Использование ресурсов игровых технологий на уроке иностранного языка
1. Введение.
Выбор темы «Использование ресурсов игровых технологий для активации познавательного интереса на уроке немецкого языка у младших школьников» не случаен. Он был обусловлен работой в младшем звене. Младшим школьникам нравятся занятия, особенно если они построены на захватывающей игре. Они любят подвижные игры, игры музыкальные. Поэтому у учеников заметно развивается память, языковые, познавательные и коммуникативные способности, их речь становится богаче и выразительнее. Я следую рекомендациям авторов пособий, использую активные формы работы с детьми и стараюсь создать непринуждённую обстановку.
Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. Стало хорошей традицией создание видео презентаций для уроков, использование интернет-ресурсов. Изменилась и форма урока. Современные учителя редко используют форму лекции при объяснении нового материала, или простого опроса при проверке знаний. Замечено, что эффективность обучения заметно улучшается, если применять игровые технологии на уроках иностранного языка.
1.1.Актуальность проблем, решаемых использованием данной технологией
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения с помощью игровых технологий. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов.
Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.
Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение обучающихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.
1.2. Целесообразность использования игр и игровых моментов в обучении лексическому аспекту немецкого языка
Специфика предмета "иностранный язык" требует от учащихся напряженной умственной деятельности, внимания, поэтому не всем детям иностранный язык дается легко. Есть ученики, которые с трудом усваивают произношение, интонацию предложений, не запоминают слова и структуру речевых образцов.
Это, как правило, вызывает неудовлетворенность, неверие в свои силы, ведет к ослаблению интереса и в целом к снижению мотивации к изучению иностранного языка. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество, и усвоение необходимых умений и навыков. Поэтому нам, учителям, нужно искать пути повышения интереса учащихся к урокам иностранного языка и этому с большим успехом может способствовать игра.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Исследования отечественных педагогов и психологов (М.Я.Басов, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание детей младшего школьного возраста. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и предпринимать практические шаги по изучению русского языка.
1.3.Эффективность применение игровой технологии
Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: и учитель, и ученики общаются на иностранном языке.
Во-вторых, скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.
В-третьих, ученики получают наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют роевые игры.
В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.
В-пятых, ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
1.4. Разнообразие учебных игр
На уроках иностранного языка выделяют следующие виды учебно-речевых игр:
Фонетические.
Для работы с алфавитом.
Орфографические.
Лексические.
Грамматические.
Для обучения чтению.
Для обучения аудированию.
Для обучения монологической речи.
Для обучения диалогической речи.
Рассмотрим подробнее, какие виды игр можно использовать на уроках иностранного языка и как правильно применять игровые технологии в процессе обучения.
Объект исследования – процесс обучения немецкому языку учащихся
младшего школьного возраста.
Предмет исследования – активизация познавательного интереса на уроке немецкого языка у детей младшего школьного возраста.
Целью работы является изучение литературы по применению игровых технологий и разработка уроков с использованием игр при обучении немецкому языку на младшей ступени.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить теоретические основы формирования познавательного интереса с помощью игровых технологий ;
2) определить условия, при которых успешно проходит процесс обучения на начальном этапе изучения иностранного языка;
3) изучить опыт педагогов и разработать дидактический материал с применением игровых и технологий на уроке немецкого языка у учащихся младших классов.
В соответствии с характером поставленных задач и с учетом специфики проблемы использовались следующие методы исследования:
1) анализ научной и методической литературы
2) обобщение опыта (личного педагогического опыта и опыта других учителей;
3) мониторинг эффективности использования обучающих игр на уроке немецкого языка.
Глава 1. Теоретические основы работы с ресурсами игровых технологий на уроке немецкого языка.
