Технологическая карта урока по Информатике Метод координат (5 класс)


Технологическая карта урока
Предмет:
Учитель:
Место и роль занятия в изучаемой теме:
Класс: 
Дата проведения:
Тип урока:
Тема Метод координат
Цели Образовательные:
Формирование знаний о кодирование в декартовой системе координат через самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учеников.
Обсудить особенности кодирования информации.
Научить искать координаты в прямоугольной системе координат в измененных условиях и нестандартных ситуациях
Развивающие:
Продолжить развитие коммуникативных умений, навыков учебного сотрудничества.
Создать условия для формирования умений реализации новых способов действий.
Развивать логическое мышление, внимание, память, формировать умение планировать свою деятельность.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, усидчивость, трудолюбие.
Планируемый результат Предметные:
представление о методе координат;
Метапредметные:
понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи;
Личностные:
понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики.
Основные понятия Код, кодирование, графический способ кодирования, числовой способ кодирования, символьный способ кодирования, метод координат.
Межпредметные связи Окружающий мир, Математика, Русский язык
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Учебник «Информатика. 5 класс».
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Рабочая тетрадь «Информатика. 5 класс».
- мультимедийный комплекс, компьютеры учащихся.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа парами.
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность учителя Планируемые результаты
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Содержание Предметные УУД
I. Организационный момент (1 мин)
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Активизирует внимание детей, нацеливает их на работу.
Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте ребята!
Посмотрите, все ли готово к уроку?
Учебник, тетрадь, пенал?
(да)
Тогда мы начинаем наш урок. Личностные:
- мотивация к учению.
II. Проверка домашнего задания в рабочих тетрадях (3 мин) Производят проверку домашнего задания
Организует беседу по проверке домашнего задания - Давайте проверим как вы справились с домашним заданием.
Проверка № 76.
- В каком году была построена первая телеграфная линия?
(в 40-е гг. XIX в.).
- В каком году в Америке был изобретен телефон?
(в 1876 г.)
- В каком году русский ученый Попов открыл радиосвязь?
(в 1895 г.)
- В каком году был создан первый телевизор?
(в 30-е гг. XX в.)
- В каком году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть?
(в 1969 г.)
Проверка №77.
- Давайте проверим какие ответы у вас получились.

