Рабочая программа по предмету Литературное чтение для 3 класса УМК Начальная школа 21 века

Рабочая программа по литературному чтению
3 класс УМК «Начальная школа 21 века»


Содержание рабочей программы по литературному чтению
1. Пояснительная записка
1.1. Учебно-методическое обеспечение предмета.
1.2.Общая характеристика учебного предмета.
1.3. Структура курса.
2. Содержание учебного предмета.
3. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению в третьем классе.
4. Учебно – тематическое планирование.
5. Календарно-тематическое планирование по предмету.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 3класса Л. А. Ефросининой, Омороковой М.И.(Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.:Вентана - Граф, 2012.-224с.) Данная программа соответствует основным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебному плану МБОУ СОШ № 48 на 2014-2015 учебный год.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочие недели). В авторскую программу изменения не внесены.




























Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его
структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса литературного чтения помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Результаты освоения курса.
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».


2. Содержание курса
На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.

3 класс (136 ч)

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги -справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой,
строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания. Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»).
Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц. Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Межпредметные связи:
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению(2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
с уроками технологии: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.



3. Планируемые результаты обучения курсу
«литературное чтение» в третьем классе

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее55–60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг -сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг
по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
использовать в речи изученные литературоведческие понятия(сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
рассказывать сказки от лица героя;
рассказывать о героях произведения;
создавать истории с героями произведений.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные
сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные герои
литературных произведений»;
создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию
таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах
научно-популярных произведений и справочниках;
сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

4. Учебно-тематическое планирование

№ п/п
Наименование разделов
Всего часов

1
Устное народное творчество
16 ч

2
Басни
6 ч

3
Произведения А. С. Пушкина
11 ч

4
Стихи русских поэтов.
Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет
5 ч

5
Произведения Л. Толстого
11 ч

6
Произведения Н. Некрасова
8 ч

7
Произведения А. П. Чехова
6 ч

8
Сказки зарубежных писателей
4 ч

9
Стихи русских поэтов
7 ч

10
Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка
6 ч

11
Произведения А. Куприна
7 ч

12
Стихи С. Есенина
6 ч

13
Произведения К. Г. Паустовского
10 ч

14
Произведения С. Маршака
4 ч

15
Рассказы Л. Пантелеева
6 ч

16
Произведения А. Гайдара
7 ч

17
Произведения М. Пришвина
8 ч

18
Произведения зарубежных писателей
8 ч




Итого:
136 ч

Литературное чтение
Тематическое планирование


п/п
Тема урока
дата
Тип урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
УУД
Домашнее задание

Устное народное творчество. (16 часов)

1
Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик – годовик»

Урок изучающего чтения
Знать:
– жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;
– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);
– различия жанров.
Уметь:
– называть произведения и выделять их особенности;
– определять тему и
жанр произведения;
– называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных);
– определять главную мысль сказки;
– делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;
– сравнивать сказки (былины) разных народов;
– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;
– характеризовать особенности речи сказителя;
– использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией

регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Хрестоматия, с. 3, чтение; тетрадь № 1, с. 7, задание 3

2.
Малые формы фольклора: пословицы.

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Хрестоматия, с. 4–5, чтение, выполнение заданий; тетрадь, с. 9, задание 5

3.
Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую»

Урок изучающего чтения

Вводный контроль техники чтения
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану.
Учебник, с. 13–23, пересказ; тетрадь, с. 11, задание 5

4.
Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую»







5.
Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Хрестоматия, с. 26–31, выполнение заданий; тетрадь, с. 14, задание 1

6.
Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
Учебник, с. 24–30, чтение, выполнение заданий; тетрадь, с. 17, задание 5

7.
Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках

Урок изучающего чтения


регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Учебник, с. 30–41, художественный пересказ; тетрадь, с. 20, задание 7

8.
Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках

Урок изучающего чтения





9.
Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова)

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Хрестоматия, с. 31–38, 98–106, пересказ по выбору; тетрадь, с. 21, задания 5, 7

10.
Малые формы фольклора: скороговорки, потешки

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Учебник, с. 42-44, задания 2, 3.
Хрестоматия, с. 4, 6–7; тетрадь, с. 23, задание 4

11.
Устное народное творчество.
«Проверь себя»
Проверка навыка чтения вслух

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа
коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Чтение сказок из рубрики «Книжная полка»

12.
Былины. «Добрыня и змей»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Учебник, с. 45-49, чтение, пересказ; тетрадь, с. 28, задание 6

13.
Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану.
Учебник, с. 50-56, задание 5, 6; тетрадь, с. 29, задание 4

14.
Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула»

Урок изучающего чтения



коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Учебник, с. 57-70, задание 5; тетрадь, с. 30, задание 1; с. 31, задание 3

15.
Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Хрестоматия, с. 7–24, чтение; тетрадь, с. 34, задание 7

16.
Былины. Обобщающий урок
«Проверь себя»
Проверка навыка чтения молча

Проверочный урок

Тематический контроль. Литературная викторина
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Дополнительное чтение из рекомендованного списка

Басни. (6 часов)

17.
Эзоп «Лисица и виноград».
И. Крылов «Лиса и виноград»

Урок изучающего чтения
Знать:
– литературоведческие понятия: басня, мораль;
– о структуре басни;
– о художественных особенностях басни.
Уметь:
– правильно называть басни из круга детского чтения;
– различать сказку и басню;
– сравнивать героев басни;
– выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;
– выразительно читать басни с листа и наизусть;
– работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать

коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебник,
с. 74-76, выразительное чтение; тетрадь, с. 37, задание

18.
И. Крылов «Ворона и лисица», Эзоп «Ворон и лисица»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Учебник, с. 77-78, выразительное чтение наизусть.
Дополнительное чтение из рекомендованного списка

19.
Литературное слушание. И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Дополнительное чтение из рекомендованного списка

20.
Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,
А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», И. А. Крылов «Крестьянин и работник»

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Хрестоматия, с. 107–110, чтение; тетрадь, с. 2, 3

21.








22.
Басни.
«Проверь себя»

Проверочный урок

Тематический контроль. Конкурс чтецов басен
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Дополнительное чтение басен, составление аннотации

Произведения А. С. Пушкина. (11 часов)

23.
А. С. Пушкин
«У лукоморья дуб зеленый»

Урок изучающего чтения
Знать:
– литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм.
Уметь:
– находить сходства и различия литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения);
– ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста;
– находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Учебник,
с. 80-82, выразительное чтение наизусть

24.
Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Дополнительное чтение из рекомендованного списка; тетрадь, с. 47, задание 2

25.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;

регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану.
Учебник, с. 83-113, выразительное чтение; тетрадь, с. 51, задание 8
Заучивание отрывка

26.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок изучающего чтения





27.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок изучающего чтения





28.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок изучающего чтения





29.
Литературное слушание и работа с детской книгой «Сказки Пушкина» К. Г. Паустовский.
Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде»; Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны»

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебник с. 114-115.
Хрестоматия, с. 50–78, чтение

30.


Урок изучающего чтения





31.
А. С. Пушкин. Стихи «Вот север тучи нагоняя», «Зимний вечер», «Няне».

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану.
Учебник,
с. 116-120, выразительное чтение или чтение наизусть (по выбору)

32.
К.Г. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина»


Урок изучающего чтения





33.
«Произведения А. С. Пушкина»
«Проверь себя»
Текущая проверка. Начитанность и читательские умения.

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Дополнительное чтение из рекомендованного списка

Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет. (5 часов)

34.
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою Зимою»

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебник, с. 122-125, выучить наизусть стихотворение

35.
А. Майков «Осень»

Урок изучающего чтения
Уметь:
– находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;
– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);
– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Учебник, с. 125-127, задание 4; тетрадь, с. 63, задание 1

36.
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Кот поет, глаза прищуря»

Урок изучающего чтения
(ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);
– выразительно читать стихотворение;
– давать оценку своему чтению

познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Учебник, с. 128-129, выразительное чтение

37.
Литературное слушание. И. Бунин «Листопад»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Хрестоматия, с. 111–116, выразительное чтение наизусть

38.
Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»
Итоговая проверка. Навык чтения вслух.







Произведения Л. Толстого (11 часов)

39.
Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк»



Тематический контроль
коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебник с.131-134

40.








41.
Литературное слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

Урок изучающего чтения
– понимать содержание литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль;
– делить текст на композиционные части;
– участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение;
– рассказывать и пересказывать по готовому плану;
– уметь представлять прочитанную книгу;
– работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями)

регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Хрестоматия, с. 78–87, пересказ

42.


