Технологическая карта урока Метод координат 5 класс ФГОС

Тема: Метод координат


Тема урока: Кодирование информации. Метод координат.(2 урок в разделе «Кодирование информации»)
Цель урока:
сформировать у обучающихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации.
Задачи:
обучающие:
научить обучающихся, представлять информацию с помощью системы координат; познакомить учащихся с методом координат, как формой числового кодирования графической информации
сформировать представление о понятии система координат
показать основные приемы построения изображений в системе координат.
развивающие:
развивать память, внимание, логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес;
воспитывающие:
воспитывать  умения работать самостоятельно, в парах и в группе;
повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, парная.
Возраст учащихся: 10-11 лет.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, игровая технология, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный (фронтальная беседа), наглядный, практический.
Программное обеспечение: адаптированная учителем презентация к уроку (ЦОР издательства БИНОМ – Антонов А. М., 2012 (к учебнику Л. Босовой 5 класс) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) , электронный практикум «Координатная плоскость».
Технические средства обучения: ПК учителя, мультимедиа проектор, экран, ПК учащихся.
Этапы урока:
Организационный этап – 1 мин.
Проверка домашнего задания – 6 мин.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала – 5 мин.
Изучение нового материала – 14мин.
Домашнее задание –1 мин.
Закрепление материала – 10 мин.
Подведение итогов урока, выставление отметок, рефлексия – 3 мин.
Технологическая карта урока
Предмет
Информатика

Класс
5

Тема урока
Кодирование графической информации. Метод координат

Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные


Представление о методе координат
Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей цели
Понимания значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики

Решаемые учебные проблемы
1) систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке;
2) объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;
3) познакомить учащихся с методом координат.

Основные понятия, изучаемые на уроке
графический способ кодирования, числовой способ кодирования, символьный способ кодирования, координата, метод координат.

Вид используемых на уроке средств ИКТ
Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.

Методическое назначение средств ИКТ
Демонстрационное, обучающее, тренажеры.

Аппаратное и программное
обеспечение
Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
ОС Windows2000, Microsoft Office PowerPoint2003, единая коллекция ЦОР: тренажер «Координатная плоскость».

Организационная структура урока

ЭТАП 1.Организационный этап.

Длительность этапа
1 минута

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
Проверка готовности рабочего места к уроку.

ЭТАП 2.Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
Актуализация знаний учащихся

Длительность этапа
5 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
Самостоятельная работа (написание понятийного диктанта).




ЭТАП 3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
Понимать и приводить примеры многообразия форм представления информации.

Длительность этапа
5 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
Индивидуальная работа с кодовой таблицей.


Методы обучения
Словесный метод (беседа), наглядный метод (демонстрация презентации), метод проблемного обучения (проблемная ситуация)

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности
Мультимедийная презентация «Кодирование информации»

Формы организации деятельности учащихся
Фронтальная

Функции/роль учителя на данном этапе
Учитель-координатор

Основные виды деятельности учителя
Учитель выясняет понимание учащимися многообразия форм представления информации и подводит к осознанию новой темы с помощью проблемной ситуации

ЭТАП 4. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
Сформировать представление о способах кодирования информации, методе координат


Длительность этапа
14 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
Просмотр и обсуждение презентации, наблюдение за демонстрациями учителя

Методы обучения
Наглядный метод обучения: демонстрация презентации «Кодирование информации», словесный метод: объяснение, обсуждение.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности
Мультимедийная презентация «Кодирование информации».

Формы организации деятельности учащихся
Фронтальная

Функции/роль учителя на данном этапе
Учитель-тьютор, учитель-консультант.

Основные виды деятельности учителя
Учитель объясняет построение точки по её координатам.

ЭТАП 5. Постановка домашнего задания.

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
Записать домашнее задание в дневник

Длительность этапа
2 минута

Домашнее задание
§7(3), РТ: № 99 (1-3), № 100

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
Записывают домашнее задание в дневники

ЭТАП 6. Закрепление знаний. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; умение строить по координатам точек рисунок, владение умением работы с инструкцией.


Длительность этапа
10 минут


Выполнение практической компьютерной работы (работа с интерактивным тренажёром «Координатная плоскость») по инструкции. Самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами.

Методы обучения
Практический метод: практическая компьютерная работа с интерактивным тренажером «Координатная плоскость»

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности
Тренажер «Координатная плоскость»

Формы организации деятельности учащихся
Индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе
Учитель-консультант

Основные виды деятельности учителя
Учитель консультирует, наблюдает за работой учащихся

ЭТАП 7. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа
2 минуты

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов
Регулятивные: оценка своей работы (самооценка). Учащиеся подсчитывают количество балов в оценочном листе и ставят оценку: 10-11 балов – «5», 8-9балов – «4», 5-7 балов – «3», менее 5 балов – «2».

Методы контроля
Практическая работа

Способы коррекции
Самопроверка

Формы организации деятельности учащихся
Индивидуальная работа по оценочному листу.

Функции/роль учителя на данном этапе
Учитель-координатор

Основные виды деятельности учителя
Учитель координирует работу по самопроверке

ЭТАП 7. Рефлексия

Длительность этапа
2 минуты

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
Ученики оформляют рефлексивную мишень.



