Планирование Решение занимательных задач
Пояснительная записка.
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, развитии умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.Даная программа дополнительного образования призвана вызвать интерес к предмету, способствовать развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков
самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся. Это особенно важно из-забольшой загруженности программы по математике и уменьшения часов на её изучение.
Разработка и содержание данной программы обусловлены непродолжительным изучением некоторых тем основной школы:
математической логики, элементы комбинаторики и теории вероятности, решение задач.
Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способностей учащихся, с другой – восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий развивает
творческие способности: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Данная программа рассчитана на 1 год (34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю).
Цели и задачи программы
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и
расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики
7. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
9. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Программа содержит разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Методы, формы, особенности организации образовательного процесса
Методической особенностью изложения учебного материала является такое изложение, при котором новая тема изучается на примерах задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:
• наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;
• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;
• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются
проблемно-развивающее обучение;
адаптированное обучение;
индивидуализация и дифференциация обучения;
информационные технологии.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
- беседа; - практикум; - интеллектуальная игра; - дискуссия; - творческая работа.
Также предусматривается самостоятельное изучение учащимися литературы, рекомендованной учителем, для повторения темы занятий.
Занятия организованы по принципу чередования теоретических и практических занятий.
Формы контроля
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить
следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- тестирование с использованием заданий математического конкурса
«Кенгуру»
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Тематический план
1. Решение задач на смекалку (10ч.)
Решение занимательных задач. Решение старинных задач. Решение задач на разрезание.. Математическая викторина. Геометрия вокруг нас. Я и мир логики. КВН «Час веселой математики». Игра «Кто хочет стать миллионером». Устный журнал для учащихся 5-6 классов «Знаменитые математики»
2. Решение задач со спичками (2ч.)
Решение логических задач. Головоломки со спичками.
3. Решение олимпиадных задач (8ч)
Решение задач на движение. Решение вероятностных задач. Геометрические задачи. Задачи на переливание. Олимпиада .4. Графы и их применение (2ч).
Первое знакомство с графами. Решение задач с помощью графов.
5. Решение заданий ОГЭ (ГИА) (12)
Числа и выражения. Преобразование выражений. Уравнения. Системы уравнений. Координаты и графики. Текстовые задачи. Задачи на проценты.Выпуск газеты «Математическая смесь»
Список литературы.
« Я иду на урок математики 7 класс» Книга для учителя. «Первое сентября»,2000 г.
Газета «Математика». 2000-2008 г.
Гнеденко Б.В. «Элементарное введение в теорию вероятности» «Наука» 1976 г.
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка). МЦНМО, 2010 г.
Лысенко Ф.Ф. «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.
Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия / авт.-сост. С.Е. Степурина. – «Учитель», 2007 г.
Мостеллер Ф. «50 занимательных вероятностных задач с решениями» «Наука» 1975 г.
Перельман И. «Живая математика». «Наука», 1974г.
Рывкин. Справочник по математике «Высшая школа» 1975 г.
Савельев Л.Я. «Комбинаторика и вероятность» «Наука» 1975 г.
Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы / А.В. Фарков. «Айрис-пресс», 2009 г.
Фарков А.В. Математические олимпиадные работы. 5-11 классы. – «Питер», 2010 г.
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А.В. Фарков. – 8 –е изд., испр. и доп. – « Айрис-пресс», 2009 г.
Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ./ А.В Фарков. – 4-е изд.
«Экзамен», 2009 г.