Урок изучающего чтения





43.
Л. Толстой. рассказы «Зайцы», «Лебеди».
Дополнительное чтение. «Лев и собачка»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Учебник, с. 134-137, пересказ; тетрадь, с. 75, задания 1–2.
Дополнительное чтение из рекомендованного списка

44.


Урок изучающего чтения





45.
Л. Толстой «Прыжок»

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебник, с. 138-141, пересказ; тетрадь, с. 78, задание 5

46.
Былина «Как боролся русский богатырь»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану
Учебник, с. 142-145, рассказывание былины

47.
Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь»




познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Уебник с.147-148

48.
Литературное слушание. Книги Л. Н. Толстого.
Дополнительное чтение рассказов Л. Толстого «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Хрестоматия, с. 88–98, чтение; тетрадь, с. 82, задание 5

49.
Произведения Л. Толстого. Обобщающий урок
Итоговая проверка. Навык чтения молча.

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль


Произведения Н. Некрасова. (8 часов)

50.
Н. Некрасов «Крестьянские дети».
К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

Урок изучающего чтения
Знать:
– называть имя, отчество и фамилию поэта;
– называть произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы);
– понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный».
Уметь:
– находить справку о поэте в книгах- справочниках;
– использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения;
– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения;
– читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию;

коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Учебник, с. 149-154, выразительное чтение отрывка наизусть; тетрадь, с. 86, задание 7

51.
Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст)

Урок изучающего чтения


регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану
Хрестоматия, с. 118–124, выразительное чтение одного отрывка

52.
Н. Некрасов «Славная осень»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Учебник, с. 155, наизусть; тетрадь, с. 88, задание 1

53.
«Зеленый шум».
К. И. Чуковский «Зеленый шум»

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Дополнительное чтение из рекомендованного списка

54.
Стихи о природе. Н. Некрасов «Мороз-воевода»

Урок изучающего чтения



Учебник, с. 156-157, выразительное чтение; тетрадь, с. 91, задание 2

55.
Произведения Н. Некрасова. К. И. Чуковский
«О стихах Н. А. Некрасова».
Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождем»

Урок изучающего чтения
– выражать свое отношение к прочитанному;
– работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова

коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)


56.


Урок изучающего чтения



Учебник, с. 158.
Хрестоматия, с. 124–126, выразительное чтение; тетрадь № 1, с. 91–92

57.
Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

Проверочный урок

Тематический контроль.
Самостоятельная работа
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Учебник, с. 159-161, задание 8, тетрадь № 1, с. 94, задание 7

Произведения А. П. Чехова. (6 часов)

58.
А. П. Чехов «Степь»

Урок изучающего чтения
Уметь:
– называть имя, отчество и фамилию писателя;
– называть произведения А. П. Чехова (в рамках программы);
– сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование;
– находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа;
– понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие – имя героя, заглавие – главная мысль);
– участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному;
– передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности;
– читать выразительно подготовленное произведение или эпизод;
– пользоваться предисловием и послесловием в книгах

познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Учебник, с. 162-165, задание 4; тетрадь, с. 95, задание 4

59.


Урок изучающего чтения





60.
А. П. Чехов «Белолобый», И. С. Тургенев «Лес и степь»

Урок изучающего чтения

Промежуточный контроль техники чтения
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Дополнительное чтение из рекомендованного списка.
Краткий пересказ по плану

61.
А. Чехов «Ванька».
Дополнительное чтение Н. Шер «О рассказах А. П. Чехова»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Учебник, с. 165-174, составление рассказа о Ваньке по готовому плану

62.
Литературное слушание. Книги о животных. Рассказ Л. Андреева «Кусака»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Хрестоматия, с. 132–140, чтение, выполнение заданий 3, 4 в тетради (с. 100)

63.
Обобщение по разделу «Проверьте себя»
Итоговая проверка. Тест.

Проверочный урок

Тематический контроль.
Самостоятельная работа
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль


Сказки зарубежных писателей. (4 часа)

64.
Ш. Перро «Подарки феи»

Урок изучающего чтения
Знать:
– имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы).
Уметь:
– различать сказки народные и литературные;
– определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним;
– передавать сюжет сказки, находить его части;
– сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей

коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Учебник, с. 175-181, рассказ о фее по плану; тетрадь, с. 102, задание 2

65.
И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре».
Дополнительное чтение Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Учебник, с. 181-188, чтение; тетрадь, с. 103, задание 3. Хрестоматия, с. 236–248

66.
Литературное слушание. «В мире сказок». Сказки Г.-Х. Андерсена «Снеговик» и бр. Гримм «Умная дочь крестьянская»




коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Хрестоматия, с. 226–236, чтение; тетрадь, с. 106, задания 1–2

67.
Обобщение по разделу «В мире сказок»
Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания


Знать:
– имена русских поэтов и их произведения;
– понятия: тон, темп, ритм стихотворения.

познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль


Стихи русских поэтов. (7 часов)

68.
И. Никитин «Русь»



Тематический контроль. Литературная викторина
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Учебник, с. 4–7, выразительное чтение; тетрадь № 2, с. 6, задание 4

69.
И. Никитин «Утро»

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Учебник, с. 7-9, выразительное чтение наизусть любой части; тетрадь, с. 8, задание 6

70.
И. Суриков «Детство»
Текущая проверка. Навык чтения вслух.

Урок изучающего чтения
Уметь:
– выделять языковые средства художественной выразительности;
– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);
– самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения;
– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)

познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Учебник, с. 9-13, выразительное чтение наизусть любой части

71.
Литературное слушание. Стихи русских поэтов.
Дополнительное чтение. И. С. Никитин «Помню я: бывало няня»

Урок изучающего чтения
Уметь:
– выделять языковые средства художественной выразительности;
– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);
– самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения;
– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)

коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану.
Хрестоматия, с. 129–130, выразительное чтение; тетрадь, с. 12, задание 4

72.
С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Учебник, с. 14–16, наизусть по выбору

73.
Литературное слушание. Стихи о Родине. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Хрестоматия, с. 127–129, выразительное чтение

74.
Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»
Текущая проверка. Навык чтения молча.

Проверочный урок

Тематический контроль. Творческая работа «Мой любимый поэт»
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль


Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. (6 часов)

75.
Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»


Урок изучающего чтения
Знать:
– фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора;
– произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров.
Уметь:
– работать с сюжетом и планом;
– пересказывать по плану подробно и кратко;
– рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;
– определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль;
– читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее 60–70 слов в минуту);
– читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение

коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Учебник, с. 18-25, работа со словарем; тетрадь, с. 20, задание 9

76.


Урок изучающего чтения



выразительное чтение диалога автора и Тараса. Краткий пересказ


77.
Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

Урок изучающего чтения



Учебник, с. 26-38, выразительное чтение одной из частей сказки; тетрадь, с. 21, задание 4

78.
Литературное слушание. Рассказы о животных.
Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Постойко»

Урок изучающего чтения



Составление справки о породах собак.
Дополнительное чтение из рекомендованного списка «Книги о животных»

79.


Урок изучающего чтения





80.
Обобщение по разделу. Рассказы Д. Мамина-Сибиряка

Проверочный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа

Отзыв о прочитанной книге

Произведение А. Куприна.(7 часов)

81.
А. И. Куприн «Синяя звезда»

Урок изучающего чтения
Знать:
– произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).
Уметь:
– различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;
– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;
– выделять в тексте описания, использовать их

коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Учебник, с. 39-55, тетрадь, с. 27, задание 3

82.


Урок изучающего чтения





83.
А. Куприн «Барбос и Жулька»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Учебник, с. 56-64, подробный или краткий пересказ

84.


Урок изучающего чтения





85.
Произведение А. Куприна. Дополнительное чтение. А. Куприн «Собачье счастье»

Урок изучающего чтения
Знать:
– произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).
Уметь:
– различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;
– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;
– выделять в тексте описания, использовать их
в собственных творческих работах и устной речи;
– самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);
– выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам

коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану.
Дополнительное чтение из рекомендованного списка. Творческая работа: рассказ от лица одного из героев

86.
Литературное чтение. А. Куприн «Ю-ю»

Урок изучающего чтения



Хрестоматия, с. 140-155, иллюстрация эпизода рассказа; тетрадь, с. 33, задание 3

87.
Обобщение по разделу «Рассказы А. Куприна»

Проверочный урок
– самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);
– выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам
Тематический контроль. Самостоятельная работа
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Сочинение с элементами описания «Мой четвероногий друг»

Стихи С. Есенина. (6 часов)

88.
Есенин. Стихи о Родине

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Учебник, с. 68-69, выучить наизусть стихотворение по выбору