1.1. Психологические и педагогические обоснования применения игровых технологий в учебно - воспитательном процессе.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А, если при этом учащиеся ещё и будут говорить на иностранном языке, то возможности более качественного усвоения, к примеру, новой лексики значительно расширяются. Дети, конечно, над этим не задумываются. Для них игра - это, прежде всего, увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей иностранного языка. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам, которые могут стать первыми в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой для них более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”
В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку М.Ф.Стронин делит игры на подготовительные и творческие. Подготовительные игры включают в себя грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры. Целью этих игр является формирование произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировка употребления языковых явлений на подготовительном этапе овладения иностранным языком. К творческим играм относятся аудитивные и речевые игры. Их цель – дальнейшее развитие речевых навыков и умений. Лексические игры вслед за грамматическими играми продолжают строить фундамент речи, т. к. овладение лексическим и грамматическим материалом создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Данные игры преследуют цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся;
- познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
В классификации Л.Г. Денисовой к уже вышеназванным видам учебных игр добавлена ролевая игра. Все виды учебных игр имеют большое значение в обучении иностранному языку младших школьников, преследуют определенные цели и могут использоваться на разных этапах усвоения языковых знаний и формирования речевых умений и навыков. Например, лексические игры помогают запомнить лексические единицы, тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, развивают речевую реакцию учащихся, знакомят их с сочетаемостью слов, то есть способствуют формированию прочных лексических навыков. Игры способствуют выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими
языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Исходя из этого, необходимо заметить, что игра должна не только занимать важное место на уроке немецкого языка, но и быть его стержнем. Надо стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах урока немецкого языка и создавал общую игровую атмосферу. Реплики «Угадайте», «Найдите», «Отгадайте, что я спрятала» и т. д. всегда заостряют внимание учащихся, ведь главная задача учителя – добиться того, чтобы у детей не пропадал интерес к предмету, чтобы предложенный ученику материал был доступен и интересен, поэтому использование игр и игровых элементов на уроке позволяет сконцентрировать их внимание на главном – сформировать у них произносительные, лексические, грамматические навыки и умения в процессе естественной ситуации общения во время игры.
Таким образом, к сказанному можно добавить ещё, что поскольку на уроке мы имеем дело с учебными играми, которые отличаются от развлекательных тем, что имеют второй план или узко методическую цель, то учитель всегда четко и точно представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра. Однако, ему ни в коем случае не следует показывать учащимся, что его больше интересует второй план. Он должен смеяться и радоваться вместе с учениками, подчеркивая тем самым, что его волнует игровой смысл упражнения, а не учебный. Если учитель раскроет ученикам второй план, то игра превратится в обычное упражнение и интерес учащихся к действу пропадет. В процессе игры формирование произносительных, лексических и грамматических навыков происходит в увлекательной для детей форме. Игры развивают наблюдательность у ребят, оживляют урок, повышают интерес к изучению иностранного языка.
1.2. Функции, виды и формы игровой деятельности на уроках иностранного языка.
Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, так как игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции,- там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
В своей работе Е.И. Пассов определяет основные цели использования игры на уроках иностранного языка:
1)формирование определенных навыков;
2)развитие определенных речевых умений;
3)обучение умению общаться;
4)развитие необходимых способностей и психических функций;
5)познание (в сфере становления собственно языка);
6)запоминание речевого материала.
В современной психологической и педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Психологи выделяют подвижные, строительные, интеллектуальные, условные; педагоги – дидактические игры, подразделяя их на языковые и речевые. Говоря о функциях игровой деятельности в процессе обучения, считаю уместным сослаться на схему А.В. Конышевой, которая отображает их в полной мере.
Как мы видим из таблицы (См. таблицу 2.) , игра – это специфический вид природосообразной структуры человеческой деятельности.
Таблица 2.
-699135181610
Поэтому игра как одна из форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту либо возвращаться к более ранним формам поведения, либо опережать соответствующую возрастную стадию.
Младший школьный возраст 1-5 класс:
Игра – труд – общение - познание
Средний школьный возраст 6-9 класс:
Труд – игра – общение - познание
Старший школьный возраст 10-11 класс:
Общение - труд – познание - игра
Возрастные особенности позволяют использовать различные варианты игр и формы игровой деятельности. Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр.
