Конспект занятия по формированию навыков осознания своих эмоций и чувств старшими дошкольниками Учимся дружить со своим гневом
Тема занятия
«Учимся дружить со своим гневом»
Красовская Алина Александровна,
педагог дополнительного образования,
объединение «Дошкольник»,
предмет "Психология"
Возраст учащихся: 5-6лет
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с психологическими методами, приемами и упражнениями, направленными на обучение навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции).
Задачи:
1. Закрепить представления детей о чувствах «радость» и «злость».
2. Формировать навык осознания своего гнева, злости через сенсорные каналы.
3. Познакомить с правилами предупреждения злости, закрепить их в играх и упражнениях.
4. Познакомить детей с релаксационными упражнениями, направленными на управление своими чувствами.
Тип занятия:закрепление материала с элементами психогимнастики.
Год обучения: первый год обучения.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, пиктограммы «злость-радость», альбомные листы и краски, обруч, зеркала, «стаканчик для криков», коврики для релаксации.Ход занятия.
Вводный этап. Разминка. Продолжительность – 3 минуты.
Детям предлагается сесть в круг. Проводится ритуал приветствия.
1.Посылаем «привет» по кругу своим придуманным способом. 2.Дети приветствуют друг друга по кругу по имени: « Здравствуй, (имя) как я рад тебя видеть», добавляя к приветствию комплименты. Объяснить детям, что комплименты – это приятные слова, сказанные от чистого сердца.
Ребята сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы будем учиться управлять своими чувствами, контролировать свое настроение».
2.Организационно-мотивирующий этап.
2.1. Упражнение «Злость».Обсуждение и угадывание чувства злости.
Сегодня мы продолжаем знакомиться с чувствами, которые могут появиться у нас с вами, у наших мам и пап, бабушек и дедушек и любых людей.
Ребята, а с вами такое бывает, что вы сердитесь или злитесь на кого-нибудь? На что вы злитесь? (Ответы детей). А каким бывает лицо у человека, когда он злится? Кто может показать? Рассмотрите себя в зеркале, на свое выражение лица, когда вы сердитесь. А как вы думаете, какая злость на вкус, на цвет, на запах?
После ответов детей показывается пиктограмма «злость». « Ребята, это выражение лица напоминает нам злость? Давайте попробуем изобразить это настроение на бумаге. Напоминаю вам, что злость - эмоция отрицательная, она невкусная, на ощупь неприятная и может даже причинить боль.
3. Основной этап. Продолжительность 20 минут.
3.1 Упражнение «Кляксография» Дети садятся за столы.
Выберите такой цвет, которым вы будете рисовать свой гнев. Подумайте о той ситуации или человеке, которые вызывают у вас чувство гнева, злости. Намочите кисточку и влажной кисточкой наберите немного краски, которую вы выбрали. Капните краской в середину листочка, который лежит перед вами, и сложите его вдвое. Проведите по нему рукой.
А теперь раскройте лист и посмотрите, что получилось. Может кто-нибудь рассказать, на что похож ваш рисунок? (Ответы детей)
Появляется Карабас Барабас. Начинает задирать детей.
3.2. Упражнение «Упрямая подушка». Ребята, а вам нравится злиться? А как избавиться от этого состояния, знаете? Я вас сейчас научу. Давайте научим этому и Карабаса Барабаса.
Вы принесли волшебные подушки, внутри у них живут детские упрямки. Это они заставляют детей капризничать и упрямиться. И нам обязательно нужно прогнать эти упрямки. Для этого сожмем посильнее кулачки и будем бить подушку изо всех сил. Теперь надо обязательно приложить ушко к подушке и послушать: все ли упрямки вылезли и что они делают. Скорее всего они будут сидеть тихо-тихо.
3.3. Упражнение «Добрые-злые кошки». Снятие общей агрессии, закрепление правил в ролевой игре.
Дети встают в круг вокруг обруча, в котором будут совершаться «превращения». Тот, кто заходит в обруч по сигналу превращается в злющую-презлющую кошку. Выходить из «волшебного круга» нельзя. По хлопку превращения заканчиваются. Другой вариант: встать в пары и по хлопку превращаются в злых кошек. Главное правило: не дотрагиваться друг до друга! По хлопку злые кошки становятся ласковыми и добрыми.
3.4. Упражнение «Ругаемся овощами»
Ребята, давайте встанем в круг и представим, что мы на кого-то рассердились так сильно, что хочется его поругать. Но ругаться мы будем только овощами и фруктами (цветами).
3.5. Упражнение «Пружинка». Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
« Сегодня я принесла показать вам пружину. Как вы думаете для чего? (ответы детей). Представьте себе, ваша злость похожа на пружину. Мы будем сравнивать пружину со злостью. Когда вы начнете слегка злиться, пружина начнет постепенно сжиматься. Вас толкнули, не приняли в игру, вы на кого-то злитесь, злость накапливается и сжимается все сильнее (сжать пружину). Легко ли держать такую пружину? А что хочется сделать? Конечно, отпустить её и дать ей выпрямится. Так происходит с вашим поведением. Ваша злость копится и в один прекрасный она выходит наружу и тогда когда вас разозлят, вы можете сказать обидные слова и даже ударить обидчика, мы часто потом жалеем о своем поступке».
3.6. Упражнение «Релаксация».
Когда люди злятся, они становятся напряженными, зажатыми и твердыми, как орех. Чтобы справиться со своими эмоциями, нужно научиться расслабляться.
Вытягиваем ножки вперед и изо всех сил тянем на себя носочки;
Вытягиваем руки пред собой и сжимаем кулачки так, чтобы из воображаемых апельсинов получился сок;
На вдохе втягиваем животик;
Прячем шейку, как черепашка, в панцирь;
Сильно-сильно напрягаем все тело;
Выдыхаем, улыбаемся и расслабляемся (комплекс повторяется 2-3 раза)
А теперь закройте глаза. Приоткройте ротики и подышите неглубоко до тех пор, пока вы не почувствуете, что полностью расслабились, и ощутите улыбку во всем теле. Это улыбка не на лице, это улыбка, которая идет из животика. Ваш живот улыбается. Это не смех. Это тонкая, мягкая улыбка. Она словно у вас в животике, а её аромат распространяется по всему телу. Отройте глаза, посмотрите друг на друга, какие вы все стали светлые и добрые от улыбок.
Показывается пиктограмма «радость». Как называется эта эмоция?
4.Итог занятия. Продолжительность 3 минуты.
4.1. Рефлексия. Чему новому сегодня научились? Где нам эти знания пригодятся?
Чем полезна сегодняшняя встреча?
4.2. Упражнение «Какого я цвета?»
4.3. Упражнение «Подарки» Я хочу вам подарить «стаканчик для криков». Можно его взять и покричать в него вместо того, чтобы ругаться с остальными ребятами и взрослыми и песенку Енота «Улыбка».