89.
С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы». Стихи
о природе

Урок изучающего чтения
Знать:
– стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения;
– наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина.
Уметь:
– определять тему и содержание стихотворения

регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Учебник, с. 70, выучить наизусть

90.
С. Есенин «Береза». Дополнительное чтение. Стихи о березе

Урок изучающего чтения
– находить языковые средства художественной выразительности;
– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение

коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Учебник, с. 71, выразительное чтение

91.
С. Есенин «Бабушкины сказки»

Урок изучающего чтения
– находить языковые средства художественной выразительности;
– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение

коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Учебник, с. 72-74, выразительное чтение наизусть; тетрадь, с. 40, задание 2

92.
Литературное слушание. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. «Топи да болота», «Сыплет черемуха снегом», И. С. Тургенев «Деревня»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану.
Хрестоматия, с. 117– 118, 130–131, выразительное чтение наизусть (по выбору)

93.
Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина»
Текущая проверка. Начитанность и читательские умения.
Библиотечный урок. Стихи русских поэтов

Проверочный урок

Тематический контроль. Конкурс чтецов
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль


Произведения К. Г. Паустовского. 10 часов)

94.
К. Паустовский «Стальное колечко»

Урок изучающего чтения
Знать:
– произведения К. Г. Паустовского
разных жанров (в рамках программы).
Уметь:
– читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя;
– различать художественные и научно-познавательные рассказы;
– различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ;
– работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания);
– самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Учебник, с. 75-85, подробный пересказ части
«Поиск колечка»

95.


Урок изучающего чтения





96.


Урок изучающего чтения





97.
К. Паустовский «Заячьи лапы»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;

коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Краткий пересказ

98.
К. Паустовский «Кот-ворюга»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Учебник, с. 86-91, рассказ от имени кота; тетрадь, с. 48, задание 5

99.


Урок изучающего чтения





100.
К. Паустовский «Какие бывают дожди»

Урок изучающего чтения
– пересказывать по плану (подробно и кратко);
– понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;
– выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках;
– различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора);
– работа с книгой (в том числе и со справочной книгой)

коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Учебник, с. 92-95, найти описание, сделать иллюстрацию

101.
Литературное слушание. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

Урок изучающего чтения



Хрестоматия, с. 155–165, чтение; тетрадь, с. 55; задание 5

102.
Обобщение по разделу «Рассказы К. Паустовского»

Проверочный урок

Тематический контроль.
Самостоятельная работа
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Дополнительное чтение из рекомендованного списка; тетрадь, с. 60, задание 6

103.
Литературное слушание. Детские книги о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим, В. Бианки и др.).
Дополнительное чтение. В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Дополнительное чтение из рекомендованного списка; тетрадь, с. 62, задание 4

Произведения С. Маршака. (4 часа)

104.
С. Маршак «Урок родного языка»

Урок изучающего чтения
Знать:
– и называть произведения С. Я. Маршака.
Уметь:
– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);
– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);
– выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам);
– давать оценку своему чтению

регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Учебник, с. 97-98, наизусть

105.
С. Маршак «Ландыш».
В. Субботин
«С Маршаком»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану
Учебник, с. 98-100, наизусть

106.
Литературное слушание. С. Маршак «Кошкин дом»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Дополнительное чтение из рекомендованного списка

107.
Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака»
Текущая проверка .Литературная эрудиция – литературные диктанты.

Урок изучающего чтения
Знать:
– и называть произведения С. Я. Маршака.
Уметь:
– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);
– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);
– выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам);
– давать оценку своему чтению

коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Дополнительное чтение из рекомендованного списка; тетрадь, с. 67, задание 6

Рассказы Л.Пантелеева (6 часов)

108.
Л. Пантелеев «Честное слово» Дополнительное чтение В.Осеева «Бабка»


Знать:
– рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);
– понятия «автор-рассказчик», «автор – герой произведения», «фантастический рассказ», «исторический рассказ».

регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке
Учебник, с. 101-110, выразительное чтение диалога

109.








110.
Л. Пантелеев «Камилла и учитель»

Урок изучающего чтения



Учебник, с. 111-118, рассказ о герое; тетрадь, с. 69, задание 2.
Краткий пересказ по плану

111.


