Статья Роль психодидактики в становлении личности ребенка


Пфейфер Л.Н. МКОУ Сарыбалыкская
СОШ, НСО

Роль психодидактики в становлении личности ребенка
Развитие личности ребенка – это приоритетная цель образования в условиях реализации ФГОС.
Ребенок, который из индивида превращается в личность, является конкурентоспособным преимуществом страны в мировом соперничестве за лидерство.
Индивидом рождается каждый человек. Он похож на себе подобных, лишь с некоторыми отличиями. В процессе общения с социумом, эволюционируя в своем развитии, человек может стать личностью.
По нашему мнению, личность – это не тот человек, который получил образование, а тот, который является образованным, то есть отличаться высокой степенью культуры, образования, всесторонне развитым, интеллектуальным.
Личность развивается не под принуждением, а в благоприятной, дружественной атмосфере. В противном случае индивид останется индивидом. Эту атмосферу создает окружающая среда: семья, друзья, коллеги, знакомые и незнакомые окружающие люди, прочие элементы среды.
Способствует развитию личности ребенка тот, кто находится рядом с ним и проводит с ним много времени.
Школа, без преувеличения - это второй дом ребенка. Она играет колоссальную роль в становлении личности ребенка. И поэтому ответственность возлагается в равных долях и на семью и на школу. В реальности, родители часто перекладывают ответственность по воспитанию и развитию ребенка на школу. Результат: школа принимает (в основном в лице учителей) ответственна на себя. Значит, в школе должны быть созданы такие условия психологические и социальные, которые приведут к формированию таких особенностей ребенка, что в результате сформируется, вырастит личность.
Применение в образовательном процессе психодидактики – это формирование условий для становления личности школьника. По мнению В.И. Попова, психодидактика строится на рефлексии психологических условий, целей и задач развития сознания школьника и его социализации [1].
Психодидактика способствует созданию таких условий, при которых ребенок чувствует свою значимость и имеет возможность постоянного саморазвития.
Саморазвитие ребенка помогает ему, используя свои внутренние и внешние ресурсы, развивать свой личностный потенциал.
Психодидактика способствует поддержанию самовоспитания ученика. То есть он сам совершенствует в себе положительные качества и формирует ситуацию успеха.
Так как речь идет о школьной среде, где применение психодидактических технологий является основным фактором определяющим формирование личности школьника, то субъектами взаимодействия являются учитель и ученик.
Применение психодидактических технологий в образовательном процессе – это партнерский союз между учителем и ребенком, где в равной мере происходит обмен знаниями. Дети передают знания учителю, а учитель – детям, исходя из своего опыта и багажа знаний.
Дети, обмениваясь своими знаниями с учителем, подталкивают его к постоянному самосовершенствованию и самообразованию. Не только в предметной области, но и в других, таких как, например, психология, дидактика.
То есть психодидактика в образовательном процессе – это две части единого целого: учитель – обучающийся (ребенок). Эти две половинки единого целого должны дополнять друг друга, находится всегда в контакте, взаимопонимании друг друга. Нет контакта – нет развития личности.
Психодидактический подход рассматривает ребенка как готового к участию в процессе обмена знанием. А вот учитель – для участия в этом процессе должен иметь профессиональную и личностную подготовку. Учитель должен обладать знаниями психологических принципов и особенностей познавательного и личностного развития учащихся.
Знания и применение психодидактики позволяют учителю способствовать более полному раскрытию творческого потенциала ученика. Творчество один из основных факторов становления личности.
Творческая деятельность ребенка нацелена на создание чего-то нового, ценного не только для него самого, но и для других.
Осуществляя творческую деятельность, ребенок постепенно изменяет себя.
Творческий потенциал ребенка в полной мере раскрывается во время игры. Игра – это не просто забава, а скорее получение практического опыта будущих серьезных дел.
Во время игры ребенок, примеряя на себе разные роли, сталкивается с выбором, поиском своей сущности – своего внутреннего Я. Известный американский психолог Р. Мэй считает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Также он отмечает, что творчество – это всегда процесс, где осуществляется взаимосвязь личности и мира [2].
В процессе игры происходит социализация. Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений [3]. Личность ребенка формируется в процессе социализации. Ребенок в игре приобретает опыт как индивидуальной, так и групповой работы.
Психодидактический подход в образовательном процессе способствует социализации ребенка. Игра ставит задачу, для решения которой есть множество вариантов выбора. Все варианты решения ребенок должен определить сам. Альтернативность выбора учит ребенка развивать мышление. Причем в игре, всегда присутствует элемент импровизации. Импровизация ребенка – это некоторые действия, которые он совершает в ответ на заданную тему без предварительной подготовки. А это значит, что одна и та же игра имеет какое - то новшество, изменение. И если вектор игры изменился, значит и решение уже будет другим. А это в свою очередь подталкивает ребенка к поиску дополнительной информации, получению новых знаний, опыта.
Таким образом, в заключении, можно сказать, что психодидактика является ключевым фактором в образовательном процессе, способствующим формированию личности ребенка.
Список литературы:
Попов В.И. Психодидактические основания развивающих образовательных систем/ В.И.Попов. – [электронный ресурс] : http://pandia.ru/text/78/197/50669-4.php
Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества/Р. Мэй. Львов: Иициатива;  М.: Институтобщегуманитарных исследований, 2001. С. 43.
3. Социализация/ Электронный ресурс / http://psychology.academic.ru/2419/социализация