- Какое главное словосочетание вы получили из кроссворда?
(канал связи)
Проверка №78.
- Сколько вопросов достаточно задать, чтобы получить точный ответ?
(достаточно задать три вопроса) Личностные:
- формирование навыков самоорганизации.
- формирование навыков письма.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
III. Актуализация знаний и формулирование темы и цели урока (5 мин)
Выполняют кодирование информации, сравнивают, анализируют в парах, помогая друг другу и проверяя друг друга, делают выводы.
Представители от каждой подгруппы выходят к доске и записывают полученную информацию
Выясняет понимание учащимися многообразия форм представления информации и подводит к осознанию новой темы с помощью проблемной ситуации - Давайте вспомним, некоторые определения.
- Что такое код?
(это система условных знаков для представления информации)
- Что такое кодирование?
(это представление информации с помощью некоторого кода)
- Какие способы кодирования вы знаете?
(графический, числовой, символьный)
- Как вы думаете, графическую информацию мы можем закодировать в виде чисел?
(да)
- А как вы думаете, каким образом?
(предлагают свои варианты)
- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?
(кодирование графической информации)
- Речь сегодня пойдет об одном из удобных способов представления графической информации с помощью чисел. Чтобы «связать» числа и точки, используют системы координат. Простейшую из них – числовую ось – вы уже рассматривали на уроках математики.
Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Знать определения понятий: код, кодирование, способы кодирования информации. Приводить примеры способов кодирования информации Личностные:
- логическое, критическое мышление;
Познавательные:
- умение структурировать знания, аналогия, анализ, синтез;
Регулятивные:
- выполнение актуализирующего учебного действия;
- умение осуществлять контроль и самоконтроль;
- прогнозирование;
- умение выбирать алгоритм решения учебных задач;
- контроль;
- фиксация индивидуальных затруднений
- коррекция;
- оценка;
Коммуникативные:
- умение интегрироваться в группу, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, умение выслушать разные точки зрения.
IV. Открытие нового знания (10 мин) Работают с системой координат, строят оси, определяют координаты точек. Находят области применения метода координат в быту, технике, науке, в школе Рассказывает учащимся о системе координат, задает вопросы - В честь французского математика Рене Декарта эту систему называют прямоугольной декартовой системой координат.
Нарисуем две перпендикулярные оси, точку их пересечения обозначим через О. Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная – осью OY. Место пересечения осей OX и OY называется началом координат, которое обозначают цифрой 0 («ноль»). Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Чаще всего мы будем работать только в первой координатной четверти.
- Можем ли мы задать положение точки на плоскости?
(да)
- Однозначно ли определено положение точки на плоскости?
(да)
- Как записать в числовой форме положение точки в системе координат?
(первым числом записывается координата по оси ОХ, затем, через запятую, записывается координата по оси ОY)
- Итак, каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес Это пара чисел: первое число по оси OX, второе – по оси OY. Эти числа называются координатами точки. Чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси OX), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY).
- В нашей жизни мы найдем множество примеров использования методов координат. Работают с системой координат, строят оси, определяют координаты точек. Находят области применения метода координат в быту, технике, науке, в школе Личностные:
- умение принимать смысл поставленной задачи;
- умение логически рассуждать;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- воспитание информационной культуры учащихся;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; умение осуществлять предметную деятельность; умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе; выбирать алгоритм решения учебных задач.
Коммуникативные:
- умение аргументированно выражать свои мысли;
- слушать мнение других.
Физкультминутка Выполняют физкультминутку Организует выполнение физкультминутки для всех учащихся - Давайте все вместе проделаем физкультминутку глаз. Для этого посмотрим небольшой ролик. V. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний (5 мин) Выполняют задания в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя - Отметим на координатной плоскости точки А(4,1), В(4, 2), С(1, 2), D(4, 5), E(2, 5), F(4, 7),G(3, 7), H(5, 9), I(7, 7), J(6, 7), K(8, 5), L(6, 5), M(9, 2), N(6, 2), O(6, 1).
Соединим полученные точки отрезками: A-B-C-D-E-F-G-H-I-J-K-L-M-N-O-А.
- Какой рисунок получился?
(елочка)
Мы провели работу по декодированию графического изображения, состоящего из 15 точек, заданных с помощью декартовых прямоугольных координат, и соединенных отрезками. Другими словами, мы изменили форму представления информации с числовой на графическую.
- Как вы думаете, можно ли, наоборот, по готовому рисунку на координатной плоскости получить координаты точек?
(да)
- Как называется этот процесс? (кодирование) Выполняют процесс декодирования информации, наносят на плоскости точки по заданным координатам, строят по точкам изображение. Выполняют процесс кодирования информации (обратный процесс). Личностные:
- принимать смысл поставленной задачи;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
Познавательные:
- умение работать с предложенным алгоритмом.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;
- умение осуществлять предметную деятельность; - умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе;
- выбирать алгоритм решения учебных задач.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
- доброжелательные партнерские отношения при взаимоконтроле.
VII. Выполнение практического задания (6 мин)
Выполняют задания в рабочих тетрадях, анализируют полученные результаты Организует деятельность учащихся по закреплению знаний путем выполнения практического задания, осуществляет индивидуальную помощь учащимся в самостоятельной работе по кодированию и декодированию - Давайте выполним задания 99 вариант 1 и 2 в рабочей тетради на странице 72-73.
- Какие рисунок получился в первом варианте?
(ключ)

- А какой рисунок получился во втором варианте?
(танк)
Личностные:
- логическое и критическое мышление, самооценка;
Познавательные:
- учатся применять знания в стандартной и изменённой форме.
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Коммуникативные:
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение радоваться успехам и сопереживать неудачам.
VII. Домашнее задание (2 мин) Записывают номер домашнего задания, выслушивают комментарий к нему Дает комментарий к домашнему заданию
- Запишите домашнее задание:
§ 7(3), Р.т. № 99, .100.
- Нашли номера в рабочей тетради? Прочитайте и скажите, что нужно сделать.
(В №99 необходимо на координатной плоскости отметить и пронумеровать точки. Далее, раскрасить получившиеся рисунки.
В №100 отгадать кроссворд).
- Все ли понятно?
(да) Познавательные:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.
Регулятивные:
- выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
- самоопределение.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке Подводим итог работы на уроке
1) Чему учились на занятии?
2) Что было трудно?
3) Какие задания понравилось выполнять?
4) Давайте оценим свою работу. У вас у каждого лежат листочки бумаги. Напишите на них знак «+», если вы активно работали на уроке: знак «–», если могли бы лучше, но что-то помешало; цифру «0», если не хотелось работать. Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.