Конспект Родительского собрания на тему Психологическая готовность детей к школе


Родительское собрание на тему «Психологическая готовность детей к школе»
Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.
Задачи собрания:
1.Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.
2. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
3. Проанализировать результаты психологической диагностики.
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.
Используемые материалы: корзина, листы бумаги, ручки,
Проведение собрания. Ход собрания.
Добрый день, уважаемые родители! Осталось не так много времени, и Ваши дети переступят порог школы. Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Мы познакомим вас с психологическими особенностями будущего ребёнка – первоклассника.
Опрос «Корзина чувств»
Вопрос для обсуждения: Испытываете ли вы переживания в период ожидания момента, когда Ваш ребёнок пойдёт в школу? В чём они заключаются?
Инструкция: «Уважаемые родители! У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные». Краткий анализ родительских переживаний. Большое спасибо! В основном это волнующие чувства, чувства тревоги.
Также многих из вас волнует вопрос: Как подготовить ребенка к школе. Очень многие родители считают, что ребенок к школе должен уметь считать, читать, писать. И он готов к школе. Это конечно немаловажно, но ребенок должен быть психологически готов к школьному обучению. Давайте же рассмотрим что же такое психологическая готовность.
2.2 Обсуждение аспектов психологической готовности к школе.
«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников»(Венерг). Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную готовность, мотивационную, волевую и социальную.
Интеллектуальная готовность предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
— свой адрес и название города, в котором он живет;
   - название страны и ее столицы;
    - имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
    - времена года, их последовательность и основные признаки;
   -   названия месяцев, дней недели; время суток
    - основные виды деревьев и цветов.
    - ему следует уметь различать домашних и диких животных,
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Вы можете поиграть с ребенком дома в игры. На развитие памяти вы можете поиграть с ребенком в игру «10 слов». Ребенку предъявляется ряд слов, не связанных по смыслу. Кот, книга. Дом. Стол, дерево. Машина, зонт, цыпленок, карандаш, лук. После первого предъявления ребенок должен запомнить 3-5 слов, после нескольких предъявлений больше половины. Если ваш ребенок после 4 предъявления не запоминает и 3 слов, следует обратиться к невропатологу. Точно также можно поиграть в игру «Запомни игрушку», где выставляются несколько игрушек. На развитие внимания игра «Запретное движение» На развитие мышления игры «Четвертый лишний» и др. На развитие воображения и творчества игра «Дорисуй»
Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.
Мотивационная готовность Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка: n способностей ставить перед собой цель, n принять решение о начале деятельности, n наметить план действий, n выполнить его, проявив определенные усилия, n оценить результат своей деятельности, n а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование. Еще один компонент.
Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке. На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие самые разные трудности. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И родители не должны это забывать! Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями. Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность- это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались вроли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. При повышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других: «У меня всё лучше всех», «Я самая красивая».
Тест «Какая у вашего ребёнка самооценка?» Нарисуйте на листе бумаги небольшую лесенку из 10 ступенек. Покажите эту лесенку ребёнку. Объясните, что на самой нижней ступеньке стоят девочки и мальчики, которые самые недобрые, завистливые - одним словом, плохие. На второй ступеньке - чуть-чуть получше, на третей - ещё чуть-чуть получше и т.д. А вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие мальчики и девочки: добрые, умные. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам. Пусть нарисует себя на этой ступеньке. Если ребёнок ставит себя на 1-ю. 2-ю или 3-ю ступеньку, то у него заниженная самооценка, если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, или 7-ю, то средней или адекватной. Если ребёнок ставит себя на 8-ю, 9-ю, или 10-ю, то самооценка вашего ребёнка слишком высока. Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Если же ваш ребенок не посещает детский сад, постарайтесь водить его в спортивную или другую секцию, группы временного пребывания и т. д., чтобы ребенок привыкал к будущей школьной обстановке.
Готов ли ребенок к школе? Тест для родителей.
• Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
• Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
• Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
• Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
• Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
• Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
• Умеет ли он изменять существительные по числам?
• Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
• Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
• Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
• Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
• Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
• Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
• Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
• Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
• Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
• Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
• Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ? Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми; 10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий; меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!