Урок изучающего чтения





112.
Литературное слушание. Книги Л. Пантелеева.
Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая»




познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке

113.
Обобщение по разделу «Рассказы Л. Пантелеева»

Проверочный урок


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Хрестоматия, с. 165–200, чтение, составление отзыва

Произведения А. Гайдара. (7 часов)

114.
А. Гайдар «Горячий камень»

Урок изучающего чтения
Уметь:
– различать исторические и фантастические рассказы;
– выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;
– рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;
– определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;
– читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;
– составлять отзыв о прочитанном

регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану.
Учебник, с. 120-127, краткий пересказ по плану

115.


Урок изучающего чтения





116.
А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

Урок изучающего чтения
Уметь:
– различать исторические и фантастические рассказы;
– выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;
– рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;
– определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;
– читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;
– составлять отзыв о прочитанном
Знать:
– произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.
Уметь:
– работать с сюжетом и планом;
– определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения;
– рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;
– читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;
– читать выразительно подготовленный текст

коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Самостоятельное чтение. А. Гайдар «Тимур и его команда»

117.


Урок изучающего чтения





118.
С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре».
Дополнительное чтение «С. В. Михалков «Ошибка»

Урок изучающего чтения


познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Учебник, с 137-140, выразительное чтение наизусть

119.


Урок изучающего чтения





120.
Детские книги о детях.
Ю. Драгунский «Девочка на шаре» Обобщение по разделу


Знать:
– произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.
Уметь:
– работать с сюжетом и планом;
– определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения;
– рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;
– читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;
– читать выразительно подготовленный текст

регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке
Хрестоматия, с. 217–225, чтение

Произведения М. Пришвина.(8 часов)

121.
М. Пришвин «Моя Родина»

Урок изучающего чтения
Знать:
– произведения М. Пришвина разных жанров.
Уметь:
– различать художественные и научно-познаватель-ные рассказы;
– находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;
– определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;
– уметь представить книгу (правильно назвать,


Учебник, с. 129–131, выучить наизусть последние два абзаца

122.


Урок изучающего чтения





123.
М. Пришвин «Двойной след»

Урок изучающего чтения



Дополнительное чтение из рекомендованного списка

124.
М. Пришвин «Выскочка»

Урок изучающего чтения
Знать:
– произведения М. Пришвина разных жанров.
Уметь:
– различать художественные и научно-познаватель-ные рассказы;
– находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;
– определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;
– уметь представить книгу (правильно назвать,
опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного)

коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Учебник, с. 144-148, рассказ о герое

125.


Урок изучающего чтения





126.
М. Пришвин «Жаркий час».
В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине»

Урок изучающего чтения


регулятивные:
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по плану.
Учебник, с. 148-151.
Дополнительное чтение: «Писатели-натуралисты»

127.
Литературное слушание. Детские книги о природе.
Дополнительное чтение. В. Бианки «По следам»

Урок изучающего чтения


коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Выбор книг по рекомендованному списку

128.
Обобщение по разделу «Книги писателей-натуралистов».
Текущая проверка .Литературная эрудиция – литературные диктанты.

Проверочный урок

Итоговый контроль техники чтения
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке
познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль
Хрестоматия, с. 200–209, работа с энциклопедией

Произведения зарубежных писателей. (8 часов)

129.
Дж. Лондон «Волк»

Урок изучающего чтения
Знать:
– произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томп-сона, Дж. Чиарди).
Уметь:
– называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;
– сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;
– работать с текстом произведения (делить на смысловые части;
выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план);
– правильно, бегло и осознанно читать текст;
– самостоятельно выбирать книгу по заданной теме;
– уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);
– писать отзыв о прочитанной книге
Тематический контроль. Самостоятельная работа
коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Учебник, с. 153-176, выразительное чтение эпизода «Решение волка»

130.


Урок изучающего чтения





131.


Урок изучающего чтения





132.


Урок изучающего чтения





133.
Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

Урок изучающего чтения

Тематический контроль. Самостоятельная работа


Учебник, с. 177-178, составление плана

134.


Урок изучающего чтения





135.
Литературное слушание. Книги для детей зарубежных писателей.
Дополнительное чтение. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик», «Об удивительных птицах», Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди»

Контрольный урок

Тематический контроль. Самостоятельная работа

коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
Составление справки о зарубежных писателях

136.
Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»

















13PAGE \* MERGEFORMAT143315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915