Таблица 3.
Формы игровой деятельности
- индивидуальная
- парная
- групповая
- коллективная
Таким образом, игра - это:
1) деятельность (в нашем случае - речевая);
2) мотивированность, отсутствие принуждения;
3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А.В. Петровский);
5) развитие психических функций и способностей;
6) «учение с увлечением» (говоря словами СЛ. Соловейчика).
Глава 2. Практические вопросы применения игр и компьютерных технологий при обучении лексике в начальной школе (из опыта работы)
В качестве приоритетных задач, нацеленных на формирование лексических навыков, по моему мнению, можно назвать необходимость увеличения словаря учащихся, более качественного запоминания и сохранения лексических единиц в памяти каждого учащегося и организации более интенсивной тренировки в их употреблении для создания учащимися самостоятельных речевых произведений.
Эти аспекты взяты мною на вооружение, так как в ходе многолетней работы у меня сложилось стойкое убеждение, что формирование лексических навыков является очень важной задачей, так как бедный словарный запас создает препятствия для обучения навыкам во всех видах речевой деятельности. И я стараюсь применять на своих уроках такие формы занятий, которые обеспечивали бы активное участие в уроке каждого ученика, стимулировали бы речевое общение, способствовали бы формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Неоценимую помощь при этом мне оказывают игровые методы обучения, информационно-коммуникационные технологии, лексические упражнения, тесты. Все эти направления я постоянно использую на уроках немецкого языка в младших классах, но остановлюсь более подробно на применении игровых технологий в обучении лексическому аспекту немецкого языка, как с использованием компьютера, так и без него, направленные на введение, первичное закрепление и отработку лексических единиц. Это и традиционные, проверенные многими учителями на практике, игры с использованием различных вспомогательных предметов (мяч, пальчиковые куклы, разрезные карточки и т.д.), и игры, основанные на применении компьютерных технологий. В том и другом случае задача учителя одна: формирование качественных лексических навыков в непринужденной форме.
Лексические игры давно уже используются многими учителями немецкого языка, расценивающими их, как эффективный способ введения и отработки новой лексики на младшей ступени обучения.
Игра «Wie heiβt du?» («Как тебя зовут?»)
Цель: изучение лексики речевого этикета.
Оснащение: табличка с надписью «Stop»
Описание: дети, взявшись за руки, образуют два круга: внешний и внутренний.
Учитель становится поблизости от внешнего круга. Дети начинают двигаться каждый по своему кругу, причём один круг движется по часовой стрелке, другой -против. Через 3-5 секунд учитель говорит: ”Stop”. Дети останавливаются, и ученик из внешнего круга, оказавшийся рядом с учителем, обращается к стоящему напротив него ученику из внутреннего круга: «Ich heiβe Oleg. Wie heiβt du?» Ученик из внутреннего круга называет своё имя, и дети снова начинают двигаться по кругу, до тех пор, пока не услышат команду “Stop. ” Так можно отработать и другие вопросительные предложения, предполагающие ответ с использованием лексики речевого этикета.
Игра «ABC» («Алфавит»)
Цель: тренировка изученной лексики (удобнее использовать при изучении прилагательных, глаголов, наречий, т.е. тех слов, которые можно записать с маленькой буквы)
Оснащение: карточки с буквами алфавита.
Описание: участникам игры необходимо на скорость собрать к ак можно больше слов, составив их из разбросанных букв алфавита в правильном порядке. Также в процессе игры необходимо верно прочитать получившиеся слова, перевести их или постараться догадаться об их значении. Данная игра также может быть использована учителем в качестве одной из форм индивидуальной работы. Существует ещё несколько вариаций подобной игры, например, составить слова не из букв алфавита, а из слогов, либо поставить такую задачу: «Wie wird es weiter?», которую учащиеся должны решить, если правильно соединят начало и конец предложений, содержащих изученную лексику.
