Разработка занятия по внеурочной деятельности Знатоки информатики на тему:Метод координат 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская  школа» Милославского района
Рязанской области
Сценарий занятия
по внеурочной деятельности
«Знатоки информатики»
Тема
«Метод координат»
для 5-6 классов
           
Составила: Селезнева Г.В.
                                                                 учитель математики 
и информатики 
2016  год.
Аннотация
Данное занятие «Метод координат» проводится в игровой форме. Такая форма работы в полной мере стимулирует познавательную активность учащихся.Использование игровых технологий во внеурочной деятельности формирует у учащихся правила общественного поведения, повышает интерес к предмету, повышает эффективность занятия и его качество. Игровые технологии позволяют использовать на занятии  различные формы работы, помогают раскрыться в процессе творческой деятельности каждому ребенку, даже самому слабому. Соревновательный дух  «зажигает» ребят, резко повышает мотивацию к познанию. В ходе занятия все ученики активизируются, увлекаются поисками ответов. Начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Технология направлена на «погружение» в процесс поиска, познания и самопознания. Атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и педагога, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, способствуют развитию индивидуальности каждого ученика. В данном занятии четко прослеживается алгоритм работы по представленной технологии.  Организация  самостоятельной  творческой деятельности учеников осуществляется в индивидуальной, коллективной, групповой, командной формах работы.                               Тема занятия: «Метод координат»
Форма: индивидуальная, групповая, коллективная.
Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования умения  реализации новых способов действий кодирования  графической информации с помощью чисел.
Задачи:
Обучающие:
сформировать у обучающихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации; 
научить обучающихся, представлять информацию с помощью системы координат.
Развивающие: 
развитие памяти, внимания, логического мышления;
развитие творческих способностей; 
развитие познавательного интереса.
Воспитывающие: 
помочь овладеть навыками умения работать индивидуально, в команде, в группе, в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные: дети получат представление о кодировании  графической информации с помощью чисел используя метод координат.
Метопредметные:
     личностные: у учащихся будут сформированы: положительное отношение к внеурочной деятельности, интерес к изучаемому материалу, знание основных моральных норм поведения, доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе,оказание помощи;обучающийсяполучит возможность научиться:искать координаты в прямоугольной системе координат в измененных условиях и нестандартных ситуациях;учиться давать позитивную самооценку результата своей деятельности, понимать причины успеха своей деятельности,проявлять познавательный интерес к данному занятию.
    регулятивные:обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками,принимать позиции слушателя,зрителя, актера;обучающийся получит возможность научиться:адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
  познавательные:передают содержание в сжатом или развернутом виде, через понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи;
  коммуникативные: обучающийся научится принимать участие в группах,командах,коллективе,допускать существования различных точек зрения , использовать в общении правила вежливости;обучающиеся получат возможность научиться формулировать собственные мнения и позицию, строить понятные для портнера высказывания, принимать другое мнение и позицию,адекватно использовать средства устного общения для решения коммуниакативных задач.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, игровая технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология.
Формы работы: командная,коллективная,групповая,индивидуальная.
Методы: словестный, игровой, соревновательный, практический.                                                                                                                     Приемы:  решение познавательной задачи,  диалог. 
Основные компетенции:
- умение оценивать свою и чужую деятельность;
- умение работать в группе;
- умение сравнивать;
- умение доказывать свою точку зрения.
Ожидаемый результат: закрепление знаний по теме метод координат, развитие логического мышления учащихся и коммуникативных навыков. 
Основные понятия: код,кодирокание,графический способ кодирования, числовой способ кодирования ,символьный способ кодирования,        
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация урока (ЦОР издательства БИНОМ – Антонов   А. М., 2012 (к учебнику Л. Босовой ) - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/) , электронный практикум «Координатная плоскость», интерактивная игра «Морской бой», программа Power Point, ноутбуки, флеш-карта, раздаточный материал.                                                                                              
      Этапы занятия: 
Организационный этап – 2 мин. 
Систематизация теоретических знаний. – 8 мин. 
Знакомство с новым – 15мин. 
Физкультминутка – 1 мин.
Работа в командах (игра) – 15 мин. 
Подведение итогов  – 4 мин. 
Ход занятия.
Организация класса
   Здравствуйте, ребята! Сегодня на внеурочном занятии в ходе знакомства с локализацией (определением места)  предметов на координатной сетке, мы с вами будем играть, приобретать новые знания  и,  конечно же,  получим грамоты. На сегодняшнем занятии вы будите работать индивидуально, а часть заданий вы будете выполнять командами, зарабатывать очки для своей команды. Команда №1 -1ряд, команда №2 -2 ряд , команда №3 -3 ряд .В каждой команде выбирается капитан. 
  В конце занятия , подводя итоги вашей работы, мы составим из ваших рисунков презентацию «Рисунки в координатах». 
    На прошлых занятиях мы познакомились с многообразием форм представления (кодирования) информации.Что означает кодировать информацию? Декадировать информацию? (Ответ учащихся)
-Какие основные  способы кодирования информации вы знаете? (Ответ учащихся)
 На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации  ( Слайд. Учащиеся комментируют каждый способ кодирования) :Графический – с помощью рисунков и значков;
Числовой – с помощью чисел;Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
-А теперь сыграем в игру «информация-код» 
( Слайд Учитель называет вид информации-ученики, используемые знаки.)                                                                   
Управление движением- дорожные знаки,
Речь человека-буквы,
Обозначение явлений природы-картинки,
Математические знаки-цифры,
 Музыка - ноты,        
На этом этапе ученикам предлагается заполнить 1-й столбец маркировочной таблицы (Приложение 1).  -Что вы знаете по теме «Кодирование информации»?». Занесите это в первый столбец,  который называется «Знаю».
2. Систематизация теоретических знаний.
  (Слайд). Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».                                       - Как вы понимаете данное выражение? (Ответ детей)
 - Ребята, большую часть информации человек воспринемает с помощью глаз.   Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня мы познакомимся с таким способом представления графической информации. 
-Для того, чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку.          (Каждому ученику раздаётся (Приложение 2.)Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел:
 первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 к л м н о ь ъ ы э ю я
2 прс т у ф х ч ц ш щ
3 а б в г д е ё ж з и й
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:  (3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)(1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)     Ответ: Метод координат.
   - Обратите внимание на то, что для декодирования каждой буквы, вы использовали  2 числа:         № строки и  №  столбца. Итак, тема нашего занятия «Метод координат».                                                                                                Сегодня  мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.
3. Знакомство с новым
При знакомстве с локализацией предметов на кооринатной сетке используем ЦОР: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/  
      Чтобы связать числа и точки используют системы координат. А знаете ли вы, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться? Ответ на этот вопрос мы получим в конце занятия. 
(Слайд)    Простейшую из них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат.
247650208280
Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое обозначают цифрой 0 (“ноль”). 
   В начальных классах на занятиях по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» мы говорили о том, что каждый предмет, лежащий в комнате , имеет свой адрес; при общении друг с другом, вы запоминаете адрес, телефон, e-mail,а иногда говорим коротко:«Оставь свои координаты». А для чего мы это делаем? 
(примерный ответ детей: для того,чтобы быстро и оперативно найти своего друга).
Так же и точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки.
(Слайд). А чтобы ни путать порядок следования координат, мы рассматривали многоэтажные дома, вспоминали, как устроены они: сначала мы заходим в нужный подъезд (их номера указаны в низу по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (их номера указаны слева по оси OY). Знания, полученные , в начальной  школе позволят нам определить положение любой точки на плоскости. Давайте выполним несколько таких заданий :
     На этой стадии занятия знакомства, детям предлагается заполнить «Корзину идей» с ключевым понятием «Координатная плоскость»,  в которой условно будет собрано то, что дети знают или ду-мают по обсуждаемой теме занятия (Приложение3). Данный приём побуждает к работе с новой ин-формацией, побуждает интерес к теме, «вызывает» на поверхность имеющиеся знания и предпола -гает бесконфликтный обмен мнениями между учениками.
   На доске можно нарисовать значок корзины, в которую ученики «собирают» всё, что им первое приходит на ум, связанное с ключевым понятием. 
 -Где в жизни мы часто встречаемся с подобной системой, когда на пересечении вертикальных и горизонтальных линий, необходимо найти  расположение точки, предмета, цифры и.т.д.
Предполагаемые ответы детей: таблица умножения, игра «Морской бой», шахматная доска, школьный журнал, школьный дневник, расположение мест в кинотеатре, расположение парт в классе, расписание уроков, график дежурств и т.д. (Слайд).
Работаем вместе 
Показывается слайд, на котором изображена координатная плоскость. разделённая на четверти. Ученикам говорится о том, что работать мы будем только с I четвертью.
