Родительское собрание с элементами тренинга Шаги на встречу друг другу

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 2


Занятие с элементами тренинга на тему «Навстречу друг другу»

Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
создание положительной атмосферы на занятии
приобретение важных навыков взаимодействия, установление отношения доверия и сотрудничества между родителями и детьми
создание условий для конструктивного диалога между ребенком и родителем, предоставить возможность раскрытия личности каждого участника
содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости
формирование положительного отношения к своему Я
развитие творческой активности
развитие коммуникативных навыков
Оборудование: листы А 4 на каждого участника; цветные карандаши; цветы, вырезанные из цветной бумаги; рисунок солнца на ватмане; видеоролик «Цветотерапия»; сундучок радости с пожеланиями; музыкальное сопровождение; солнце и туча, вырезанные из бумаги, клей.
Ход занятия:
Сегодня у нас с вами необычная встреча, на которой собрались все вместе родители, наши дети и классный руководитель для того, чтобы вместе попробовать сделать несколько шагов навстречу друг другу, чтобы лучше понять, что каждый из нас чувствует, чем любит заниматься, чем гордиться.
В определенный возрастной период, мы на какое - то время, как нам кажется, начинаем хуже понимать друг друга. Родители находятся на одном полюсе, их повзрослевшие уже не дети, а подростки на другом. И это расстояние, к сожалению, не уменьшается, а все увеличивается и увеличивается. Давайте сегодня попробуем научиться делать несколько шагов навстречу друг другу, ведь и одной и второй стороне, бесспорно, хочется, чтобы придя домой, в нем царил мир и гармония, чтобы это было то место, где тебя принимают таким, какой ты есть.
Разминка. Упражнение «Цвет моего настроения».
Цель: осознание собственного эмоционального состояния.
Давайте узнаем, с каким настроением вы начинаете занятие?  Перед вами на столе лежат разноцветные цветы. Выберите цветок, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему.
Я вижу, что вы все пришли с хорошим настроением и готовы работать, ну а если вы грустите, надеемся, что ваше настроение изменится к концу занятия.

Упражнение « Знакомство - 3 слова о себе»
Цель: создать комфортную психологическую атмосферу внутри группы, сближение участников группы.
Вы конечно уже знакомы, но это знакомство условное, так как мы не знаем истинных черт характера друг друга, на что способны мы в различных ситуациях.
Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается и кратко рассказать о себе на тему: «Чем я замечателен, как родитель» и «Чем я замечателен, как ребенок».
Вывод: Ну вот, мы все и познакомились, узнали что-то новое друг о друге.

Упражнение «Правила группы» (слайд)
Цель: установление принципов работы в группе и создание традиций группы
Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.
Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите «Да-да-да» и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите «Нет-нет-нет» и топайте ногами.
Внимательно слушать, когда говорят другие – «Да»
Драться – «Нет»
Уважать чужое мнение – «Да»
Шуметь – «Нет»
Шутить и улыбаться – «Да»
Обижаться – «Нет»
Говорить по одному – «Да»
Перебивать говорящего – «Нет»
Смотреть на того, к кому ты обращаешься – «Да»
Смеяться над говорящим – «Нет».
Психолог: Давайте продолжим наше занятие. Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка.  Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.
Упражнение «Солнце любви»
Цель: принятие индивидуальности ребенка.
Каждый участник (родитель) на общем рисунке солнца, пишет на одном лучике имя ребенка, затем необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Каждый участник (ребенок) на общем рисунке солнца, пишет на одном лучике имя родителя, затем необходимо перечислить все прекрасные качества своих родителей.
Вывод: Посмотрите, какие два неповторимых солнца любви получились. Пусть его лучи создадут теплую эмоциональную атмосферу нашей встречи.
Я хочу вам предложить следующее упражнение.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: получение обратной связи, развитие воображения
Ребята, все, что от вас требуется, это – услышать задание и постараться не задумываясь написать ответ.
Если твоя мама цветок, то какой ..
Если твоя мама музыка, то какая ..
Если твоя мама цвет, то какой ..
Если твоя мама геометрическая фигура, то какая
Если твоя мама настроение, то какое
Если твоя мама дерево, то какое
Вывод: Вот такие наши замечательные мамы!
Упражнение «Объяснение в любви своему ребенку»
Вам необходимо на листе написать в столбик имя своего ребенка и расшифровать каждую букву в виде качеств, которые характеризуют его.
Например,
К – какая я красивая
С – самая счастливая
Ю – юлою заводною могу быть целый день
Ш – шустрая, игривая, и в меру я шумливая
А – активно заниматься, учиться мне не лень
Обсуждение:
Что вы чувствовали, когда выполняли упражнения?
С какими трудностями столкнулись?
Что испытывали дети, когда зачитывали?
Что испытывали родители, когда читали ответы детей?
Вывод: С помощью этих упражнений мы с вами подарили кусочек счастья друг другу, напомнили о своих чувствах.
Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит его настроение, его чувства и эмоции.
Сейчас попробуем найти общий язык, понять друг друга без слов.
Упражнение «Рисунок вдвоем»
Цель: актуализировать опыт сотрудничества между родителями и детьми.
Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться «Наш дом». У вас есть 8 минут, чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.
Презентация рисунков. Обсуждение.
- Как называется рисунок? - Кто был инициатором идеи, кто воплотил идеи в жизнь?
- Решения принимались коллективно или единолично? - Кто что рисовал? - Удобно ли было рисовать вдвоем?  - Какие чувства испытывали?
Психолог: Мы знаем, что каждый цвет несёт в себе какое-то состояние, настроение. Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Цветотерапия».
Что вы чувствуете сейчас?
Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
Захотелось что-нибудь сделать?
Вывод: Надеюсь, что вы ощутили душевный подъём, наполнились доброй, позитивной энергией, почувствовали внутреннее свечение. Всё это Вам необходимо для того, чтобы творить, любить, чувствовать себя счастливыми каждый новый день.
Упражнение «Солнышко светит на тех, кто».
Цель: повышение настроения, развитие сплоченности коллектива.
Инструкция: « Сейчас мы с вами немного подвигаемся, я предлагаю встать и обняться тем, на кого светит солнышко.
Итак, солнышко светит на тех, кто:
формирует в детях чувство высокого самоуважения и уверенности в себе (это главное в семье в воспитании);
кто любит свою маму;
поддерживает домашний климат, в котором ребенок чувствует, что он любим;
самым важным человеком в его жизни является мама;
кто обнимается каждый день (5 минут);
использует прием активного слушания;
кто делиться своими переживаниями друг с другом;
иногда для ребенка становится Карлсоном, который живет на крыше;
имеет друзей;
считает себя счастливым.
Обсуждение: Что вы испытывали, когда выполняли это упражнение?
Упражнение «Любящие родители»
Инструкция: Участникам предложить сначала роль «родителя», а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль «ребенка», а их дети роль «родителя». Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.
(Звучит колыбельная музыка).
«Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево».
Обсуждение: По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.
Упражнение «Снежинка»
Каждому участнику дается лист неплотной бумаги и предлагается сделать из этого листа снежинку, строго выполняя инструкцию психолога, не глядя при этом на то, что и как выполняет сосед.
Инструкция: лист бумаги сложить пополам и оторвать верхний правый угол (каждый сам решает, как складывать свой лист), снова сложить и оторвать правый верхний угол и так несколько раз.
В результате у каждого участника в руках оказывается снежинка, не похожая на формы других снежинок.
Вывод: Не смотря на одну инструкцию, результаты получились разные. Так и человек по-разному реагирует на одно и тоже действие, событие. необходимо учитывать интересы других людей, чтобы добиться взаимопонимания, сплоченности в семье и классе.
Обсуждение:
В чем чаще всего проявляется неповторимость человеческой индивидуальности?
Могут ли стереотипные установки родителей мешать развитию личности ребенка?
Как Вы реагируете на его непохожесть на других детей?
Упражнение «Проблемные ситуации»
Инструкция: Делимся на 3 группы, взрослые и дети по отдельности. Вам предлагается обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации и разыграть сценку.
               Ситуация 1.  Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех  пор, пока они не вернутся с работы.
           Ситуация 2.  Ребенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.
                Ситуация 3.  Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
Вывод: Мы с вами наглядно посмотрели на пути решения конфликтные ситуации и пути решения их со стороны взрослых и детей. В любой ситуации необходимо учитывать интересы друг друга.
Психолог: А мне захотелось провести с вами такое упражнение. Слушайте внимательно и выполняйте.
Упражнение «Зона радости»
Цель: предоставить детям и родителям возможность позитивной поддержки друг друга
Собрались здесь все друзья
Я и ты, и ты и я.
Руку дай тому, кто справа,
Руку дай тому, кто слева
Мы одна семья.
Собрались здесь все друзья
Я и ты, и ты и я.
Улыбнись тому, кто справа,
Улыбнись тому, кто слева,
Мы одна семья.
Вот видите, мы стали одной семьей.

Упражнение «Телеграмма»
Цель: рефлексия.
Необходимые материалы: бумага, ручки.
Инструкция: «Составьте телеграмму тому, кто остался дома. Всего два предложения о том, где вы сейчас находитесь и зачем. (4-5 минут)
Упражнение «Прощание»
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Наша сегодняшняя встреча подходит к концу. У меня в руках «Сундучок пожеланий», я хочу, чтобы на память о сегодняшней встрече каждый из вас взял из него пожелание.
И в заключение, мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем тренинге.
Рефлексия: 
солнце - занятие понравилось, было полезным.
туча - занятие не понравилось, было не нужным.
Психолог: Сегодня мне было очень приятно находиться с вами рядом и хочется поблагодарить вас за работу.
Удачи и успехов вам!




