Игра «Rate mal» («Угадай-ка»)
Цель: автоматизация различных речевых образцов (например, утвердительного и отрицательного ответа)
Оснащение: компьютер, проектор, презентация.
Описание: на экран проецируются слайды с изображением сказочных персонажей и происходит диалог учителя с учащимися:
Учитель: Ist das Malwina?
Учащийся: Ja, das ist Malwina./ Nein, das ist nicht Malwina, das ist Däumelinchen.
Эта игра больше подходит для учащихся 2-го и 3-го классов, так как именно на этом этапе происходит становление произносительных навыков в тесной взаимосвязи с лексическими и грамматическими навыками. Именно такую игру можно проводить как при изучении новых существительных (в этом случае отрабатывается отрицание kein, keine), так и при изучении новых прилагательных и глаголов (с отрицанием nicht).
Игра: «Rätsel» («Загадки»)
Цель: совершенствование лексических навыков по теме «Животные»
Оснащение: компьютерная презентация с текстами загадок
Описание: на слайдах появляется сначала текст загадки, учащиеся внимательно читают её (можно организовать и чтение вслух, и) и стараются отгадать, по возможности назвав животное по-немецки, отгадка появляется по щелчку в виде картинки с изображением этого животного. Победителем считается тот, кто отгадает больше животных. Для того, чтобы это упражнение имело коммуникативный смысл, можно организовать чтение по цепочке, когда дети загадывают друг другу загадки, обращаясь с вопросом : Wer ist das?
Игра: «Кто самый быстрый?» «Wer ist am schnellsten?»
Цель: проверка лексического материала
Оснащение: карточки с заданиями или компьютер.
Описание: на карточках написаны предложения без разделения на слова. Класс делится на группы, каждая группа получает по карточке. Кто быстрее и правильнее выполнит задание – тот победитель.
Ein Schüler hat diese Übung richtig gemacht.
Im Sommer sammeln die Kinder Pilze und Beeren.
Einschülerhatdieseübungrichtiggemacht.
ImSommersammelndieKinderPilzeundBeeren.
Игра «Исчезающее слово»
Учитель пишет на доске лексику не более семи слов. Учащиеся хором вместе с учителем проговаривают данные слова. Затем также произносят перевод слов. После этого ученики закрывают глаза, а учитель стирает с доски одно слово. Учащиеся открывают глаза и угадывают, какое слово исчезло. Кто первый угадал, выигрывает. Так повторяется до тех пор пока все слова не исчезнут.
Грамматические игры.
1. Wie ist er?
Цель: тренировать структуру вопросительного предложения, спряжение глагола-связки “sein”
Оснащение: предметы или картинки с изображением различных предметов; компьютер ( презентации).
Описание: Учитель прячет предмет. Пытаясь угадать какой он, ученики задают вопросы. Например, - Ist es klein? - Ist es hart?
Plätze tauschen.
Цель: повторенить количественные числительные.
Оснащение: карточки с числами до 10
Описание: Играющие садятся в большой круг. В руках у них карточки с числами до 10. Водящий называет любые два числа, из тех, которые указаны на карточках. Двое ребят, у которых в руках карточки с этими числами, должны быстро поменяться местами, но так, чтобы водящий не смог коснуться их рукой. Тот, до которого дотронулись должен быть водящим.
Фонетические. игры: Слышу – не слышу.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Какое слово звучит?
Цель: формирование и совершенствование навыков установления звуко - буквенных соответствий и значений слов на слух.
Кто правильнее прочитает считалку?
Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.
Орфографические игры:
Кто быстрее догадается, какое это было слово?»
Цель: формирование словообразовательных и орфографических навыков.«Вставь букву».
Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. Описание: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Например: g...t, schle..ht.
Ролевые игры.
«Магазин» учащиеся оформляют свои отделы, изготавливают «деньги». Их задача – побывать в роли продавца своего отдела, а также в роли покупателя.
Конспект урока для 2-го класса.
Тема «Знакомство. Вводный курс»
Урок №2. Итак, как поздороваться и представиться по-немецки?
Цель урока: 1. Введение и первичное закрепление новой лексики речевого этикета c использованием игровых ситуаций
Основные практические задачи:
1. Тренировать учащихся в употреблении лексики речевого этикета при знакомстве, используя выражения Guten Tag! Hallo! Ich heiβe… Und du? Und wie heiβt du? Auf Wiedersehen!
2. Научить учащихся проявлять вежливость при знакомстве, используя выражения: Freut mich! Sehr angenehm!
3. Познакомить учащихся с графикой и правилами чтения букв: Gg, Tt, Nn, повторить пройденные буквы.
4. Учить понимать на слух лексику классного обихода: Schlagt die Lehrbücher auf! Schlagt die Lehrbücher zu! Schlagt die Arbeitshefte auf! Schlagt die Arbeitshefte zu! Sprecht mir nach! Steht auf! Setzt euch!
Развивающие задачи: способствовать развитию внимания, памяти, навыков запоминания лексического материала.
Воспитательные задачи: способствовать формированию у учащихся интереса к предмету, воспитывать культуру общения.
Оснащение урока: пальчиковые куклы, мяч, компьютер, проектор.
Ход урока:
I. Приветствие: Guten Tag, Kinder! Setzt euch!
Сначала учитель здоровается со всем классом, затем с каждым учеником, добиваясь от него ответа: «Guten Tag!».
II. Речевая гимнастика. Mundgymnastik.
Учитель. Ребята, в начале каждого урока немецкого языка мы будем выполнять зарядку для нашего языка и наших губ. Ведь они весь день говорили по-русски и им надо настроиться на немецкий язык. Повторяйте за мной хором (Вводится команда: Sprecht mir nach!):
Ti-ta-tag, Hallo! Hallo! Hallo!
Ti-ta-tag, Lo-lo, lo-lo, lo-lo,
Guten Tag! Guten Tag! li-li, li-li, li-li,
lu-lu, lu-lu, lu-lu,
le-le, le-le, le-le,
la-la, la-la, la-la.
Пение песенки «Du-du-du» (см. урок 1).
III. Повторение. Wiederholung. Повторяются пройденные буквы и речевки с этими буквами: A,a,a – Anna, Ada, Monika; E,e,e – Helga, Peter und Rene; I,i,i – Ilse, Ida und Marie; O,o,o – Otto, Rosa und Margo (используется компьютер: на слайдах письменное и печатное изображение изученных букв и картинки с изображением детей).
IV. Основная часть урока. Тренировка в употреблении лексики речевого этикета с использованием игровых ситуаций.
1. Повторение изученных речевых образцов.
Учитель. Давайте послушаем еще раз, как надо поздороваться по-немецки и познакомиться.
Учащиеся слушают разговор, «происходящий» между двумя куклами.
А теперь эти куклы хотят поговорить с вами. Одна из кукол «разговаривает» с каждым ребенком.
Hallo!
Hallo!
Wie heißt du?
- Polina. Und du?
Ich heiße Anton. Auf Wiedersehen, Polina!
Auf Wiedersehen, Anton!
Учитель. Давайте покажем нашим гостям-куклам, как мы умеем говорить.
Учащиеся образуют два круга (внешний и внутренний), идут по часовой стрелке навстречу друг другу, знакомясь и пожимая взаимно руки.
Учитель объясняет, что рукопожатие при знакомстве широко распространено в Германии, в том числе между учителем и учеником.
2. Введение и первичное закрепление новых речевых образцов.
Учитель. Ребята, ведь мы с вами вежливые люди? А что говорят вежливые люди при знакомстве, услышав чье-то имя?
Учащиеся. Очень рад, очень приятно.
Учитель: Говоря по-немецки, мы тоже должны быть вежливыми. Послушайте, как звучат по-немецки эти «вежливые» слова:
- Freut mich!
- Sehr angenehm!
Учащиеся многократно хором и индивидуально повторяю за учителем эти фразы.
Затем учитель проходит по классу, еще раз «знакомится» детьми и, услышав их имя, говорит: «Freut mich!» или «Sehr angenehm!». Далее учитель берет мяч и проводит игру «Возврати мяч».
Цель: отработать и закрепить в речи вежливые формы обращения.
Оснащение: мяч
Описание: Учитель проходит по рядам и, говоря какую-либо реплику из уже изученных, бросает мяч собеседнику, который в свою очередь должен возвратить учителю мяч с ответной репликой как можно быстрее. Например:
Учитель: Ich heiβe Elena Nikolajewna. Und du?
Ученик: Ich heiβe Oleg. и т.д. со всеми изученными образцами. Выигрывают те, кто без ошибок назвал ответную реплику и быстро возвратил учителю мяч.
3. Ознакомление с лексикой классного обихода.
Фразы «Schlagt die Lehrbücher auf! Schlagt die Lehrbücher zu! Schlagt die Arbeitshefte auf! Schlagt die Arbeitshefte zu!» учитель предъявляет, опираясь на мимику и жесты и используя наглядность в виде учебника и рабочих тетрадей.
4. Повторение изученных букв.
Учитель показывает классу слайды с изображением букв учащиеся хором называют их.
Учитель пишет на доске прописную букву, один из учеников должен написать соответствующую строчную.
Один из учеников под диктовку учителя пишет буквы на доске, остальные ученики – в тетрадях.
5. Введение новых букв (используется компьютер).
Tt - танцоры «Т» очень любят показывать свои танцы и выступать в театре, помогают себе, напевая: «T-t-t» (слайд с танцующими буквами «Tt»)(учащиеся повторяют танцевальные движения, напевая: «T-t-t»).
Nn - мальчик «N», любимое слово которого «nein» (нет), он ни с кем не соглашается (слайд с изображением капризного ребенка).(Учащиеся повторяют «nein», делая при этом отрицательный жест головой)
Gg - буквы, которые считают себя очень хорошими и любят повторять: «Gut» (хорошо) (слайд с изображением детей, у каждого из которых появляется реплика “Gut”)(дети жестикулируют, повторяя при этом «Gut»).
Учитель предъявляет ученикам печатный и письменный варианты букв и демонстрирует на доске технику их написания. Учащиеся за ним выполняют упр. 1 на с. 6 в рабочей тетради № 1. Затем учащиеся читают упр. 7 (б) на с. 13 учебника № 1 (фронтально).
V. Заключительный этап урока.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Чему мы сегодня научились? Какие буквы выучили? (каждый высказывает, что он для себя узнал полезного)
Домашнее задание: разыграть сценку «Знакомство»; выполнить упр. 2, 3 на с. 6-7 рабочей тетради № 1.
Анализ проведенного урока: В ходе урока учащиеся в игровой форме тренируются в употреблении лексики речевого этикета, употребляемой при знакомстве, знакомятся с лексикой классного обихода, выполняют команды учителя, повторяют изученные буквы и знакомятся с новыми буквами. При этом совершенствуются коммуникативные умения, так как происходит диалог не только в режиме «учитель→ученик», но и «ученик→ученик». Фонетическая зарядка направлена на совершенствование произносительных навыков и построена на основе повторения рифмующихся простых слогов и знакомых слов. Применение игровых элементов на этапе тренировки нового лексического материала и знакомства с новыми буквами с привлечением пальчиковых кукол и мяча оживляет урок, способствует созданию на уроке обстановки естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждают обучаемых к активному участию в учебном процессе, стимулируют и интенсифицируют его, вызывают интерес к изучению языка, а значит, способствуют более быстрому и лёгкому запоминанию речевых образцов, поскольку упражнения урока направлены на многократное повторение изучаемых лексических единиц, на развитие непроизвольного внимания и эмоционально – образной памяти при использовании рифмовок, считалок, песенок, иллюстративной наглядности, движения, музыки.
Домашнее задание соответствует теме урока: разыграть сценку «Знакомство», написать буквы, с которыми познакомились в процессе танцевальных движений, мимики и жеста. Структура и содержание урока соответствуют требованиям стандартов. Уровень изложения материала соответствует уровню понимания содержания учениками. Считаю целесообразным использование родного языка на начальном этапе обучения. В процессе учебной деятельности осуществлялось широкое взаимодействие между учителем и учащимися, что ведёт к плодотворному и результативному обучению. Что касается учеников, то они были увлечены уроком, следили за каждым движением преподавателя, активно работали. Урок был построен на сотрудничестве учителя и учащихся, в результате прошел успешно и интересно.
Таким образом, обучение с помощью игры - результат напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать и мыслить на уроке, с помощью разных средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний. Обучение с помощью игры - это попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Если интересно построить урок, не будет излишнего шума, безразличия и постоянных замечаний учителя. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, действиями не становятся полезными - это мертвый груз.
Приложение 2
Конспект урока для 2-го класса.
Тема: Праздник алфавита
Цель урока: подвести итоги работы на начальном этапе изучения немецкого языка; развивать творческие способности учащихся
Основные практические задачи: повторение алфавита и числительных, повторение рифмовок и песен.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Приветствие: Guten Tag, Kinder! Setzt euch! Achtung! Achtung! Wir feiern heute das ABC – Fest! Мы долго готовились и вот настало время показать, чему мы научились. Начнём, пожалуй, со стихотворения.
2. Речевая гимнастика. Выходят трое учащихся и читают стихотворение:
1: Окно - das Fenster, стол – der Tisch, ты по – немецки говоришь.
В Берлине или в Бремене должны вполне серьёзно
Мы вместо «Сколько времени ?» , спросить «Как это поздно?»
2: На языке немецком нет вопроса «Сколько тебе лет?»
Там задают для простоты другой вопрос «Как стар есть ты?»
«Я стар одиннадцати лет» примерно так звучит ответ.
3: С Заглавной буквы пишут там и «ложку» и «картошку»,
Чем уважение к вещам внушают понемножку.
Какой чудной чужой язык! Глядишь и ты к нему привык!
3.Основная часть.
3.1. Ребята, а с чего мы начали изучать немецкий язык? Правильно, с алфавита. Давайте проверим, а достаточно ли хорошо мы его знаем? ( Задания по карточкам и на доске)
A B C ☼ E F G H I
☼ K L M N ☼ P ☼ R
S T ☼ V W X ☼ Z
А какая песенка помогла нам изучить алфавит? Правильно. Das ABC – Lied.
8 10 7 4 3 1 9 2 5 6 3.2. Итак, буквы мы знаем. А цифры? Какая считалочка помогала нам их запомнить? Правильно! ( eins, zwei, Polizei …) А теперь для вас вот такое задание. ( Кроссворд на доске и у каждого на карточке)
По вертикали: 1. Двенадцать 3. Семь 4. Восемь 5. Девять 8. Один 9. Пять 10. Три
По горизонтали:
Два
Десять
Шесть
4. Одиннадцать
5. Четыре
3.3. Ребята, а ведь мы с вами уже научились знакомиться друг с другом и представлять других. Давайте разыграем сценку «Знакомство»!
3.4. Мы уже умеем составлять предложения по схемам. Посмотрите на эти схемы и попробуйте составить по ним предложения.
3.5. На протяжении всего времени нам помогали сказочные персонажи. Посмотрите на слайд! Wer ist das? Woher kommt es ( er, sie)? Wie ist es ( er, sie)?
3.6. Итак, про персонажей мы все рассказали. Теперь можно рассказать и о себе. Кто попробует?
4. Заключительный этап урока.
Подведение итогов урока. Рефлексия.