Рефлексивный отчет по таксономии Блума
Омарова Б.З. Рефлексивный отчет
по коучинг занятию «Разработка заданий по таксономии Блума»
Одним из ключевых идей коучинга является то, что «коучинг - весьма эффективный способ оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании». Эта идея меня заинтересовала тем, что учителя, не прошедшие данные курсы не знакомы с принципами разработки заданий по таксономии Блума. В то время, как постановка вопросов по данной таксономии является важным аспектом обучения учащихся. Целью данного коучинга было дать понятие о таксономии Блума, выявить разницу между 6 уровнями таксономии Блума, выстроить видение применения заданий по таксономии Блума на уроке. Это необходимо для продуктивной деятельности учителя, а деятельность учителя составляет каждый его урок.
Тип школы – сельский, общеобразовательный. Деятельность учителей школы характеризуется высокими результатами ЕНТ, достижениями на районном, областном уровнях. Профессионализм учителей не ставится под сомнение. Однако, по личным наблюдениям, лишь часть коллег готовы к новшествам. Что и явилось обоснованием их участия на данном коучинг занятии. Тема коучинга мне была интересна, потому что в данном аспекте я осведомлена больше, чем мои учителя и могла дать им практичную информацию. Важна для меня, потому что я поняла, что от правильно сформулированных вопросов вытекает успешный урок и успешная деятельность как учителя, так и ученика. В контексте нашей школы проведенный коучинг важен тем, что учителя смогут организовывать и отслеживать свою деятельность. Что, несомненно, окажет положительное влияние на формирование личности ученика. Ожидаемым результатам коучинга было то, что учителя смогут формулировать вопросы по таксономии Блума. На коучинг занятии мои коллеги работали в группах, в парах, создавали презентации, участвовали в инсценировках. Учителя знакомились с раздаточными материалами по требованиям к постановке вопросов по таксономии Блума. На коучинг занятии учителя вступали в полемику, обсуждая и оценивая работу других групп. Вносили коррективы и рекомендации. Предоставили обратную связь на проведенный коучинг. По ходу коучинг занятия было видно, что учителя самосовершенствуются. Расширяют свои знания в контексте темы коучинга. Можно было пронаблюдать активное включение в процеес работы. Анализируя проведенное коучинг занятие, я выявила следующее: учителя поняли, что такое таксономия Блума, каковы должны быть вопросы по каждому уровню. И смогли безошибочно найти соответствие между «Категориями» и вопросами к ним. В этом я убедилась, когда сразу после коучинга ко мне подошла учитель казахского языка со словами благодарности за разъяснения. Удачно прошло ознакомление с Таксономией Блума через групповую работу учителей по разработке заданий по темам русского языка. Опираясь на разработанные мной ресурсы по теме, учителя смогли по ходу коучинга озвучить примеры постановки вопросов, составили задания на каждый уровень, что было запланировано мною заранее. Необходимо было осмыливать в действии, так как этот аспект очень заинтересовал моих коллег. Однако пошло не по плану следующее: после составления вопросов по таксономии Блума к уроку, ориентированных на ученика, учителям было предложено перевоплотиться в учащихся и ответить на вопросы по каждому из уровней таксономии Блума. Я пояснила, что данные вопросы ориентированы на учащегося и предложила им попытаться ответить на них с точки зрения учеников. Мне хотелось подвести коллег к мысли : на сколько интересней и полезней станет урок, с применением вопросов по таксономии Блума. Но учителям захотелось подойти творчески к поставленному заданию : через инсценировки русских народных сказок почти все группы нашли ответы по таксономии Блума (на декорациях, на постерах – ответы по каждому уровню). Мне думается, что такая интерпретация была даже полезней, так как в группах были учителя, которые хотели просто отсидеться, но в ходе работы они внесли также ощутимый вклад. Это задание открыло для всех, что некоторые учителя прекрасно поют, кто-то просто прекрасный артист, а следующие - замечательно рисуют. Учителя оживились в тот момент, когда приступили к работе по уровневым вопросам таксономии Блума к русским народным сказкам. В результате проведенного коучинга учителя смогли в доступной форме ознакомиться с таксономией Блума. В эту мысль я вкладываю необходимость работы в группах разного состава, что формирует в детях умение приспосабливаться к разным слоям социума, что уже подразумевает некоторую успешность человека. На данном коучинге учителям были продемонстрированы приемы деления на группы, правила работы в группах, которые я, к сожалению озвучила сама в устной форме. К сожалению, у меня не хватило времени для показа презентации «Банка с ценностями», не хватило времени для разминки, так как учителя много времени изучали ресурсы, слишком долго готовились по инсценировкам к сказкам. Изученный учителями материал включает в себя ресурсы №1, №2, №3 «Разработка заданий по таксономии Блума». Посредством раздатки №2, я сумела некоторым образом ввести коллег в теорию таксономии Блума. Мне думается, что коллеги обратили внимание на то, что с помощью правильно разработанных уроков по таксономии Блума любой урок можно сделать «живым». Анализируя проведенный коучинг, я пришла к мысли, что необходимо разрабатывать задания таким образом, чтобы каждому учителю было интересно и полезно. Проведя данное занятие я убедилась, что, как коуч, я могу содействовать в улучшении практической деятельности учителей, доказательством тому служат слова благодарности на момент рефлексии (стикеры).
Коуч : учитель Омарова Б.З.