Интегрированный урок (литературное чтение + милосердие) по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой Бабка
Интегрированный урок (литературное чтение + милосердие) по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"
Цель:
Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.
Задачи:
Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.
Развивать умение точно выражать свои мысли, анализировать текст и оценивать поступки героев, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”;
Воспитывать уважительное отношение к своей семье, чувство сопереживания и сострадания к родным и близким.
Оборудование: Портрет В.А.Осеевой
Тексты рассказа (у каждого).
Презентация к уроку.
Карточки с вопросами для групповой работы и работы в парах;
Плакат с изображением «Дерева жизни»
Эпиграф к уроку: “Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Ребята, посмотрите на меня, посмотрите друг на друга, давайте друг другу улыбнемся, что бы наше общение было сегодня приятным. У нас сегодня много гостей, повернитесь пожалуйста и поприветствуйте их.
2.Мотивация к учебной деятельности.
- Практически все уроки ставят перед нами вопросы. Этот урок не исключение.
- Взгляните на иллюстрации.
- Что изображено на картинах?
-Как одним словом назвать что здесь изображено?
- Кто согласен? Поднимите руки.
Семь - словечко странное
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек,
Семь - «Я»!
Учитель: На прошлом уроке мы знакомились с происхождением слова «семья», давайте вспомним, как произошло это слово.
Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Наши предки издавна учили, что это семя не взойдет без помощи старших и воли Божьей. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы – сынки и дочки, а затем и добрые плоды.
- И сразу возникает вопрос. Что это за добрые плоды?
- Вы можете ответить? Пока с трудом?
Ну что ж вернемся к этому вопросу позже.
В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Семьи бывают разные, но любая семья хочет жить счастливо.
Как вы думаете, каков рецепт семейного счастья? И в чем он заключается?
Ответы детей: (когда в семье все ладят между собой, понимают друг друга, уважают и любят друг друга).
Учитель: другими словами, когда в семье хорошие взаимоотношения.
Итак, тема нашего урока: «Взаимоотношения в семье»
Семья - это слово греет душу. Оно напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о заботе бабушки.
А сейчас поднимите руки те, у кого есть бабушки?
Расскажите, пожалуйста, какие ваши бабушки.
Какими чертами характера они обладают?
3.Актуализация знаний, постановка учебной задачи.
Итак, послушайте, пожалуйста, рассказ Валентины Осеевой, я его прочитала, будучи ребенком и он затронул мою душу (читает учитель).
- Что хочется сказать? Трудно?
- Как относились к бабке? ( плохо, грубо, не любили, не уважали)
А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.) Как выдумаете, почему?
А вы знаете имена своих бабушек?
Ребята, вы послушали это произведение, высказали свое мнение.
- Какой образ бабушки у вас сложился?
- Какая она? ( добрая, заботливая, уважительная).
Возьмите листочки с текстом этого произведения, посмотрите. У этого текста нет названия.
- Как бы вы назвали этот рассказ? ( добрая бабушка, заботливая бабушка, старенькая бабушка)
Внимание на слайд! А как же назвала В. Асеева?
- Вы не удивлены? А еще кто удивился?
- Скажите, почему рассказ В. Осеевой о такой доброй, заботливой бабушке назван « Бабка»? ( ответы детей)
В. Осеева хотела через название подчеркнуть отношение домочадцев к бабушке.
Мне понравилось, что вы как раз хотели назвать рассказ по другому, у вас сердце открылось по другому.
2. Открытие новых знаний
- Кто главные герои в этом рассказе? ( Cлайд)
- Сейчас разговор пойдет о главных героях этого произведения.
обь Мы поработаем в группах. Каждая группа будет составлять характеристики каждого из героев.
- Как вы думаете, какая группа кого будет характеризовать?
Да, текст у вас разного цвета.
В этом вам поможет вот такая схема. Давайте посмотрим на шаги которые здесь прописаны. ( Cлайд)
1 шаг.
(читает ученик) Познакомьтесь с произведением.
- Мы уже познакомились, они у вас перед глазами.
2 шаг
Постарайтесь представить героя.
Каждая группа будет представлять своего героя ( бабку, родителей, Борьку)
- Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, представляем кто и каков этот герой?
- Представили? Хорошо!
3 шаг.
- Подберите подходящие черты характера для героя. Посмотрите вокруг , я вам решила немного помочь, расклеив везде черты характера для ваших героев. Сейчас вы поработаете в группах и подберете те черты характера, которые вы считаете , подходят больше всего вашему герою.( дети обсуждают в группах, встают и приклеивают таблички подходящие для героев)
4 шаг.
- Докажите свое мнение примерами из текста. Поработайте с текстом, для этого я дам вам немного времени.
- Итак, начнем с первой группы. Вы выбрали такие черты характера…
1 гр. 2 гр. 3 гр.
Борька Родители Бабка
грубый грубый уважительный
невоспитанныйравнодушныезаботливый
не ласковый не внимательныйдобрый
не внимательный бессердечный справедливый
мудрый
(дети доказывают примерами из текста)
- Спасибо, вы замечательно поняли это произведение. Я предлагаю вам каждому пережить судьбу каждого из героев, погрузиться в образ своего героя и ответить на довольно таки не простые вопросы. Каждой группе я предлагаю вопрос. Работать в группе вы будете по алгоритму. Затем, кто-то один будет задавать вопросы, а другой отвечать на них.
Родители
Зять, почему ты хотел отправить бабку в дом инвалидов?
Дочь, чувствуешь ли ты свою вину перед матерью? В чем она проявляется?
Бабка
Была ли ты счастлива дома?
Борька
Как ты относишься к своей бабушке? О чем ты сожалеешь?
Ребята, а когда человеку плохо на душе, куда он идет? (К близким людям.)
А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)
Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку).
- Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет взаимопонимания.
Можно ли назвать эту семью дружной, полноценной?
Как вы понимаете заключительное предложение:“Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.
Почему на коленках глина? Где был? Что делал?
(Ответы детей) Да, возможно он просил прощения на могиле у бабки. У её последнего пристанища, где её никто не обидит и плакал от отчаянья, что она его не услышит.
Учитель: А когда человек стоит на коленях?
Дети: Когда он просит прощения, раскаивается.
Учитель: Борька раскаялся, но поздно. Сердце его оттаяло, он понял свои ошибки.
А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?
(Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).
Грустный рассказ?
Ребята, у вас у всех есть бабушки и я призываю вас любить их, дорожить ими, уделять больше внимания.
Семья всегда была самым главным в жизни любого человека. В ней родители и дети любят друг друга, боятся огорчить плохим словом или поступком. Ведь самое страшное – потерять любовь и уважение близких. Так есть и так было много лет тому назад. Подтверждение этому мы обнаруживаем в устном народном творчестве: сказках, песнях, поговорках.
Вот, например:
На что и клад, коли в семье лад.
Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.
Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу матери конец. (Слайд)
Трудно найти человека, который бы не совершал в своей жизни ошибок. Главное – не погрязнуть в них, постараться исправить их. Но ещё важнее не опоздать с добрыми словами, с добрыми делами.
Физкультминутка.
Всей семьёй идем в поход (шагаем)
Нас в лесу тропинка ждет
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,( колени выше)
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда. (наклон вперед, руками коснуться пола)
Тихо птенчика берем
И назад его кладем. (выпрямиться, поднять руки вверх)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочкам побежим. (бег на носочках)
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (прыжки)
Как много мы увидели (шагаем)
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
Продолжим работу.
- А сейчас откроем учебник милосердия на странице 8, прочитаем рассказ Б. Балашова « Внук».
--Похожий рассказ?
--Похожий.
А в чем разница?
-- Не так плохо закончился.
-- В чем проявилась мудрость мальчика?
-- О чем задумались мать с отцом?
Какая из перечисленных пословиц больше всего подойдет к прочитанному рассказу?
Семья вместе- душа на месте.
На что и клад, коли в семье лад.
Что посеешь, то и пожнешь.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Давайте вспомним пятую заповедь Закона Божия:
“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.
Ребята, а как вы относитесь к своим родителям, бабушкам и дедушкам?
Задумайтесь на мгновенье!
Работа в парах.
Сейчас мы поработаем над проектом и посмотрим, какие уроки жизни вы взяли для себя?
Проект
« Чти отца твоего и матерь твою»
Составьте правило, помогающее исполнить заповедь «Чти отца твоего и матерь твою». При составлении правила можно пользоваться этими предложениями.
Выберите нужные из них:обманывать родителей;
обижаться за наказания;
оставлять за собой беспорядок;
не заботиться о близких людях;
смеяться над старыми людьми;
нужно всегда любить своих родителей;
ценить и уважать их;
заботиться о них;
помогать им;
утешать их в трудную минуту;
не обижать и не огорчать их;
всегда помнить, что родители самые близкие и дорогие нам люди.
А затем запишите:
Правило, помогающее исполнить заповедь
«Чти отца твоего и матерь твою».
Нужно______________________________________________
______________________________________________
4.Итог урока (обобщение)
Ну, что ж вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока
- Как вы думаете каков рецепт семейного счастья?
- И что это за добрые плоды, которые человек собирает, если в семье лад и согласие?
(послушание, любовь, забота, понимание, согласие, уважение, трудолюбие, милосердие, доверие)
У каждого из вас есть вот такое солнышко, запишите на его лучиках рецепт семейного счастья.
Счастливая
семья
Я верю, что именно у Вас такие семьи.
Частичкой солнца на столе свеча пылает, ( слайд)Неся в мир этот свет и теплоту;Своим сияньем словно призываетХранить навеки в сердце доброту.
Чтоб всем родным, кто рядом с нами,Тепло души своей смогли мы донести,Дарить любовь, заботу и вниманьеИ вовремя успеть сказать “Прости!”
6.Рефлексия
Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока.
На столе у каждого из вас лежат по 3 яблока – красное, жёлтое, зелёное. Перед вами на доске Дерево Жизни.
Если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповедь Закона Божия – украсьте дерево красным яблочком, жёлтым – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёным – если этот вопрос вы отложите на будущее.
Дети прикрепляют яблоки. Подводится итог рефлексии.
Учителем объявляется благодарность детям за урок.
6.Домашнее задание (творческое)
Нарисовать портрет своей семьи и написать о ней сочинение.
7. Тренинг
Устойчиво стою я на земле- вот так ( поставить ноги твердо на ширину плеч)
Своим победам буду рад – вот так ( руки в стороны)
Свою семью я буду обнимать – вот так ( обнять себя)
Дарить улыбки буду я – вот так! ( улыбка)
Спасибо за урок!