Окружающий мир. Программа для занятий с дошкольниками.


Пояснительная записка
Окружающий мир
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста.
Цель раздела: расширение представлений об окружающем мире, природной и социальной среде с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Задачи:
Образовательные:
- научить видеть и понимать красоту окружающего мира, места в нём человека;
- формировать элементарные экологические знания и представления, основы экологического мировоззрения;
- уточнять и углублять знания о живой и неживой природе;
- развивать воображение, фантазию и логическое мышление.
Развивающие:
- формировать систему знаний о природе, её компонентах и взаимосвязях;
- развивать экологическое сознание;
- развивать коммуникативные способности, природные способности и задатки детей;
- развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
Воспитательные:
- формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними;
- формировать чувство ответственности за своё поведение в мире природы и в мире людей, стремление к здоровому образу жизни.
Через занятия развивается познавательный интерес будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. Уделяется особое внимание развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами.
Содержание раздела основано на принципах развивающего обучения с акцентом на эмоциональное и образное восприятие. Занятия проводятся в игровой форме с использованием интерактивных и практических заданий, повышающих мотивацию к обучению и активизирующих деятельность детей.
Необходимо создавать условия, при которых имеющийся у детей опыт помогает формировать у них не только новые знания, но и универсальные умения, необходимые для дальнейшего обучения и развития.
Основные группы общеучебных умений:
• интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
• организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
• коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
• оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).
Планируемые результаты:
Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать название и последовательность времен года, называть основные признаки сезона.
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.
В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику насекомых, зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть некоторые звуки (рычит, квакает, жужжит, пищит, стрекочет).
Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Знать и применять правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животные, бережно относиться к природе.
Иметь представление о неживой природе, распознавать и называть её объекты.
Знать название родного города, страны, столицы, традиции и творчество родного края.
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, зебра, остановка транспорта), сигналы светофора.
В процессе слушания и чтения книг, рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов и творчества своего края (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта).
Знать свое полное имя, отчество, день рождения, адрес.
Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких.
Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования учителя, правила поведения в классе. Быть внимательным, сдержанным, аккуратным, уметь организовывать место для занятий. Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, занятиях со сверстниками и взрослыми. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своих поступков, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо - плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды, жалости. Стараться доставлять радость другим.
Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей.
Технология организации познавательной деятельности дошкольников:
Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии.
Общая схема организации занятия:
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения (дети 6 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
1) понимать, что от него требуется в игре;
2) определить, может он играть в эту игру или не может;
3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.
Примерное тематическое планирование.
1. Мир вокруг нас.
2. Мир растений.
3. Мир животных.
4. Изменчивость в природе.
5. Неживая природа.
6. Азбука географии.
7. Космос.
8. Человек и природа.
9. Наша Родина. Творчество карельского народа.
10. Транспорт и правила дорожного движения.
11. Быт человека.
12.Человек и общество.