13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415











Если твоя мама цветок, то какой_______________________________________________
Если твоя мама музыка, то какая_______________________________________________
Если твоя мама цвет, то какой _________________________________________________
Если твоя мама геометрическая фигура, то какая_________________________________
Если твоя мама настроение, то какое___________________________________________
Если твоя мама дерево, то какое_______________________________________________


Если твоя мама цветок, то какой_______________________________________________
Если твоя мама музыка, то какая_______________________________________________
Если твоя мама цвет, то какой _________________________________________________
Если твоя мама геометрическая фигура, то какая_________________________________
Если твоя мама настроение, то какое___________________________________________
Если твоя мама дерево, то какое_______________________________________________


Если твоя мама цветок, то какой_______________________________________________
Если твоя мама музыка, то какая_______________________________________________
Если твоя мама цвет, то какой _________________________________________________
Если твоя мама геометрическая фигура, то какая_________________________________
Если твоя мама настроение, то какое___________________________________________
Если твоя мама дерево, то какое_______________________________________________

Если твоя мама цветок, то какой_______________________________________________
Если твоя мама музыка, то какая_______________________________________________
Если твоя мама цвет, то какой _________________________________________________
Если твоя мама геометрическая фигура, то какая_________________________________
Если твоя мама настроение, то какое___________________________________________
Если твоя мама дерево, то какое_______________________________________________

Если твоя мама цветок, то какой_______________________________________________
Если твоя мама музыка, то какая_______________________________________________
Если твоя мама цвет, то какой _________________________________________________
Если твоя мама геометрическая фигура, то какая_________________________________
Если твоя мама настроение, то какое___________________________________________
Если твоя мама дерево, то какое_______________________________________________

Если твоя мама цветок, то какой_______________________________________________
Если твоя мама музыка, то какая_______________________________________________
Если твоя мама цвет, то какой _________________________________________________
Если твоя мама геометрическая фигура, то какая_________________________________
Если твоя мама настроение, то какое___________________________________________
Если твоя мама дерево, то какое_______________________________________________

Безоблачного счастья! Крепкого здоровья!
Понимания и тепла! Ясной улыбки!
Светлой судьбы! Славы и признания!
Фантастического везения! Доброты и нежности!
Хрустальных надежд! Уверенности в себе!
Отличного настроения!
Тёплого отношения окружающих!
Больших успехов! Оптимизма!
Внимания и заботы! Увлекательной жизни!
Приятных открытий! Замечательных друзей!
Побольше свободного времени! Прекрасных встреч!
Комфорта и уюта! Сияющего солнца!

Максимум позитива! Интересных идей!
Радужной мечты! Приятных людей рядом!
Понимания и поддержки! Удачи во всех начинаниях!
Дома, где любят и ждут! Бескорыстной дружбы!
Душевного спокойствия! Благополучия во всем!
Радостей жизни! Сказочных мгновений!
Только счастливых случаев! Успехов в учебе!








13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Уважаемые родители!
Ваше мнение о прошедшем тренинге очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:
1. Мое настроение до тренинга
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

2. Мое настроение после тренинга
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

3. Насколько мне было интересно
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

4. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

5.Пожелание и отзыв__________________________________________________________________

Уважаемые родители!
Ваше мнение о прошедшем тренинге очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:
1. Мое настроение до тренинга
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

2. Мое настроение после тренинга
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

3. Насколько мне было интересно
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

4. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

5.Пожелание и отзыв__________________________________________________________________
               Ситуация 1.  Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех  пор, пока они не вернутся с работы.

           Ситуация 2.  Ребенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.

        Ситуация 3.  Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

Ситуация 1.  Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех  пор, пока они не вернутся с работы.

           Ситуация 2.  Ребенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.

          Ситуация 3.  Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

Рисунок 1Описание: https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=471b15017da05ac7af1d5205582c1bb5&n=33&h=215&w=248Рисунок 1Описание: https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=471b15017da05ac7af1d5205582c1bb5&n=33&h=215&w=248Рисунок 1Описание: https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=471b15017da05ac7af1d5205582c1bb5&n=33&h=215&w=248Рисунок 1Описание: https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=471b15017da05ac7af1d5205582c1bb5&n=33&h=215&w=248Рисунок 1Описание: https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=471b15017da05ac7af1d5205582c1bb5&n=33&h=215&w=248Рисунок 1Описание: https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=471b15017da05ac7af1d5205582c1bb5&n=33&h=215&w=248Рисунок 2Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_1993_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BA.jpgРисунок 2Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_1993_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BA.jpgРисунок 315