Статья Проект как один из способов развития субъектности младших школьников
Проект как один из способов развития субъектности младших школьников
Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
Субъектность – это способность «учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития», т.е. сформированность комплекса умений: самоцелеполагания, самопрогнозирования, самоорганизация, самоконтроля, самооценки, самокоррекции, самоанализа. Становление субъектности ученика связано с формированием у него компонентов учебной деятельности, одной из которых является метод проектов
Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме; изготовление коллажей, объявлений, проведения интервью, демонстрация моделей с необходимыми комментариями и т.д. Исследовательская деятельность включает детей в самостоятельный исследовательский поиск. Результатом данной деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся способов деятельности. Проектная деятельность позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний, а в результате происходит и развитие субъектности учащихся.
Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица: «Скажи мне — и я забуду
Покажи мне — и я запомню
Вовлеки меня — и я научусь».
Это созвучно с принципами современной прогрессивной школы:
1) стимулировать интересы учащихся через творческие задачи,
требующие работы воображения;
2) учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (т.е.
толковать) информацию, а не просто заучивать её.
Цель проектного обучения:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения:
- позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного
и компетентного;
- развивать у каждого позитивный образ себя и других;
- развивать у учащихся умения истинно оценивать себя.
2. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка,
умение искать путь решения поставленной задачи.
3. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
4. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»,
вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка,
как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Проектное обучение командным способом имеет следующие правила и
принципы:
1) В команде нет лидеров. Все члены команды, равны.
2) Команды не соревнуются.
3) Все члены команды должны получать удовольствие и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4) Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5) Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
6) Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Проекты могут быть разнообразными по форме: например, видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т.д.
Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить 3 вида учебных проектов:
— краткосрочные (2-6ч.)
— среднесрочные (12-15ч.)
— долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.п Основные принципы проектной работы.
1.Вариативность.
Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, комиксы ,карты, сказки и т.д. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.
2.Решение проблем.
Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда иностранный язык используется для решения проблем. Проблема заставляет детей думать, а думая они учатся.
3.Когнитивный подход к грамматике.
Некоторые учащиеся с трудом усваивают правила или грамматические структуры. Таким учащимся предлагается самим поработать над ними. У ребят исчезает страх перед грамматикой, они легче усваивают ее. В ходе работы над проектом учащимся предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры.
4.Учение с увлечением.
Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включить в учебный процесс игры, викторины, шутки, загадки.
5.Личностный фактор.
Посредством проектной работы учащимся предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, увлечениях и т.д.
6.Адаптация заданий.
Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемы. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.
Этапы работы над проектом:
1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка
задачи.
2. Обсуждение возможных варрантов исследования, выбор способов.
3. Самообразование и актуализация знаний.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5. Обобщение результатов и выводы.
6. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.
Оценка проектной работы – дело нелегкое. В методической литературе отличают два принципа оценки проектов.
1 . Язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
2. Следует не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (или не делать этого чернилами). Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Хотя, с другой стороны учащиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в их проектной работе, потому что она значит для них больше, чем обыкновенная классная работы. Учителю лучше проверить черновой вариант проектной работы. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, нужно или исправить их карандашом, или записать замечания на отдельном листе
Самое ценное в проектной деятельности, на мой взгляд, то, что все исходит от учащихся, а роль учителя – лишь организационная.
Я использую различные варианты проектов и пути их реализации. Наибольшее распространение в моей практике преподавания иностранного языка получили следующие типы проектов:
монопроект – это разрешение проблемного вопроса одного ученика, так, например, учащиеся выполнили работы по следующим темам:
“My Family, “My Favourite Season”, “My Favourite Clothes”, “My Room, “How Are You?”, “City and Country”, “Parts of the Body”, “Animals”;
коллективный проект – предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся:
“Welcome to the Fairytale Land”, “Britain”, “London”, “English Writers and Poets”.
Типы индивидуальных и коллективных проектов.
Устно-речевой - это разрешение проблемы в устной форме; это и инсценировка различных сказок, проведение мероприятий.
Письменный – предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинений, словарей, газет, стихотворений и песен (их переводов с английского языка).
Мультимедийный - это проект с использованием мультимедийной презентации.
Проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами школьного образования:
- сделать преподавание более проблемным и ориентированным
- шире использовать рефлексивный подход в обучении
- стимулировать у школьников умение формулировать собственные суждения
- усилить степень самостоятельной работы учащихся
- пересмотреть традиционную роль учитель и ученика на уроке
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет видеть практическую пользу от изучения иностранного языка. Следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе добывания знаний и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит – способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, субъектности.
Согласно ФГОС нового поколения задача нашего образования сегодня состоит в том, чтобы ученик в школе сформировал метапредметные результаты, научился ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Учащийся становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано её отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но самое главное — это то, что, у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий и чувствующий человек — это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:
« Путешествие в страну сказок. Сказки Льюиса Кэрролла».
(краткосрочный, групповой)
ЦЕЛИ проекта:
- подробно изучить автобиографию и творческий путь сказочника Льюиса Кэрролла
- проанализировать: Чему учат сказки, почему они так актуальны сегодня? (проблемное задание)
ЗАДАЧИ проекта:
- познакомить с биографией и творчеством Льюиса Кэрролла
- привить учащимся интерес к языку
- улучшить знания языка, расширить словарный запас
- учить самостоятельной и коллективной работе
- развить творческие способности учащихся
ПЛАНИРОВАНИЕ, определение источника и сбора информации:
- чтение литературы о Льюиса Кэрролла на русском и английском языках
- чтение сказок с последующим выражением мнения о содержании прочитанного
- беседа о значении сказок в жизни человека
- фонетическая и лексическая отработка текста о значении творчества Льюиса Кэрролла
- распределение обязанностей между членами группы
- установление критериев оценки
- изготовление костюмов и декорации
ИССЛЕДОВАНИЕ:
- сбор информации в виде творческих работ
- изучение проблематики в сказках Льюиса Кэрролла
- подготовка материала викторины по теме «Алиса в Стране чудес»
ОТЧЕТ:
- проведение викторины
- конкурс творческих работ учащихся- презентация в форме литературно - музыкальной композиции, представление сказки «Алиса в Стране чудес».