является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел. Большинство, из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Одновременно проектные работы детей, по моему мнению, представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
- успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
- знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
- выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
- проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
- проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни (Приложение 1).
В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Согласно данному подходу, сама программа школы может быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.
Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, дидактическими принципами:
- принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
- принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.
- принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
- принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;
- принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
- принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение знаний и практических действий.
- принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Технология реализации идеи
Основная идея “технологии проектов” заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся. Подготовку детей к проектно – исследовательской деятельности я начинаю на уроках (Приложение 2).
Урок, я вижу не только, как «основную форму организации учебного процесса», но и как место встречи с личностью ученика. Чем ярче, увлекательнее оно происходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование.
Часто использую на уроках «Мозговую атаку», игры - разминки. (Приложение 3).
Находясь в постоянном поиске, я остановилась на понравившейся мне проектной деятельности, как новой педагогической технологии.
Предлагаю интересные творческие задания, например: правильно соединить стихотворные строчки; определить героев, их настроение, разгадать «загадку» стихотворения. Идёт написание отзывов на изучаемые произведения в течение учебного года по определённому плану:
- Читая произведение (название, автор) ,
- Я представляю
- Я слышу
- я чувствую
- Мне нравится/-ятся герои (какие именно ), потому что .
А также с целью повышения интереса учащихся именно к сказкам в классном уголке появляется предложение «Читать сказки не интересно и не нужно». В течение дня дети обсуждают этот вопрос между собой и приходят
к выводу о недостаточности своих знаний (всё проходит при направляющей деятельности учителя). Ребята сами себе доказывают, что читать сказки это интересно и увлекательно, также как рассказы и стихотворения.
В результате дети делятся на группы и получают задания:
1. Составить списки авторов (народов), которые сочиняли сказки.
2. Выбрать одного из авторов (народа). Составить информацию об его биографии (особенностях).
Оформление презентации (на компьютере)по плану:
что такое сказка? (из словаря)
авторы (народ), которые писали сказки.
биография авторов. (Особенности народов)
сказки, которые прочитали в классе
отрывок из сказки . (чтение по ролям)
кроссворд.
Такой вид деятельности по литературному чтению вносит разнообразие, стимулирует развитие интереса к чтению. Побуждает детей к написанию своих сказок (Приложение 4).
В рамках учебных занятий в своей работе я использую:
проблемное введение в тему урока;
постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического  задания;
групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
выдвижение идеи (мозговой штурм);
постановку вопроса (поиск гипотезы);
формулировку предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
поиск дополнительной литературы;
подготовку доклада (сообщения);
самоанализ и самооценку, рефлексию;
поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?
Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.
Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать «эдаким» “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:
- Проблема
– Проектирование (планирование)
– Поиск информации
– Продукт
– Презентация.
1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.
2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но, ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
3. Поиск информации. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4.Результат работы – продукт.
5. Презентация результатов - представление готового продукта.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся, сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!



Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность.
Учитывая возрастные особенности детей данного возрастного периода, рекомендуется непосредственную проектную деятельность начинать со 2-ого класса. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Второклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.
Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего обучающихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание свой опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г. Левитес, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
5. Результативность опыта.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик родитель
2-й и 3-й этап
учитель УЧЕНИК родитель
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою «роль» на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Прежде чем перейти к проектной деятельности, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то первое тренировочное задание я организовала в форме игры.
Первый этап – тренировочное занятие.
Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось три фронтальных занятия в течение одной недели. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.
Подготовка к занятиям.
Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными изображениями этапов:
- выбрать тему
- подумать
- спросить у другого человека
- получить информацию из книг
- понаблюдать
- посмотреть по телевизору
- провести эксперимент
- обсудить в группе
- подведение итогов, оформление результатов
- представление результатов выполненных проектов в вид материального продукта ( альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);
- презентация проекта
Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах я предлагаю детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).
Выбор темы проекта и разработка плана проекта.
Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид информационный.
Класс я разделила на две группы. Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре располагались карточки с этапами и темами проекта. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны.
Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать».
Следующий вопрос, который я задала детям:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта ( альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.) » и «презентация проекта».
Сбор информации.
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.
Примерный план:
1. подумать;
2. спросить у другого;
Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.
3. получить информацию из книг;
Мною заранее была подобрана дополнительная литература по темам, которые выбрали дети. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.
Особенно ценным в проектной деятельности является наличие исследовательской работы:
4.Наблюдения и эксперименты;
Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё не достаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая темп работы над проектом «на одном дыхании».
5.Обобщение информации.
В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости.
Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.
Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.
6. Сообщение по результатам работы (презентация проекта).
Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету или маленькие книжечки. После того как газеты (а группы выбрали именно газеты) были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.
Первое занятие по обучению работы над проектом закончилось. Важнейшим результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.
Второй этап – самостоятельные исследования.
Подготовка к проекту.
Для самостоятельных исследований и разработки проектов ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые мы использовали на тренировочных занятиях. Из новых средств потребовалась «папка учёного». Она необходима каждому, участвующему в проектной деятельности. В эту папку ребёнок собирает весь накопленный материал по выбранной теме.
Работа над проектом
На этом этапе в работу я предложила включиться всему классу. Моя задача состояла в том, чтобы помогать и консультировать юных учёных.
Начали мы как обычно – с выбора темы. Я предложила ребятам на выбор тему «Зимующие птицы хабаровского края», над которой они могут поработать, и поиск материала не должен вызвать у них затруднение.

Объектом внимания участников этого проекта становятся птицы. Какие бывают птицы? Ответ на этот вопрос – цель этого проекта. Моим детям предстояло, и пронаблюдать за птицами, и вспомнить, какими бывают птицы, и спросить у взрослых, поискать любопытные сведения.
Чтобы частично помочь в поисковой работе, я приносила в класс энциклопедии, справочники, где дети могли поискать материал по данной теме. На уроках я использовала задания, где опять фигурировали тексты и задания по теме.
Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали на листочках и складывали в общую папку. На каждом листке указывается источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурируют и определяют главное и второстепенное, дают определение основным понятиям, отбирают наиболее интересные и неожиданные факты и данные.
(презентация работ).




И вот через неделю прошёл классный час под темой, «Зимующие птицы Хабаровского края». Каждый участник представил свою работу, в которой были и записи и рисунки.
Сообщения по результатам мною рассматривалось, как взаимное обучение детей. Каждый докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, но и постараться передать эти сведения одноклассникам. Хотя и материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, в данном случае важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.
Мои дети легко включились в спор, задавали друг другу вопросы. В конце классного часа, я поощрила всех участников, не только за интересные работы, но за активное участие в обсуждении работ.
Проведя первые мероприятия, я убедилась, что данная технология может быть широко использована на уроках. Но она способна принести большой эффект, если:
- применяется на специальных занятиях по развитию детского мышления
- реализуется в ходе различных внеклассных мероприятиях.
Используя материалы собранные детьми, мы выступали перед учащимися начальных классов, организовали поход в музей .
Важным фактором на втором этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями ПД и дети работают над проектами совместно с родителями.
Их совместная работа помогает, им сблизится, возникают доверительные отношения, и родители начинают осознавать важность исследований в развитии познавательной деятельности ребенка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом. Ведь совместно они подбирают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за растениями, узнают новое про цифры и вычислительные машины. Исследуют, как возникли загадки, откуда хлеб на стол пришёл, узнают тайны старой берёзы, когда бывают Берёзкины именины, собирают сведения про старое радио, про русскую печку, собирают сведения о птицах родного края, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Проекты получаются интересными, так как это плодотворный совместный труд учителя - ребёнка - родителя (Приложение 5)
Так проект «Братья наши меньшие» совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием собирали сведения о породах собак, представляли их перед одноклассниками. Дети очень трепетно отнеслись к теме бездомных собак. Совместно с родителями было составлено обращение к жителям посёлка, не бросать животных.
Увлекательным получился проект «Детская косметика за и против». Учащиеся устроили брейринг «за» и «против», доказывали положительное и отрицательное влияние детской косметики. Учились брать интервью у специалистов (детский врач, психолог, учителя), рекламировали свою продукцию – шампунь «Лунтик».
Презентация готовых проектных и исследовательских работ проходит на школьной и муниципальной научно-практической конференции НОУ (секция «Юные исследователи), классных часах, конкурсах. Диаграмма
Динамика численности обучающихся, участвующих в создании творческих работ:









В отличие от «взрослых» конференций, необходимо создавать «ситуацию успеха» для каждого младшего школьника. Каждую работу независимо от её качества необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать проектную и исследовательскую деятельность.
Хочется отметить, выступая с проектами «Зимующие птицы Хабаровского края», «Братья наши меньшие», «Детская косметика за и против» на школьных научно исследовательских конференциях мои маленькие исследователи были победителями, на муниципальном - призёрами (Приложение 6).
Проявление творчества – стало нормой коллектива. Ребята с удовольствием защищают свои работы и побеждают.
Занимаясь проектной деятельностью:
повышается интерес к учебе;
обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
не допускается переутомления на уроке;
обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
развитие речи, логического мышления;
развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;
вырабатывается активная позиция детей; дети показывают высокий уровень обученности (Приложение 7)
Придёт новый день, а вместе с ним новые идеи. В этом убеждены дети и взрослые нашего небольшого «коллектива», а коллектив живёт насыщенной жизнью (Приложение 8)
Чтобы выяснить насколько интереснее стало, работать на уроках и во внеурочное время я провела диагностику и выяснила:
- на конец 2 класса: - мне нравится работать с проектами: родители – 4 человека – 21%, дети – 7 человек – 36,8%
- на конец 3 класса: - мне нравится работать с проектами: родители – 9 человек – 47,3%, дети – 11 человек – 57,8%;
- на конец 4 класса: - мне нравится работать с проектами: родители – 9 человек – 47,3%, дети – 13 человек – 68,8%.







Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности. На протяжении 4 лет виду факультатив по внеурочной деятельности «Я - исследователь» (Приложение 9).

Рекомендации по использованию продуктов передового
педагогического опыта
В заключение я хочу отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Проектная деятельность ребенка – один из эффективных путей развития его творческих способностей. Открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведет учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.
Существует огромное количество видов проектов. Но я считаю, что для начальной школы наиболее приемлемы следующие проекты:
Виды
Особенности
Виды презентаций

Исследовательские проекты
Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов
(Защита на Ученом совете, научная конференция, отчет исследовательской работы, пресс-конференция, телепередача и т.д.)

Творческие проекты
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов
Творческие работы (сказки, стихи, рисунки, поделки и т.д.)

Информационные проекты
Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории
Итогами такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы (энциклопедии, рекламный ролик, газета, журнал, книга, фильм)

Практико-ориентированные проекты
Нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика. Цель такого проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, села.
(Игра, экскурсия, сценарий праздника, дидактический материал и т.д.)

Мини-проекты
Укладываются в 1-2 урока
Вся работа над проектом проходит на уроке, к концу урока готовый результат.

Краткосрочные проекты
Укладываются в 4-6 уроков
Уроки используются для координации деятельности участников проекта, основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной работе или дома.

Недельные проекты
Выполняются в группах или индивидуально
Проектная деятельность проходит при участии руководителя, возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии)


Рекомендации для педагога при организации проектной и исследовательской деятельности
1. Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности;
2. Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска;
3. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями;
4.Учите детей способности добывать информацию, а также умениям анализировать; синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию;
5.Не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно; 
6. Обучайте школьников анализу ситуаций и  решению проблем исследования;
7. Оценивая, помните – лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать.







Библиографический список
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9
6.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2
7.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007.
8.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
9.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
10.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
11. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
12.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
13.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
14.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
15. Стандарты второго поколения. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А. Г. Асмолова. М., «Просвещение» 2008.
16. Шатилова М. Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград, Учитель – 2013.























Приложения:
Приложение №1 – Презентация «Формирование личностных и метапредметных результатов первоклассников по направлению проектной деятельности»
Приложение №2 – Конспект урока «Домашние животные»
Приложение № 3– Дидактический материал. «Игры - разминки».
Приложение №4 – Сказки-мини-проекты
Приложение №5 - Проект «Зимующие птицы Хабаровского края».
Приложение №6 - Грамоты, сертификаты.
Приложение № 7 – Динамика учебных достижений
Приложение № 8 - Проекты 1 – 4 классы
Приложение № 9 – Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Приложение №10 - Памятка для учеников и их родителей










13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT143315



13 EMBED Excel.Sheet.8 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry