Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение 3 класс базовый уровень
МБОУ Наро-Фоминская СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю
.
Рабочая программа
по учебному предмету
Литературное чтение
3 класс
базовый уровень
на 2013–2014 учебный год
Составитель Мурашкина Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы JI. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Считаю, что УМК «Школа России» успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надёжным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС.
Авторы учебно-методического комплекса «Школа России» закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность. Содержание учебников и рабочих тетрадей являются прекрасной базой для применения всех инновационных технологий. Учебники основательны, методически грамотно построены и, работая по ним, можно достичь тех результатов, которых требует новый стандарт.
Цели курса:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, с формированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Задачи курса:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2..Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4.Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Для реализации программного содержания используется учебник Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой и др. (Литературное чтение.3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./ Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина. Москва. «Просвещение». 2013 год.)Для достижения целей, которые ставятся при изучении предмета « Литературное чтение», заложена система заданий и вопросов, направленных на формирование умения высказывать свою точку зрения, активно участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом; заложена система вопросов и заданий, способствующих активизации умственной деятельности учащихся, развитию логического мышления. На основе аналогии или текста-опоры учащиеся будут составлять небольшие рассказы о себе и окружающем мире; описывать иллюстрации к произведениям и высказывать отношение к его героям.
Основное содержание курсаВиды речевой и читательской деятельности:Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способе: организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимы,- знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детских книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенности, малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальны?, представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующие героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивны национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебной: и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста)
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении. .Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.
Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства: и музыки.
Содержание тем учебного курса
Введение. Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете (4ч). Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. Первопечатник Иван Фёдоров. Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. День здоровья.
Устное народное творчество (14 ч). Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Русская народная сказка «Сивка-бурка». Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч). Знакомство с названием раздела Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Ф.Тютчев «Листья» Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «О чём расскажут осенние листья». И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». И.Никитин «Встреча зимы». И. Суриков «Детство». И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»). Оценка достижений.
Великие русские писатели (24 ч). Знакомство с названием раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.Пушкин. Лирические стихотворения. А.Пушкин «Зимнее утро». А.Пушкин «Зимний вечер».А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. И.Крылов «Мартышка и Очки». И.Крылов «Зеркало и Обезьяна».И.Крылов «Ворона и Лисица». М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». М.Лермонтов «Утёс», «Осень». Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. Л.Толстой «Акула». Л.Толстой «Прыжок». Л.Толстой «Лев и собачка». Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. Оценка достижений. Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»).
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч). Знакомство с названием раздела. Н.Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…». Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К.Бальмонт «Золотое слово». И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2). Оценка достижений.
Литературные сказки (8 ч). Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины. сказки (присказка). Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В.Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Одоевский «Мороз Иванович». Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по 1 части учебника).
Были-небылицы (10 ч). Знакомство с названием раздела.. М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Паустовский «Растрепанный воробей». А.Куприн «Слон». Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь1 (6 ч). Знакомство с названием раздела. С.Черный «Что ты тискаешь утёнка?...». С.Черный «Воробей», «Слон». А.Блок «Ветхая избушка». А.Блок «Сны», «Ворона». С.Есенин «Черёмуха». Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь1».Оценка достижений.
Люби живое (16ч). Знакомство с названием раздела. М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. И.Соколов-Микитов «Листопадничек». В.Белов «Малька провинилась». В.Белов «Ещё раз про Мальку». В.Бианки «Мышонок Пик». Б.Житков « Про обезьянку». В.Дуров «Наша Жучка». В.Астафьев «Капалуха». В.Драгунский «Он живой и светится…».Урок-конференция «Земля – наш дом родной
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч). Знакомство с названием раздела. С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». А.Барто «Разлука». А.Барто «В театре». С.Михалков «Если», «Рисунок». Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок». «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч). Знакомство с названием раздела. Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. А.Платонов «Цветок на земле». А.Платонов «Ещё мама».. М.Зощенко «Золотые слова». М.Зощенко «Великие путешественники». Н.Носов «Федина задача». Н.Носов «Телефон». В.Драгунский «Друг детства». Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Оценка достижений.
По страницам детских журналов (8 ч). Знакомство с названием раздела.. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю.Ермолаев «Проговорился». Ю.Ермолаев «Воспитатели». Г.Остер «Вредные советы». Г.Остер «Как получаются легенды». Р.Сеф «Весёлые стихи». Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений.
Зарубежная литература (8 ч). Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.. Мифы Древней Греции. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).
