Применение электронных образовательных ресурсов в обучении химии.
Использование электронных образовательных ресурсов в обучении химии.
Уроки с использованием ЭОР являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Процесс обучения химии, предмета сложного и перегруженного различными теоретическими понятиями и терминами, трудно представить без использования ЭОР. На своих уроках я использую электронные образовательные ресурсы, представленные на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Структура ЭОР включает в себя электронные учебные модули (ЭУМ) модули трёх типов: информационные, практические, контрольные. ЭУМ И-типа предназначены для предоставление учебной информации, иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий, организация самостоятельной работы.В целях достижения максимального педагогического результата целесообразно организовать работу по освоению учащимися модуля И-типа в двух формах:1. индивидуальная форма работы, позволяющая учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;2. работа в парах. ЭУМ П-типа можно использовать не только для повторения и закрепления полученных знаний, но и для создания для учащихся новых возможностей для получения дополнительной информации. Достичь максимального результата можно, используя работу в малых группах сотрудничества, сформированных учителем с распределением ролей учащихся (координатор, исполнитель, эксперт), роль учителя — координатор, помощник; либо индивидуальную работу учащихся, роль учителя — эксперт К – модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя (текущий, тематический и итоговый контроль) или в самостоятельном режиме. Разрабатывая свои уроки, добавляя модули И, П, К-типа для каждого этапа урока с прицелом на группы слабых, средних и сильных учеников задания для них можно дифференцировать работу учащихся , и это первый шаг к индивидуальной образовательной траектории. В предельном случае такая траектория составляется для каждого ученика, причём сделать это может уже и сам учащийся. Электронные образовательные ресурсы могут использоваться при дистанционном образовании, дающем возможность ученику и его родителям знакомиться с лекционным материалом, выполнять тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении, болеющих или находящихся в отъезде. Учитель должен научиться разумно использовать ЭОР с пользой для учебного процесса и для каждого ученика. Итак, инновационным качествам ЭОР относится:1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счёт использования активно-деятельностных форм обучения.3.Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию вне учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовка к ЕГЭ, а также многое другое. Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:- обеспечить положительную мотивацию обучения;- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;- повысить объем выполняемой на уроке работы;- усовершенствовать контроль знаний;- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя, инициирует распространение моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход.