Практико — ориентированный семинар Заполнители для строительных материалов
Умарова Самина Нагимовнапреподаватель профессионального цикла
Профессия «Мастер отделочных строительных работ»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лысьвенский политехнический колледж»
Практико-ориентированный семинар
«Заполнители для строительных растворов»
Цели: Сформировать у учащихся знания материалов для приготовления строительных растворов; способствовать развитию познавательных процессов: воображения, восприятия, внимания.
Участники: учащиеся 1- курса.
Форма проведения: семинар-практикум.
Метод обучения: технология развития критического мышления учащихся.
Время проведения: 2 урока.
Оснащение:
- информационные материалы по теме семинара;
- компьютер и проектор,
- демонстрационная доска;
- образцы заполнителей.
Ход семинара:
1. Информационный блок:
Преподаватель: Вначале занятия сообщаю и обосновываю тему семинара. Излагаю основные теоретические общие сведения о заполнителях.
Как правило, в состав строительного раствора входят минеральные вяжущие, мелкие заполнители и вода. Важным компонентом строительного раствора является вяжущее: цемент, гипс, известь, глина. Наличие воды обеспечивает химическую реакцию между вяжущим и водой. Кроме вяжущего, обязательным компонентом растворов являются заполнители. Заполнители – грубодисперсные минеральные материалы: песок природный и искусственный, каменная крошка, металлургический шлак, древесные опилки и др. Сама терминология подсказывает, что «заполнитель» - это материалы, заполняющие растворы , т.е. занимающие в нем большую часть объема (более 60%). Заполнитель, создавая жесткий скелет в растворе, повышает его трещиностойкость и экономит вяжущее. В зависимости от формы частиц заполнители бывают зернистые и волокнистые; от состава зерен заполнители подразделяются на крупные и мелкие. Крупные заполнители – это щебень, гравий с размером зерен более 5мм. Мелкие заполнители, к которым относится песок, имеют размер зерен от 0,14 до 5мм. В строительных растворах используют мелкий заполнитель.
2. Практический блок:
• Читают текст по теме «Заполнители для строительных растворов», определяют новые для себя понятия .• Обращают внимание на доску. Мы разделили ее на 3 широкие колонки, озаглавив соответственно:
« Знаем» «Хотим узнать» «Узнали»
• Давайте определим, что мы знаем по теме исходя из вступительного слова преподавателя и из прочитанного текста (учащиеся называют известные им сведения и факты, а преподаватель записывает их в первую колонку).
« Знаем»
- что означает терминология «заполнитель»;
- роль заполнителей в растворах;
- форма частиц заполнителей;
- размер зерен заполнителей по гранулометрическому составу;
• Что хотим узнать? Очевидно, учащиеся скажут, что им неизвестны понятия: «Тяжелые заполнители », «Легкие заполнители», «Заполнители для декоративных растворов», «Заполнители для специальных растворов». Преподаватель заносит их во вторую колонку.
«Хотим узнать»
-«Тяжелые заполнители »
-«Легкие заполнители»
-«Заполнители для декоративных растворов»
-«Заполнители для специальных растворов»
• Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы воспользуется приемом взаимообучения. Участники делятся на группы по 4 человека, причем каждому присваивается номер: 1,2,3 или 4. Разделим материал, подлежащий изучению на 4 части. Первые номера каждой группы будут отвечать за 1-ю часть, вторые – за вторую и так далее. Сформируем группы первого состава: для этого все первые номера образуют 1-ю группу, все вторые номера – 2-ю группу, все третьи номера – 3-ю группу, все четвертые номера – 4-ю группу. Каждая группа изучает свою порцию учебного материала и готовится к ее объяснению остальным участникам семинара. Время работы в группах первого состава 20 минут.
• Все учащиеся собираются вместе и формируются группы второго состава. Образуйте группы таким образом, чтобы в каждой был участник с номером 1, участник с номером 2, участник с номером 3 и участник с номером 4. Задача каждого участника нового состава группы состоит в том, чтобы дать информацию по своей порции учебного материала, т.е. научить друг друга. Время выполнения задания 30 минут.
• Все участники вновь собираются в одной аудитории для проведения рефлексивной стадии. Переходим к третьей колонке нашей таблицы: «узнали». Запишите, какую информацию вы получили из запрашиваемой во 2-й колонке, причем располагать ответы надо параллельно соответствующим вопросам 2-й колонки, а прочую информацию (спросить о которой раньше просто не пришло в голову) надо расположить ниже. Возможны вопросы, которые остались без ответа, это дает возможность продолжить работу на следующем семинаре.
«Узнали»
Тяжелые заполнители Природные пески (горные и речные)
Искусственные пески (путем дробления плотных горных пород)
Неорганические легкие заполнители Природные: пемза, ракушечник, туф
Искусственные: керамзит, мет. шлаки, перлитовый вспученный песок и др.
Органические легкие заполнители Древесные опилки, мох, соломенная сечка и др.
Заполнители для декоративных растворов Изверженные глубинные породы: гранит, габбро, базальт и др.
Осадочные породы: гравий, песок, песчаник
Органогенные породы: мел, известняки, диатомит и др.
Метаморфические породы: мрамор, кварцит, слюда
Заполнители для специальных растворов Заполнители для рентгенозащитных растворов (особо тяжелые горные породы): барит, магнетит, лимонит
• Задание: составьте синквейн по теме «Заполнители для строительных растворов ». Задание выполняется в парах или группах. Учащиеся читают составленные ими синквейны, которые являются быстрым, но сильным инструментом для рефлекторования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Пример: Заполнители
Тяжелые, легкие
Заполняют, создают, устраняют
Обязательные компоненты раствора
Растворы
3. Подведение итогов: При подведении итогов, учащиеся фиксируют в тетрадях основные выводы по данной теме.
Заключение: Кто-то из мудрых сказал: «Есть много методов обучения учащихся. Обучение в деятельности приносит, самые убедительные результаты». Участники семинаров учатся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструируют свои знания, обучаясь в сотрудничестве, развивают критическое и творческое мышление, совершенствуют профессиональную компетентность. Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными.
Технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.