Разделы тематического планирования
Тема Количество часов
Введение. Знакомство с учебником. 1
Самое великое чудо на свете 4
Устное народное творчество 14
Поэтическая тетрадь 1. 11
Великие русские писатели 24
Поэтическая тетрадь 2. 6
Литературные сказки 8
Были-небылицы 10
Поэтическая тетрадь 1. 6
Люби живое 16
Поэтическая тетрадь 2. 8
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок 12
По страницам детских журналов 8
Зарубежная литература 8
Место предмета в учебном плане
Курс «Литературное чтение» в 3 классе рассчитан на 136 ч (4ч в неделю, 34 учебные недели)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных куль
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться разными видами чтения : изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся 3 класса должны уметь:
-бегло, выразительно читать текст;
- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту)
- правильно ставить ударение в словах, четко произносить окончания слов, соблюдать необходимые паузы;
- читать про себя небольшие тексты с постепенным увеличением объема текста;
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- слышать звучание стиха (мелодичность, ритмичность, особенности звукозаписи), понимать интонационный рисунок стихотворного произведения;
- читать в лицах небольшие диалоги из литературного текста;
-создавать монологи небольшого объёма, связанные с прочитанным произведением;
-произносить в нужном темпе скороговорки, чистоговорки;
-сравнивать поступки героев прочитанных произведений и давать им свою оценку;
-находить в оглавлении учебника произведение по фамилии его автора и названию.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номера уроков Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме Плановые сроки прохождения Скорректиро-ванные сроки прохождения
1
2 День знаний.
Введение. Знакомство с учебником.
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.
Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника 02.09
04.09 Самое великое чудо на свете (4ч) 3 Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу по теме, используя условные обозначения.
Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.
Находить необходимую информацию в книге.
Обобщать полученную информацию по истории создания книги.
Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.
Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.
Читать возможные аннотации на книги.
Составлять аннотацию на книгу ( с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.
Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.
Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
06.09 4 Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.
07.09 5 Первопечатник Иван Фёдоров. 09.09 6
7 Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.
День здоровья 11.09
13.09 Устное народное творчество (14 ч) 8 Знакомство с названием раздела Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.
Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.
Называть виды прикладного искусства
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста ( с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.
Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.
Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.
Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.
Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.
Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.
Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.
Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.
Придумывать свои сказочные истории.
Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.
Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.
Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
14.09 9 Русские народные песни 16.09 10 Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. 18.09 11 Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка 20.09 12-13 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 21.09, 23.09 14-15-16 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» 25.09, 27.09, 28.09 17-18 Русская народная сказка «Сивка-бурка» 30.09, 02.10 19 Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. 04.10 20 КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»05.10 21 Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. 07.10 Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) 22 Знакомство с названием раздела Прогнозировать содержание раздела.
Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом) ,находить рифмующиеся слова.
Определять различные средства выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. 09.10 23 Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского) 11.10 24 Ф.Тютчев «Весенняя гроза» 12.10 25 Ф.Тютчев «Листья» Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» 14.10 26 А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «О чём расскажут осенние листья» 16.10 27 И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» 18.10 28 И.Никитин «Встреча зимы» 19.10 29 И. Суриков «Детство» 21.10 30 И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении 23.10 31 Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1») 25.10 32 Оценка достижений 26.10 Великие русские писатели (24 ч) 33 Знакомство с названием раздела Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.
Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.
Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста.
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике , либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).
Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.
Знать особенности литературной сказки.
Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.
Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.
Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.
Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.
Характеризовать героев басни на основе их поступков.
Инсценировать басню.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. 06.11 34 А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина» 08.11 35 А.Пушкин. Лирические стихотворения 09.11 36 А.Пушкин «Зимнее утро» 11.11 37 А.Пушкин «Зимний вечер» 13.11 38-39-40-41 А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 15.11, 16.11, 18.11, 20.11 42 Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом 22.11 43 И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове 23.11 44 И.Крылов «Мартышка и Очки» 25.11 45 И.Крылов «Зеркало и Обезьяна» 27.11 46 И.Крылов «Ворона и Лисица» 29.11 45 М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. 30.11 48 М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» 02.12 49 М.Лермонтов «Утёс», «Осень». 04.12 50 Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения 06.12 51 Л.Толстой «Акула» 07.12 52 Л.Толстой «Прыжок» 09.12 53 Л.Толстой «Лев и собачка» 11.12 54 Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. 13.12 55 Оценка достижений 14.12 56 Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») 16.12 Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) 57 Знакомство с названием раздела Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать стихи на слух.
Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.
Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.
Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.
Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.
Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. 18.12 58 Н.Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…» 20.12 59 Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 21.12 60 К.Бальмонт «Золотое слово» 23.12 61 И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений 25.12 62 Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2). Оценка достижений. 27.12 Литературные сказки (8 ч) 63 Знакомство с названием раздела Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.
Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.
Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах
. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. 10.01 64 Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки (присказка) 11.01 65 Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» 13.01 66-67 В.Гаршин «Лягушка-путешественница» 15.01,17.01 68-69 В.Одоевский «Мороз Иванович» 18.01,20.01 70 Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по 1 части учебника) 22.01 Были-небылицы (10 ч) 71 Знакомство с названием раздела Прогнозировать содержание раздела.
