Беседа с элементами тренинга Мы все такие разные!
«Мы все такие разные!»
Цель: воспитание толерантного поведения в классном коллективе.
Задачи:
создание доверительной атмосферы для общения и благоприятного социально-психологического климата в классе;
развитие внутреннего единства класса;
формирование навыков взаимодействия в классе.
Оборудование: ИД, конверты с анаграммами, плакат, на котором изображено солнце, маркер.
Слайд 1 Антуан де Сент-Экзюпери
Однажды Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это не только урок нам, живущим в ХХI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях.
Слайд 2 «Мы все такие разные!»
Об этом мы и поговорим сегодня, потому что тема нашей беседы – «Мы все такие разные!»
Все люди разные! И внешние разные, и по возрасту, по состоянию здоровья, по отношению к окружающим. Сегодня мы все чаще встречаемся с такими человеческими качествами, как недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и эгоизм, равнодушие. А ведь согласитесь, каждому из нас хотелось бы другого – искренних улыбок от окружающих, доброты, желания понять и помочь. Хотелось бы, чтобы нас окружали хорошие и отзывчивые люди. Всего этого нам бы хотелось видеть от окружающих, но видят ли окружающие все эти замечательные качества от нас самих? Наверно, не всегда. Значит, необходимо всё это воспитывать в самих себе.
Слайд 3 Федерико Майор.
"Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.
- Что же это за слово - «толерантность», что значит «быть толерантным»? (Ответы детей)
- Откуда оно пришло в наш язык?
Слайд 4 Тайлеран Перигор, князь Беневентский.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Тайлеран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
- Как вы его понимаете? (Ребята объясняют значение слова).
Слайд 5 «Толерантность…»
Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному. Давайте послушаем, как слово «толерантность» определяется на разных языках земного шара.
В английском языке толерантность - «готовность и способность воспринимать без протеста личность»,
во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли»,
в арабском это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение»,
в персидском - «готовность к примирению».
Русский словарь трактует это слово как «терпимость» - способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным
- Какое из определений вам нравится более всего? (ответы ребят)
- Почему на ваш взгляд в разных странах определения различны? (ответы ребят)
(Разные культуры, обычаи, ценности, история народов).
- Что же объединяет эти определения? (ответы ребят)
Верно, так или иначе, смысл, который несёт слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ», очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
- Почему так важна толерантность в наше время? (ответы учащихся)
Наш мир стремительно развивается, простое человеческое общение отошло куда то назад, вместо того, чтобы встретиться и пообщаться, люди предпочитают отправить sms, электронное письмо, а вместо живой эмоции – смайлик. Это не значит, что мы перестали чувствовать, просто слишком часто мы находимся в другом мире – виртуальном, вымышленном, как в любимом фильме, или просто слишком устаем, чтобы заметить происходящее вокруг. А что происходит вокруг?
Кто-то с улыбкой смотрит на ребенка, кто-то кормит бездомную собаку, кто-то собирает бутылки, чтобы поесть, а чужая бабушка пытается перейти дорогу, но ноги уже не идут, да и глаза не видят. А еще вокруг нас много людей, и у каждого из них, как и у вас, свой характер.
Перед вами – конверты. В них даны несколько качеств характера каждого из нас, но буквы переставлены местами. Расставьте их правильно.
Слайд 6 Анаграммы
ДИЕСЕМИЛОР
МАННОГУСТЬ
СХОДИСНИТЕЛЬНОСТЬ
ЕИВТСВУЧОС
АТОРБОД
ЖЕНУВАИЕ
СБИАМОЛЮЕ
ИЗМЭГО
СТЬОЛЗ
ТЕРНЕПОМИСТЬ
НОРАВШИЕДУ
- Назовите, пожалуйста, что у вас получилось?
Слайд 7 Анаграммы с отгаданными словами.
- Только ли хорошие черты характера мы угадали?
Слайд 8 Выделенные плохие качества характера.
- Можно ли бороться с плохими качествами?
- Может ли толерантный человек быть злым и эгоистичным?
Все люди на земле разные. Чем они могут отличаться? Давайте попробуем найти эти отличия. (Ученики могут назвать: пол, возраст, национальность, раса, религия, внешний вид, физические данные и недостатки, характер, темперамент, материальный достаток, положение в обществе, состояние здоровья, культура поведения и т.д.)
А теперь скажите, чем вы отличаетесь от соседа справа? Слева? (ответы детей по цепочке)
В самом деле, вы все такие разные… Хотя… Скажите, а чем вы похожи с соседом справа? Слева? (ответы детей по цепочке)
Оказывается, все мы в чем то похожи друг на друга, но при этом – каждый человек по своему индивидуален.
А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире? (ответы учащихся). Думаю ответ у всех один - «Нет». Хорошо или плохо, что мы все разные? И как надо уживаться в таком обществе? Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга, поэтому мы должны знать хотя бы некоторые национальные и культурные особенности.