  -Давайте потренируемся определять координаты  точек на координатной плоскости.                    (Слайд. Ответ детей)Желающие ученики  определяют координаты для каждой точки.
На этапе окончания знакомсва с новым, ученикам предлагается заполнить 2-й столбец маркировочной таблицы,  который называется «Узнал новое».
После заполнения 2-го столбца,ученикам предлагается физкультминутка для глаз.
4. Физкультминутка (Приложение 3)
-Ребята встаньте, расслабьтесь, поднимите глаза вверх, затем опустите вниз, вправо, влево, по кругу, сильно зажмурьтесь и резко откройте глаза. Повторите данный цикл упражнений 3–5 раз. Все упражнения делаются под музыку, а на экране те же упражнения делает точка.
5. Работа в командах - игра
-Ребята, вы готовы начать игру?  Сейчас каждая команда получит задание, но прежде давайте, повторим. (Слайд. Ответ  детей)1. Если выбрать на плоскости любую точку, то, сколько чисел ставится ей в соответствие? (2)2. Как они называются? (Координаты)3. Как правильно записываются координаты точки? (Первое число по оси ОХ, второе – по оси ОУ)
-Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять.
-Кто из вас умеет играть в игру «Морской бой»? ( Ответ детей)
 Я вам предлагаю поиграть в интерактивный «Морской бой». Играют по одному представителю из каждой команды. Играя, дети сопоставляют правила игры на бумаге и интерактивной. (Полученные очки записываются в счет команды.)
После игры в «Морской бой» каждая команда получает задания: 
 1).Ученики в каждой команде получают информацию, закодированную с помощью метода координат, их задача декодировать информацию на заранее подготовленных шаблонах с координатной плоскостью (Приложение 5). Команде,  которая выполнит задание первой, присуждается 3 очка, второй – 2 очко, третьей-1 очко.  Далее команды обмениваются результатами работы.                                                                                                                                                                          Итог: при правильном выполнении задания каждый ученик должен получить букву, а затем, после обмена информацией между командами, из полученных букв составляется слово «Декарт». 
Одновременно проводится конкурс капитанов. Учащимся демонстрируется программа и правила работы с ней. По необходимости оказывается помощь обучающимся.
2). Каждая команда выдвигает представителя – экспериментатора, который будет выполнять задание на компьютере. Этим ученикам выдаётся название той картинки, которую они должны будут построить в электронном практикуме по теме «Координатная плоскость» и в этой же программе расскрасить ее (Приложение 4). За эту работу каждой команде присуждается  1- 3 очка, в зависимости от времени выполнения задания (ученик, выполнивший первым задание «приносит»  команде 3 очка, вторым – 2 очко,третьим-1 очка).
  Капитанам предлагается перенести свой рисунок на флеш-карту и вместе с учителем составить презентацию «Рисунки в координатах», где последним рисунком будет рисунок учителя, построен-ный во всех четырех координатных четвертях. (Сова).
7. Подведение итогов
-Итак,вернемся к вопросу, поставленному в начале занятия:кто первым предложил всему миру метод координат и объяснил, как им пользоваться? Ответ мы получим, если сложить в  единое целое ре-зультаты  работы двух команд, которые представляют собой 6 разных букв.У каждой буквы есть №.  Ответ: это знаменитый французский математик Рене Декарт. 
 -Таким образом, сегодня на занятии мы работали с декартовой системой координат.
Просматривается совместно созданная учениками и учителем презентация                                           «Рисунки в координатах»
Рефлексия
-Ребята, подведём итоги нашего занятия. Я предлагаю заполнить 3-й столбец таблицы,  который называется «Хочу узнать подробнее».
-Теперь отложите все листочки в сторону. Закройте глаза, вспомните, чем вы сегодня занимались, что получилось, понравилось, а над чем необходимо поработать. Каждый обучающийся получает листок со смайликами, на котором он оценивает себя: 1 – свои знания по данной теме, 2 – работу на занятии, 3 – своё настроение. Для этого расставить соответственно цифры 1,2,3 рядом с выбранными смайликами.
Подводятся итоги игры. Вручаются грамоты командам, занявшим 1 место, 2 место, 3 место.
- Сова воплощает исключительно положительные качеста: мудрость, интеллект, широкий кругозор. 
Недаром она является символом клуба знатоков «Что? Где? Когда?".  
  
 Наша презентация заканчивается рисунком  совы  потаму, что вы все тоже знатоки,
                                                           Знатоки  информатики.
                                            Вы сегодня хорошо поработали ! Всем спасибо!