Определять особенности сказки и рассказа.
Различать вымышленные события и реальные.
Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.
Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.
Рассказывать о прочитанных книгах.
Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.
Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.
Читать сказку выразительно по ролям.
24.01 72-73 М.Горький «Случай с Евсейкой» 25.01,27.01 74-75-76 К.Паустовский «Растрепанный воробей» 29.01, 31.01, 01.02 77-78-79 А.Куприн «Слон» 03.02,05.02 07.02 80 Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений 08.02 Поэтическая тетрадь1 (6 ч) 81 Знакомство с названием раздела. С.Черный «Что ты тискаешь утёнка?...»Прогнозировать содержание раздела.
Читать стихотворение, отражая настроение.
Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты.
Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения. 10.02 82 С.Черный «Воробей», «Слон» 12.02 83 А.Блок «Ветхая избушка» 14.02 84 А.Блок «Сны», «Ворона» 15.02 85 С.Есенин «Черёмуха» 17.02 86 Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь1».Оценка достижений. 19.02 Люби живое (16ч) 87 Знакомство с названием раздела Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.
Читать и воспринимать на слух произведения.
Определять жанр произведения.
Понимать нравственный смысл рассказов.
Определять основную мысль рассказа.
Составлять план произведения.
Рассказывать о герое ,подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.
Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.
Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения 21.02 88 М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста 22.02 89-90 И.Соколов-Микитов «Листопадничек» 24.02,26.02 91 В.Белов «Малька провинилась» 28.02 92 В.Белов «Ещё раз про Мальку» 01.03 93-94 В.Бианки «Мышонок Пик» 03.03,05.03 95-96-97 Б.Житков « Про обезьянку» 07.03, 10.03, 12.03 98 В.Дуров «Наша Жучка» 14.03 99 В.Астафьев «Капалуха» 15.03 100 В.Драгунский «Он живой и светится…» 17.03 101 Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу « Люби живое») 19.03 102 Оценка достижений
21.03 Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) 103 Знакомство с названием раздела Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты.
Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.
Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения.
Участвовать в творческих проектах.
Заучивать стихи наизусть.
Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения. 02.04 104 С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»
04.04 105 А.Барто «Разлука» 05.04 106 А.Барто «В театре» 07.04 107 С.Михалков «Если», «Рисунок» 09.04 108 Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок» 11.04 109 «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») 12.04 110 Оценка достижений 14.04 Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч) 111 Знакомство с названием раздела Прогнозировать содержание раздела.
Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения.
Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.
Придумывать свои вопросы к текстам.
Наблюдать за особенностями речи героев.
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.
Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 16.04 112 Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения 18.04 113-114 А.Платонов «Цветок на земле» 19.04, 21.04 115 А.Платонов «Ещё мама». 23.04 116 М.Зощенко «Золотые слова» 25.04 117 М.Зощенко «Великие путешественники» 26.04 118 Н.Носов «Федина задача» 28.04 119 Н.Носов «Телефон» 30.04 120 В.Драгунский «Друг детства» 02.05 121 Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений. 03.05 По страницам детских журналов (8 ч) 122 Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности)
Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.
Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.
Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания
Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».
Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале.
Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.
Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 05.05 123 Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 07.05 124 Ю.Ермолаев «Проговорился» 10.05 125 Ю.Ермолаев «Воспитатели» 12.05 126 Г.Остер «Вредные советы» 14.05 127 Г.Остер «Как получаются легенды» 16.05 128 Р.Сеф «Весёлые стихи» 17.05 129 Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений. 19.05 Зарубежная литература (8 ч) 130-131 Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. Прогнозировать содержание раздела
.Планировать работу на уроке.
Читать и воспринимать на слух художественное произведение.
Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказываюшие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).
Пересказывать выборочно произведение.
Сравнивать сказки разных народов.
Сочинять свои сказки.
Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).
Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.
Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 21.05 132-133 Мифы Древней Греции 23.05 134-135 Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» 24.05 136 Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса) 27.05 Учебно-методическое обеспечение
1.Литературное чтение. 3класс..Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2.ч./ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.Москва. «Просвещение», 2013 год
2.Рабочая тетрадь. Литературное чтение. 3класс./ М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., Просвещение.2013.
3.С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 3.класс. Москва. «ВАКО».2013 г.. Наглядные пособия:
Портреты детских писателей: XIX век : комплект наглядных пособий. - М. : Гном и Д, 2009.
Портреты детских писателей: XX век : комплект наглядных пособий. - М. : Гном и Д, 2009.
Материально-технические средства:
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, интерактивная доска, компьютерная техника.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
«____» ______________2013 г
Согласовано
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол от «____» ___________2013 г. №___