Урок информатики Тема: Метод координат. Класс: 5
Урок информатики
Тема: Метод координат.
Класс: 5
Форма проведения: опрос, беседа, практическая работа.
Цели и задачи:
систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке;
объяснить принципы выбора различных форм кодирования информации;
закрепить знания учащихся о методе координат;
подчеркнуть, что за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Познавательный блок УУД:
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель)
знаково-символические действия выполняют функции:
отображение учебного материала;
выделение существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений;
формирования обобщенных знаний;
виды знаково-символических действий;
кодирование/декодирование;
моделирование.
умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска
рабочее место учителя;
проектор;
рабочие места ученика с подключением к сети Интернет.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Сегодня мы совершим путешествие на остров сокровищ, где поможем 2 неугомонным мышкам найти клад, спрятанный котом Леопольдом и узнать, что же находится в сундуке. Для этого нам надо знать координаты клада и понять что же такое координатная плоскость.
А сейчас повторим то, что мы уже знаем
Проверка ранее изученного материала.
(Презентация «Формы представления информации. Метод координат»
фронтальный опрос по ключевым словам §7.
- Код.
- Кодирование.
- Способы кодирования информации.
Актуализация знаний.
С понятием числовая ось вы уже знакомы – это прямая линия, на которой указано положительное направление и отмечен единичный отрезок. Каждому числу соответствует точка на числовой оси. Число, соответствующее данной точке числовой оси. называется координатой этой точки. Числовую ось также называют координатной прямой.
А сейчас давайте познакомимся с нашими героями.
Фрагмент Мультфильма «Клад кота Леопольда».
Чтобы начать наше путешествие нам необходимо выяснить, где находятся наши герои.
Для этого нам надо решить задачу
Задача
Кот стоит на числе 8, а мышь на числе 4. Потом кот пошёл в сторону мыши, прошёл 3 единичных отрезка и остановился. В это время мышь побежала в сторону кота, пробежала 5 единичных отрезков и тоже остановилась. Сколько чисел осталось между котом и мышью?
Давайте проиллюстрируем эту задачу (на доске)
Объяснение нового материала
Кот Леопольд много учился. Он нарисовал карту и зашифровал координаты клада, но мы, я надеюсь, сможем помочь нашим маленьким мышкам найти координаты клада. Поможем?
Теперь познакомимся с координатной плоскостью
Возьмём 2 пересекающиеся под прямым углом (прямой угол имеется в квадрате, прямоугольнике) координатные прямые Ox и Oy с равными единичными отрезками.. Вертикальная ось Oy называется осью y, а горизонтальная ось Ox – осью x.
Точка пересечения координатных прямых обозначается 0 (ноль) и называется началом координат. Таким образом мы задали систему координат.
Плоскость, на которой задана система координат, называется координатной плоскостью
Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси Ox, второе по оси Oy. Эти числа называют координатами точки. А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы находим нужный подъезд (по оси Ox), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси Oy).
Давайте теперь узнаем, какие ориентиры нарисовал на карте кот Леопольд.
Каждый учение выходит к доске и рисует заданные координаты (координатная плоскость и координаты высвечиваются на доске через проектор)
Мы узнали ориентир – это ёлочка.
Давайте найдём координаты клада – к доске идёт ..
Назовите координаты полученной точки.
Фрагмент Мультфильма «Клад кота Леопольда»
А сейчас посмотрим, что находится в найденной нами точке. Для этого нам надо отыскать предмет. Искать предмет мы будем на время. На поиски отводится 5 минут. Предмет мы найдём, когда выполним задание. Вам надо на координатной плоскости нанести точки, координаты которых я вам выдала, и соединить их последовательно.
К доске идёт На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Помните, первое число по оси Х, второе по оси Y.
1 (-4,3)
5 (4,-2)
2 (-2,4)
6. (-2,-2)
3 (2,4)
7. (-4,-1)
4 (4,2)
8 (-2,2)
Соедините последовательно точки
1-2-3-4-5-6-7-1,
1-8-4
6-8
Что за предмет у нас получился? Правильно – сундук.
Поднимите руки, у кого получился такой предмет.
Фрагмент Мультфильма «Клад кота Леопольда»
Физминутка .
Закрепление. Работа на координатной плоскости.
- Напоминаю, что на первом месте всегда ставят координату х, а на втором - координату у.
Работа на интерактивной доске. Ученики выходят к доске по очереди и «перетаскивают» предметы в точки с заданными координатами.
* координаты снежинки: (-5; 2)
* координаты облачка: (-1; 2)
* координаты вишенки: (2; -3)
* координаты конфетки: (-3; -1)
* координаты домика: (-4; 4)
* координаты ёлочки: (5; -2)
* координаты бабочки: (4; 3)
* координаты грибочка: (-2; -2)
* координаты замочка: (1; -5)
* координаты свечки: (5; 2)
* координаты морковки: (-2; 3)
* координаты солнышка: (-2; -3)
* координаты плюсика: (-5; -3)
* координаты кораблика: (-2; 1)
* координаты рыбки: (1; -4)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Работа на компьютере.
Прикладная программа «Координатная плоскость I».
Подведение итогов урока. Выставление оценок по итогам практической работы.
Рефлексия. Какая координата на плоскости записывается первой? Какой способ для запоминания вам понравился больше? Закончите предложения:
1. Я доволен (-льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)
2. Я не доволен(-льна) тем, что сегодня
Методическая литература:
«Информатика. ФГОС», Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы», Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Газета «Лаборатория знаний», выпуск 9, сентябрь 2012. http://gazeta.lbz.ru
Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебюд-2014»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
Аксютина Ирина Сергеевна
15