Положение об интегрированном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Степановская средняя общеобразовательная школа
имени Н.К. Иванова
(МОУ Степановская СОШ)


Принято Утверждено
Педагогическим советом Приказом директора школы
МОУ Степановской СОШ от№..
Протокол от .№ Директор школы
/..../


П О Л О Ж Е Н И Е
об организации интегрированного образования обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья
в условиях общеобразовательной школы


I. Общие положения
1.1. Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального (коррекционного) образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного образования обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками. В связи с этим появилась необходимость придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему нарушения в психофизическом здоровье, доступную и полезную для его развития форму интеграции.
1.2. Развитие интегрированного образования создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием. При этом за каждым ребенком с ограниченными возможностями здоровья сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая поддержка.
1.3. Настоящее Положение разработано на основании:
Конвенции ООН о правах ребенка, других международных актов в области защиты прав детей;
Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266;
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации;
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
Указа президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 115 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»;
Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 №48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов".
Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 26.12.2000 №3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 №48".
Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 №2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения".


Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19.03.2001 г. № 196 ( с изм. и доп.);
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.1997 г. № 288 ( с изм. и доп.);
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Закона Костромской области от11 ноября 1998 г. № 29 «О гарантиях прав ребенка в Костромской области».
1.4. Интегрированное образование – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в учреждениях, осуществляющих реализацию общеобразовательных программ, в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками. При этом получает реализацию комплекс важнейших социально-педагогических факторов: взаимная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников; использование реального примера для детей с ограниченными возможностями здоровья – того, к чему они могут стремиться; участие сверстников в совместном взаимодействии в процессе обучения и воспитания и др.
1.5. Интегрированное образование осуществляется в соответствии с принципами гуманизма, свободного развития личности ребенка, вариативности системы образования и обеспечения равного доступа к образовательным ресурсам детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.6 Настоящее Положение регламентирует деятельность по следующим направлениям:
организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по специальным (коррекционным) программам (СКП) VII и VIII вида;
организация общеобразовательным учреждением условий для прохождения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (VII и VIII вида обучения) государственной (итоговой) аттестации по окончании IX класса в условиях общеобразовательной школы.

Цель и задачи интегрированного образования
2.1. Цель интегрированного образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
2.2. Задачи интегрированного образования:
создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
освоение обучающимися (воспитанниками) общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;
формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

III. Организация и содержание интегрированного образования
Интегрированное образование организуется (при наличии соответствующих условий) для детей с ограниченными возможностями здоровья по программам:
начального общего образования для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида;
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
основного общего образования для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
Перевод обучающихся на специальные (коррекционные) программы обучения производится на основании рекомендации ПМПК по выбору образовательной программы и формы обучения, а также заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя общеобразовательного учреждения.
Администрация школы проводит своевременное (во время приема заявления) ознакомление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) с Уставом школы, лицензией на право осуществления образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации , настоящим Положением, учебным планом и с иными документами, регламентирующими образовательный процесс по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII вида.
Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VII и VIII вида с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки обучающихся и методических рекомендаций, разработанных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; годового календарного графика и расписания занятий, учитывающих особенности психофизического развития обучающихся и утвержденных общеобразовательным учреждением.
В целях достижения положительной динамики развития и обучения интегрируемого обучающегося в общеобразовательном учреждении организуются групповые и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей и предметной направленности, которые включаются в сетку занятий и проводятся специалистами образовательного учреждения (учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом) в соответствии с видом нарушений развития ребенка. Количество часов, отводимых для проведения таких занятий, и их продолжительность определяются учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

IV. Контроль за обучением
4.1. Координация деятельности учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ведется директором школы и заместителем директора по УВР.
4.2. Работа учителей организована согласно должностным обязанностям.

V. Кадровое, материально-техническое и финансовое
обеспечение интегрированного образования
5.1. При наличии социального заказа на интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья руководитель общеобразовательного учреждения обязан создать условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса в соответствии с нормативными требованиями действующего законодательства и данного Положения.
5.2. Образовательный процесс в интегрированных классах осуществляют педагоги, прошедшие соответствующую курсовую подготовку (переподготовку); коррекционную направленность учебно-воспитательной работы обеспечивают специалисты в области коррекционной педагогики (учитель-логопед, педагог­психолог).
5.3. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при создании условий, соответствующих потребностям интегрируемого ребенка: обеспечение образовательного учреждения необходимыми техническими средствами, оборудованием, пособиями, учебниками, программами.
5.4 Расписание занятий в интегрированных классах составляется с учетом необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих и предметных занятий, предусмотренных учебными планами, а также повышенной утомляемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.5 Финансирование интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по нормативам, обеспечивающим соблюдение необходимых условий.

















13PAGE 15


13PAGE 14315




15