Предлагаю вам немного мысленно попутешествовать по разным странам. Но, прежде чем отправиться в путь, нам необходимо немного размяться.
Разминка на внимание. Топни 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2... раз».
Все по очереди топают ногой от 1 до 5 раз, затем 4, 3, 2, 1 раз и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков - начинаем сначала. Упражнение выполняется молча, подсказывать нельзя.
После разминки просим ответить на вопрос, что помогало и что мешало выполнить ее быстро и правильно?
А сейчас я предлагаю вам немного познакомиться с обычаями и традициями народов мира.
Вы идёте по улице Сеула, столицы Южной Кореи. Неожиданно Вас толкает какой-то прохожий, вы оборачиваетесь и видите, что он не громко смеётся. Как вы поступите? Почему именно так?
Наверное, лучше всего показать, что вы не сердитесь и прощаете неловкого прохожего. Дело в том, что негромкий смех в Корее означает смущение.
Вы сидите в кафе в Софии ( в Болгарии). К вам подходит официантка и спрашивает, не принести ли вам мороженое. Вы радостно киваете и ждёте, однако мороженого всё нет и нет. Раздосадованный, вы идёте узнать, в чём же дело. « Но вы же отказались от мороженого»,- говорит удивлённая официантка. Что же произошло?
Официантка права. В Болгарии кивок головой сверху вниз означает отрицание (в нашей культуре покачивание головой из стороны в сторону).
В Европе при встрече люди пожимают друг другу правые руки. А как, по -Вашему, пожимали руки друг другу в Древнем Китае?
При встрече древние китайцы пожимали руки сами себе - правой жали левую.
Вы приехали с родителями в Китай в гости к другу вашего отца (китайцу). За обедом Вам в начале подали салаты и мясо с овощами и только в конце обеда - суп. Что Вы почувствуете? И что вы подумаете о китайцах?
Не нужно думать, что китайцы ничего не понимают в еде и обедах. В Китае именно такой порядок блюд считается традиционным и правильным
Одного европейского путешественника в Индии пригласили в гости. В семье был очень милый младенец, и путешественник поцеловал его в голову. Как вы думаете, как отнеслись к этому родители ребёнка?
Родители ребёнка очень обиделись и испугались. Не нужно было целовать ребёнка именно в голову. В Азии уверены, что там находится душа человека и поцелуй может оскорбить ее, она немедленно покинет тело.
На деловой встречи с японским бизнесменом европеец задумался и почесал себе голову. После этого японец незаметно сменил тему беседы и постепенно прекратил разговор. Как вы думаете, почему он так поступил?
Потирание головы кончиком среднего пальца воспринимается в Японии как обозначение обмана или плутовства.
Жители Ирана никогда не интересуются друг у друга, как поживают их родственники. Как вы думаете почему?
В исламских странах личная жизнь – «строго охраняемая территория». Вопросы о семье недопустимы.
В нашей стране много национальностей. Скажите, а надо ли нам знать и уважать культуру и обычаи этих национальностей? Почему?
С целью обеспечения межэтнического согласия в республике была создана Ассамблея народа Казахстана.
Слайд 9 «Ассамблея народа Казахстана»
Во многом благодаря работе Ассамблеи в нашей стране сформировалась уникальная модель межэтнического согласия, особая атмосфера доверия, солидарности и взаимопонимания, когда каждый гражданин, независимо от этнической или религиозной принадлежности, обладает и пользуется всей полнотой гражданских прав и свобод, гарантируемых Конституцией.
В республике созданы все необходимые условия для развития культуры, языка, традиций всех этносов Казахстана. Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны, эффективно решающей вопросы межэтнических отношений.
Слайд 10 «Единство - через многообразие».
В Казахстане действует принцип – «Единство - через многообразие». Единство народа, стабильность и согласие в обществе – главное достояние и условие дальнейшего прогресса Независимого Казахстана.
Культур на свете очень много. Незнание культур других народов даже приводило к войнам. Для того, чтобы в обществе царил мир и покой, каждый из нас, таких разных, должен воспитывать в с себе ТОЛЕРАНТНОСТЬ!
Давайте вспомним с вами сказанное и представим толерантность в виде солнышка, которое светит людям и обогревает их. Ваши ответы изобразим лучиками. Что же может согреть человека, сделать его жизнь светлее?
(Учащиеся называют качества толерантного человека, которые педагог записывает в лучики солнца)
Значит, человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. В хадисе порока Мухаммеда, в передаче Аль-Бухари: Не порывайте друг с другом, не отворачивайтесь друг от друга, не завидуйте друг с другом и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Не дозволяется мусульманину быть в ссоре со своим более трех дней!»
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Мы должны быть внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие - это и будет проявление доброты.
Песня «Хорошо бродить по свету»
Желаю всем присутствующим мира, добра и согласия в толерантном обществе!