КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ. Тема: «Нравственный поступок».
Конспект урока по ОРКСЭ .Тема: «Нравственный поступок».
Цель урока:
формирование у учащихся нравственного сознания.
освоения базовых понятий нравственности (добро, ответственность), понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения;
формирование потребности употреблять в речи вежливые слова.
Задачи: -личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;
- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;
- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
метапредметные- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
предметные
- создать условия для осознания учащимися основных понятий;
- уточнить смысл понятий: «свобода», «ответственность»;
- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Ожидаемый результат:
личностный:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
предметный:
осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;
метапредметный:
навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.
Основные термины и понятия:
свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность.
Ситуация морального выбора.
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Эмоциональный настрой на урок:
Представьте: летний тёплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки, вы стоите, широко раскинув руки, устремив взгляд ввысь, к бездонному голубому небу, подставив лицо солнышку и ощущая легкость, свободу и желание познавать мир.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы продолжим наш разговор о добре, о жизни, о том, как надо жить, чтобы быть настоящим человеком. Прошлый урок назывался «Моя семья – мое богатство!» и вы получили задание: вместе со своими родителями составить родовое древо и подобрать пословицы о семье. Пожалуйста, кто готов. (Ребята представляют свои работы)
•Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить.
• Семья сильна, когда над ней крыша одна.
•Счастлив тот, кто у себя дома.
•Не нужен и клад, коли в семье лад.
•В семье согласно, так идёт дело прекрасно
3.Посмотрите на доску, я зашифровала тему сегодняшнего урока. Сейчас от каждого из вас будет зависеть успех. Вы получаете по примеру, решив который сможете отгадать букву, а сложив все ответы вместе – отгадать тему.
1 – А
3 – В
6 – Е
11 – Й
12 – К
15 – Н
16 – О
17 – П18 – Р19 – С
20 – Т
21 – У
29 - Ы70-553+1578:7827:934-15200:1017-1425-1930:245:313+1622:2
9+84*48+11400:2050-2934:232:280-68
4.Работа с текстом учебника. Сегодня мы узнаем, что такое поступок, как его оценить, как управлять своими поступками? На странице 40 учебника прочитайте, что такое поступок и запишите это в рабочую тетрадь.
Давайте подумаем: почему не каждое действие можно назвать поступком? (рассуждения детей)
Прочитайте рассказ В.А. Сухомлинского « Капля воды »в тетради.
Как вы думаете, почему бабушка смотрела им в след и задумчиво покачала головой?
Почему бабушка ничего им не сказала?
А как поступили мальчики?
Являются ли действия ребят поступком?
5.Работа в тетрадях. Давайте найдем в учебнике и запишем, что такое нравственный поступок.
6.Работа в парах с таблицами. Нравственный поступок имеет 5 признаков. Запишите их. Мотив поступка (за чем?).
Цель поступка (для чего?).
Средства достижения цели (как?).
Само действие (где? Когда? Каким образом?). Результат поступка (к чему привел?)). Запишите в тетради признаки нравственного поступка.
7.Создание мотивационных условий на примере притчи. Ребята, послушайте еще одну, современную притчу и продолжая работу с таблицами, впишите признаки нравственного поступка героини.
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
8.Работа в группах. Игра: группам раздаются цветные листы бумаги — черные и белые. На доске написан список различных нравственных понятий:
(нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм,
сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень).
За отведенное время группы на обороте чёрного листа выписывают безнравственные поступки, на обороте белого — нравственные поступки.
(Подводятся итоги: какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки).
9.Контроль знаний. Игра «Буква за буквой» .
10.Рефлексия. Основное назначения человека — творить добро.
Пока звучит песня, я предлагаю вам, подумать и написать по одному, но на ваш взгляд, самому важному пожеланию своим близким, друзьям, или просто прохожим. (Дети записывают пожелания на листочках и прикрепляют их к «Дереву Добра».)
11.Домашнее задание:
- обсудите с родителями выражение «Цель оправдывает средства»;
-выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка.