Экспонат школьного музея — эскимосский мяч
Региональный конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Культура. История. Просвещение»
Номинация «Мой край»
Эскимосский мяч
(разработка с презентацией)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Новое Чаплино»
Автор конкурсной работы:
Корона Рустам, ученик 6 класса
Руководитель- педагог:
Ятта А.В., учитель
русского языка и литературы
с. Новое Чаплино 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. История создания эскимосского мяча.
3. Описание эскимосского мяча.
4. Эскимосский мяч в художественных произведениях.
З.Н. Ненлюмкина «Песенка про мячик»
5. Национально-прикладное искусство эскимосов. Нина Акукын.
6. Эскимосский мяч – символ Чукотки.
7. Уроки технологии в нашей школе. Шьем эскимосский мяч.
8. Эскимосский мяч в современном мире.
9. Заключение.
10. Использованная литература.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 – Сказка «Женщина с мячом»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 – Берите иголку. Шьем эскимосский мяч.
Введение.
В 2013 году я поступил в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Новое Чаплино». Познакомившись со школой, я стал посещать школьный краеведческий музей. За это время мы с руководителем музея собрали большой материал, связанный с селом, с людьми, населяющими небольшое эскимосское село.
Зовут меня Корона Рустам, учусь я в 6 классе.
Я хочу рассказать об одном экспонате школьного музея - эскимосском мяче. А сколько неизведанного!!! Это моя первая работа, надеюсь, что я буду узнавать все больше и больше и делиться тем, чтобы как можно больше о нем узнали…
Цель: формирование ценностного отношения к духовно-культурному наследию народов Чукотки.
Задачи:- углубить и расширить знания учащихся об особенностях декоративной культуры эскимосов;
- развить чувственно-эмоциональные стороны личности: любовь к родному краю, к духовной культуре народов Чукотки.
Об эскимосском мяче написано мало, но во время исследовательской работы я заинтересовался искусством эскимосов. Оказалось, что надо только приложить усилия и материала будет предостаточно…
По моей теме издано немного книг. Полезный материал был напечатан в репертуарно-методическом сборнике «Айвэрэттэ» (выпуск № 8, стр. 15-18), изданный в Анадыре в 1992 году. Прекрасное знание свойств меха и кожи позволили эскимосам превращать обычные вещи в подлинные произведения искусств (с интересом познакомился с книгой составителя Л.В. Андреевой «Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо-Востока», стр.88-92), эту книгу издали в Магаданском книжном издательстве в 1990 году. Также нашел материал в художественных произведениях наших самобытных поэтов об эскимосском мяче (стихотворение эскимосской поэтессы Зои Ненлюмкиной «Песенка мячика», она родилась в 1950 году, сейчас проживает в Анадыре).
Я думаю, что собранный материал обогатит наши знания о Чукотке, каждый человек таким образом проявляет свою любовь к своему народу, к своему краю…
История создания эскимосского мяча
С древних времен (образцы мяча найдены в археологических раскопках 1,5-тысячелетней давности) эскимосский мяч был символом солнца, образом вселенной у коренных народов Чукотки.Старое эскимосское предание гласит, что всю человеческую мудрость Верховный Бог Ворон Кутх вложил в уста женщине и когда приходит ее время, она шьет мяч своей внучке или маленькой девочке, таким образом, передавая ей свои знания.
Это было познавательно узнать о том, когда использовался эскимосский мяч. Самые ранние записи датируются второй половиной XIX века, - упоминание встречается в мифах («Ворон выхватывает у девочки мяч. Затем Ворон раскалывает клювом эти мячи и освобождает солнце, луну и звезды»). Поэтому не случайно мяч как вместилище светил и главного из них – солнца, несущий и сохраняющий образ солнца, является одним из древнейших его символов.
Описание мяча
Верхняя и нижняя часть мяча символизируют верхний небесный мир и нижний подземный мир, а четыре боковых части - четыре времени года, четыре стороны света среднего мира, в котором живут люди.Раньше мяч имел в основном сакральное значение, им начинали играть с наступлением нового промыслового сезона. Появление мяча символизировало начало нового года, наступление нового времени. Бросание мяча в игре друг другу символизирует посыл добра и тепла, а шум камушков внутри мяча призван отгонять все плохое и злое.
Отсюда мы узнали, почему внутри мяча помещали колокольчики, чтобы отгонять все плохое.
Шили мяч из нерпичьей кожи, окрашенной в разные цвета: резкий контраст темного фона и белого орнамента перекликался с картиной черного полярного неба, усыпанного россыпью ярких звезд. Обязательным элементом орнамента был круг – солнце. Чем искуснее мастерица, тем сложнее и загадочнее узор, тем более он выверен и гармоничен.
Изначальная роль мяча – быть главным атрибутом на праздниках, связанных с ежегодным обновлением природы. Когда после долгой полярной ночи появляется солнце, и с каждым днем оно поднимается все выше над горизонтом, приветствовать его выходят все жители поселения. Значительно позже мяч стал просто развлекательным атрибутом и детской игрушкой. Но даже в этом качестве он не потерял своего символического значения.
Эскимосский мяч в художественных произведениях
Особую роль писатели Чукотки отводят национальным играм, одним из атрибутов является эскимосский мяч. Это можно встретить и в мифах, и в сказках (например, в сказке «Женщина с мячом», сказка встречается в книге «Северята». Стихи, поэмы, сказки. – стр. 276. ГУИПП «Омский дом печати», 2000 г. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).
В своей презентации я использовал стихотворение эскимосской поэтессы Зои Ненлюмкиной «Песенка мячика»:
- Аюкшани-паюкшани! –
мячик мой играет с нами.
Это песенка его
с непонятными словами.
- Аюкшани-паюкшани!-
Птицей он взлетел над нами.
Вновь бросает мяч рука.
- Насыка-а, насыка-а!
Мячик, круглые бока,
насыка-а, насыка-а!
-Аюкшани-паюкшани! –
веселится мячик с нами.
Это песенка его
с непонятными словами.
Национально-прикладное искусство эскимосов. Нина Акукын
Одна из эскимосских мастериц поделилась опытом по пошиву эскимосского мяча. Это, я думаю, пригодится в будущем нашим девочкам, сестрам, чтобы мы не забывали одно из прикладных искусств – эскимосском мяче.
«Когда мы жили в Наукане, у меня и у сестёр самой любимой игрушкой был мяч. У старшей сестры – большой, у средней – поменьше, а у меня – самый маленький. У каждой девочки в Наукане был свой мяч. Его берегли, очень им дорожили, играли в основном зимой. Летом играть было некогда, да и жалко пачкать землёй. Играть в мяч начинали дети. Разбивались на две команды. Члены одной команды перебрасывали мяч друг другу, не давая завладеть им из другой, а те, в свою очередь, старались его отобрать. Если это удавалось, то мяч, перебрасывая друг другу, следили за тем, чтобы его не отняли. Игра могла продолжаться бесконечно», - вспоминала Нина Акукын. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)
Эскимосский мяч – символ Чукотки
Сегодня перед руководством округа Чукотки стоит цель: создание отрасли экономики региона. В последнее время зарубежные гости посещают наш край. Одной из этих отраслей должен стать туризм. А для того, чтобы о туристической Чукотке узнал весь мир, необходимо создать свой, яркий, легкоузнаваемый фирменный стиль региона и активно его использовать для продвижения туристического ресурса Чукотки. Так пришла идея сделать главным туристическим символом региона эскимосский мяч. Всем этим требованиям соответствует эскимосский мяч, являющийся элементом культуры эскимосов.
Эскимосский мяч в современном мире
Эскимосский мяч – это национально-прикладное искусство нашего маленького народа. О нем должны знать все, населяющие не только Чукотку, но и другие страны, в том числе нашу необъятную Россию.
Сейчас наступил новый период. Он практически исчез из быта и превратился в экзотический сувенир, но он по-прежнему исполняет самую изначальную функцию – стал живым примером мастерства наших предков. И мы должны приложить усилие, чтобы наши потомки не забыли нашу культуру.
Мячи, которыми издавна любят играть чукчи и эскимосы, обычно шьют из кожи и набивают оленьей шерстью. Они бывают разного размера. Надо думать, когда-то и сами игры и мячи были связаны с первобытной магией, имели ритуальное значение. А сегодня мы смотрим на произведение древней северной культуры, и оно несет нам драгоценную богатую информацию о прошлом.
Заключение.
Итак, сбор краеведческого материала, а именно, об эскимосском мяче – главное, о чем шла речь в презентации «Эскимосский мяч». Я думаю, что цель достигнута, но в дальнейшем надо еще собирать дополнительный материал о нашем национально-прикладном искусстве. Ведь в мяч играли не только на Чукотке, но и наши сородичи на Аляске, Канаде, Гренландии. Еще предстоит большая исследовательская работа…Тем более пошив мяча – это создание сложной орнаментальной композиции. Основной художественно- технологический прием, которым пользуются мастера – аппликация, а самые распространенные мотивы – круги и кольца различной ширины и размера, квадраты и ромбы, полукружья, простые и усложненные арочными выемками.
Восстановление традиций древнего ремесла является в настоящее время важной задачей эстетического воспитания молодого поколения северян.
В нашей школе ведутся уроки технологии, которые преподает учитель Кайнинан Ирина Александровна. На уроках отводится место и национально-прикладному искусству по пошиву сувениров. Одним из них является пошив эскимосских мячей.
Использованная литература
Северята. Стихи, поэмы, сказки. ГУИПП «Омский дом печати», 2000 г.
Айвэрэттэ. Репертуарно-методический сборник. Выпуск № 8. Анадырь, 1992 г.
Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо – Востока. Выпуск № 1. Чукчи. Эскимосы. Магаданское книжное издательство. 1990 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Сказка
Женщина с мячом
Говорят, женщина одна жила. Большой дом у женщины был, хороший. Не работала она. Вся ее работа была – в мяч играть. Поспит женщина, утром проснется, поест и говорит:
- Ну вот, я и готова, можно идти. Хороший у меня мяч, большой!
Выйдет. Станет мяч пинать. Весь день в мяч играет. Устанет, в дом идет отдохнуть.
Вот раз подумала женщина: «Ох, из чего же мне мяч новый сделать? Только, наверное, не сумею я. Да нет, пожалуй, сумею, потому что я ведь не здешняя, я ведь хорошая, лунная». И вот взяла луну, взяла солнце и сделала мяч. Солнце с одной стороны, луна – с другой. Готов мяч, только нет в нем ничего, пустой. Говорит женщина:
- Чем же мне наполнить мой мяч, такой большой и красивый?
Вышла, посмотрела вверх и говорит:
- Чем же мне наполнить мой мяч? Вот и наполню всем этим. Все звезды с неба возьму!
Собрала все звезды с неба. Вошла в дом. Взяла мяч. Насыпала внутрь звезды. Зашила мяч. Кончила дело, вышла. А на небе ни звезд, ни луны, ни солнца нет. Темно везде. Говорит женщина:
- А ну-ка, брошу я вверх свой мяч!
Бросила.
Сразу стало светло. Упал мяч – опять темнота кругом. Подбросит мяч – светло, поймает – темно. Кончила играть, взяла мяч, в дом пошла. Мяч с собой взяла, такая кругом тьма стала, хоть глаза выколи!
Страшно стало людям. Мужчины говорят:
- Как же так? Где солнце? Где луна и звезды?
Один мужчина инчоунский задумался. Говорит:
- Отправлюсь-ка я в путь на собаках, на собачьей упряжке!
Погрузил на нарту два мешка из целых нерпичьих шкур, наполненных жиром, собак запряг. Взял бревно – длинное, толстое. Говорит:
- Вон что делается! Весь народ мрёт, потому что солнца нет, луны нет, звезд нет. Поеду-ка я в Лорино. Хоть сестру, которая там живет, проведаю.
Отправился. Макнёт в жир бревно, подожжёт, и горит свеча, дорогу освещает. А ветра совсем нет. Ну и безветрие! Так он всю дорогу макал бревно в жир. Ну и женщина! Откуда она взялась? Весь народ хочет погубить. Что мне с ней с
Женщина снова отвечает:
- Не выйду!
Взял мужчина каменный нож. Вошёл, схватил женщину, говорит:
- Сейчас убью тебя! Какая ты плохая! Весь народ из-за тебя погибает. Сейчас убью!
- Не убивай!
- Убью!
Испугалась женщина, говорит:
- Ладно, брошу я этот мяч!
Мужчина говорит:
- Тогда не убью! Пойдём!
Вышли. Бросила женщина мяч на землю. Мужчина говорит:
- Нет, ты вверх бросай! Что ты сделала с солнцем, луной и звёздами? Разрежь-ка мяч и бросай!
Женщина говорит:
- Ой, ой, ой! Осталась я без мяча!
Заплакала. Бросил мужчина мяч высоко вверх. Только и сказал при этом: «Эгэ».
Сразу стало светло. Мужчина говорит:
- Больше так не делай!
Женщина отвечает:
- Ладно, больше не буду так.
Отправился инчоунский мужчина домой. Обрадовались все люди. А женщина с тех пор всё шила и шила. Сошьёт мяч – солнце, луну, звёзды на нём вышьет. Много мячей сшила. Всё.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Берите иголку. Шьем эскимосский мяч. Н.П. Акукын.
Когда мы жили в Наукане, у меня и у сестёр самой любимой игрушкой был мяч. У старшей сестры – большой, у средней – поменьше, а у меня – самый маленький. У каждой девочки в Наукане был свой мяч. Его берегли, очень им дорожили, играли в основном зимой. Летом играть было некогда, да и жалко пачкать землёй. Играть в мяч начинали дети. Разбивались на две команды. Члены одной команды перебрасывали мяч друг другу, не давая завладеть им из другой, а те, в свою очередь, старались его отобрать. Если это удавалось, то мяч, перебрасывая друг другу, следили за тем, чтобы его не отняли. Игра могла продолжаться бесконечно.
Взрослых, которые наблюдали за игрой, разбирал азарт и они, порой незаметно для себя, включались в игру. Подходили новые игроки, и вот уже на площадке мужчины и женщины с неменьшим восторгом бегают с мячом. Играли до темноты, пока мяч совершенно нельзя было разглядеть. Называли эту игру «Тунгаткак».
Береговые эскимосы шили мячи только с нерпы. Использовали различные варианты выделки кожи: отбеленную мандарку, коричневую без волосяного покрова, крашеную нерпу. Украшали меховой мозаикой камуса белого оленя, обменивая его у оленеводов на свои ремни, моржовые желудки с жиром, рукавицы