На парте лежат: рефлексивная мишень, оценочный лист, лист для диктанта, кодовая таблица.
На компьютерном столе лежит: инструкция по работе с тренажёром «Координатная плоскость».

Ход урока.
Организационный этап:
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Проверьте, на парте у вас должны быть: учебник, 2 тетради, дневник и пенал. Если все на месте, ставим в оценочный лист в колонку «Готовность» 1 бал, иначе – 0.
Проверка домашнего задания:
- Давайте вспомним, какие основные понятия, мы с вами изучили на прошлом уроке. Я буду говорить определение, а вы на листочках пишете понятие соответствующее данному определению.
Система условных знаков для представления информации


Представление информации с помощью некоторого кода.


Обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю.


С помощью рисунков или значков


С помощью чисел


С помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.



- Теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте. За каждый правильный ответ ставим 1 бал. Ответы на экране. Ставим балы в оценочный лист.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала:
-Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы думаете, почему так говорят?
- Правильно! Больше всего человек получает информацию через зрение. Именно поэтому рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации. Для того чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку. Разгадав её, вы разгадаете тему нашего урока. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число номер столбца, а второе номер строки.
Кто быстрее всех декодирует сообщение, тот получит 3 бонусных бала.(Самостоятельно расшифровывают)

Действительно, тема нашего с вами урока: Метод координат.
Изложение нового материала:
Ребята! Скажите, знакомо ли вам слово «координата»? на каком предмете вы встречались с этим понятием? Действительно существует система географических координат, где местоположение объекта определяется широтой и долготой.
С помощью координатной сетки летчики и моряки определяют местоположения объектов. А вообще координаты мы используем часто в жизни, даже не задумываясь об этом.
Те, кто в детстве играл в «Морской бой» помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой, аналогично и в шахматах.
Чтобы правильно занять свое место в кинотеатре, нужно знать две координаты - ряд и место.
Чтобы правильно прийти в гости в многоэтажный дом, нужно знать две координаты – подъезд и этаж.
Я предлагаю вам, назвать координаты объектов находящихся в разных местах многоэтажного дома по принципу «Подъезд-этаж»
- Молодцы! Хорошо справились с заданием!
Ребята, посмотрите на экран. Это Рене Декарт (1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Рене Декарт предложил свой способ записи связи числовой и графической информации, который был принят и используется по сей день.
Декарт предложил использовать числа для определения местоположения точки на листе, для этого оси координат строятся строго по линиям клетки. На концах отмечаются стрелки и названия осей: горизонтальная ось ОХ и вертикальная ось ОУ. Буква О является началом отсчёта, т.е. нулём. Оси разбиваются на деления. Внимание! Деления наносятся тоже строго по линиям клетки тетради. Затем деления нумеруются, начиная с нуля 0,1,2,..
Координата – это адрес точки на координатной плоскости.
Как же определить координату точки (её “адрес”)?
Сначала определяем на какую величину отстоит точка от О по оси OХ, а затем поднимаемся вверх вдоль оси OY. А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.
Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Нам удобней работать в первой координатной четверти, т. к. направления её положительное и по оси ОХ и по оси ОУ.
Давайте попробуем определить на координатной плоскости положение нескольких точек:
(2;3), (5;1), (3;0), (0;2)
Таким же образом вы будете определять точки по координатам в практической работе.
Постановка домашнего задания:
-Прежде, чем приступить к практической части нашего урока, откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. §7 (3) стр. РТ №99(1-3), 100. В задании №99 вам нужно будет с помощью метода координат построить изображение. Дневники закрываем. Встаем со своих мест. Поднимаем ручки вверх и потянулись, посмотрели направо, посмотрели на лево, потянулись вперед и отправляемся за компьютеры , где вас ждет новое интересное задание.
Закрепление материала:
- Теперь каждый из вас, ребята, попробует раскодировать графическую информацию, закодированную с помощью метода координат. Каждый самостоятельно читает инструкцию по выполнению работы на тренажёре «Координатная плоскость». Если возникают вопросы, поднимаем руку, я подойду. Время работы ограниченно. 10 минут.
- Время выполнения задания подошло к концу. Пользуясь критериями в оценочном листе, поставьте себе балы за практическое задание. Повернитесь все к доске.
Подведение итогов, рефлексия:
- Назовите, какой способ кодирования информации мы с вами изучили?
- Что такое координата?
- Где в жизни мы встречаемся с координатами ?
- Кто первым предложил всему миру метод координат и объяснил, как им пользоваться?

- Какие вы сегодня все молодцы! Теперь каждый выставляет себе оценку за урок, пользуясь критериями в оценочном листе. (считают балы, ставят оценки)
- - Ребята, вот наш урок приблизился к своему логическому завершению. И мне бы очень хотелось знать, как чувствовали вы себя в процессе учения: было ли вам комфортно, было ли интересно, было ли понятно? Я прошу вас оценить себя и, когда будете уходить из кабинета сдать свои рефлексивные мишени, РТ, оценочные листы.
- Всем спасибо за урок! Удачного дня!












Заголовок 115