Проектная деятельность как одно из условий формирования информационной комппетенции на уроках информатики
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Козлова Е. Г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №7, г.Томск
e-mail:L16@mail.ru
Уроки информатики, прежде всего, призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций, так как информационные компетенции предполагают следующие умения:
овладение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-дисками, Интернет;
умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
умение ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
овладение навыками использования информационных устройств;
умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций:
1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернет; сетевое взаимодействие.
Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок).
Опираясь на собственный опыт преподавания информатики, и, изучив литературу по проблеме модернизации образования на основе компетентностного подхода, можно прийти к выводу, что наиболее эффективно информационная компетентность у учащихся формируется при совместном выполнении трех условий: проблемного обучения, использования информационных технологий и метода проектов.
Метод проектов ориентирован на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".
В ходе выполнения проектов формируются и отрабатываются:
- навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
- умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
- умения работать в группе, в команде или самостоятельно, делать выбор, принимать решение;
- навыки публичного выступления.
Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемным, так как в ходе решения выполняются определенные действия по алгоритму. Именно поэтому на уроках, полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.
Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. В рамках только предмета информатики трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, так как информатика сама по себе – прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами.
Формы работы над проектом выбираются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся.
В старших профильных классах проектные работы выполняются в течение нескольких уроков, и, как правило, являются парными и межпредметными. В 8 - 9-ых классах создаются минипроекты, рассчитанные на один – два урока.
Задания на развитие информационной компетентности могут быть следующих типов:
подготовка тематического справочного материала: буклеты, электронные учебные пособия (использование мультимедийных энциклопедий, справочников, Интернет-ресурсов, баз данных – работа с текстовыми и HTML-редакторами);
математическое и имитационное моделирование (сбор статистического материала, выявление зависимостей – использование электронных таблиц, программ автоматизированного вычисления);
разработка мультимедийных презентаций по различным темам (поиски и структурирование учебного материала, отбор и обработка необходимой информации – использование ресурсов Интернет, работа с редакторами презентаций).
При выполнении заданий любого типа обучающиеся попадают в ситуацию необходимости:
поиска информации (рекомендуется использовать ресурсы Интернет, предусмотрена работа с поисковыми системами, открытыми мультимедийными энциклопедиями, базами данных);
обработки информации (анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности полученного материала, преобразование форматов);
представления информации (работа с графическими и текстовыми редакторами, публикация результатов в Интернет, подготовка и демонстрация презентации, составление графических зависимостей);
передачи информации (использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций).
В процессе выполнения проектных работ, осуществляются следующие виды деятельности:
- знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.);
- владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
- технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.;
- преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.);
- владение навыками работы с различными носителями информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.);
- критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.);
- умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что применение метода проектов помогает в полной мере осуществлять формирование информационной компетентности учащихся.
15