Литературное чтение («Перспективная начальная школа», 2 класс) Тема: «Сказки народов мира» «Айога» — нанайская сказка
Литературное чтение
(«Перспективная начальная школа», 3 класс)
Тема: «Сказки народов мира»
«Айога» - нанайская сказка
Цели урока:
- учить детей распознавать черты Менее древних сказочных сюжетов;
- вернуться с детьми к проблеме различения Самых древних сказочных
историй и Менее древних сказочных историй ;
- воспитывать уважение и любовь к УНТ народов мира;
- продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и
выразительного чтения;
- развивать устную речь школьников.
Задачи урока:
- после знакомства детей со сказкой «Айога» подвести их к выводу, что в
ней осуждаются лень, зазнайство, неуважение к старшим;
- показать на карте, где находится место, где проживали нанайцы;
- учить детей пересказывать главные события сказки, отвечая на вопросы.
Оборудование: индивидуальные тетради для обучающихся;
методическое сопровождение для учителя;
географический атлас;
иллюстрации к сказке;
презентация
ТСО: компьютер, музыкальный центр
Ход урока:
I.Организационный момент. Актуализация знаний.
1) - Что такое сказка?
( Повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно волшебных, фантастических сил.)
« Кушай, кушай, а сказку слушай:
Умом – разумом смекай, да на ус мотай»
- Что это? ( Пословица.) Как вы понимаете её смысл?
( Сказки читать полезно. В них есть поучение. Мы можем многое узнать читая их.)
- Сказки каких народов вы уже знаете?
( Индейцев Северной Америки, африканских,, венгерских, корейских, индийских народов и др.)
2) Работа в тетради:(С.2)
- Откройте тетрадь и прочитайте указанные здесь сказки.
- Соедините названные сказки с их героями.
- Прочитайте полученные пары.
- На какие две группы можно разделить эти сказки?
( Авторские и народные.)
- Какие сказки существуют?
(О животных; бытовые (описание предметов быта, утвари, жилища); волшебные; астральные (главные герои Солнце ,Луна, Звёзды.)
II. Подготовка к усвоению нового материала.
1) Работа с атласом
- Сегодня мы совершим путешествие к малым народам. Это нанайцы, проживающие на берегу реки Амур. Давайте посмотрим в географическом атласе место их проживания.
2) Работа в тетради:(С.4 – 5)
- слайд «Нанайцы»;
- слайд « Историческая справка»;
- слайд « Охотник»;
- слайд « Рыболов»;
- слайд «Шаман»
III. Словарная работа в тетради.(С.6)
- Сегодня нам на уроке понадобиться значение, следующих слов. Давайте их прочитаем:
Чум – переносное жилище канонической формы высотой в несколько метров. Строили чум из шестов и обтягивали шкурами животных.
Шаман – колдун – знахарь.
Стойбище – поселение нанайцев.
Напёрсток – колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от уколов иголкой.
Ноговицы – деталь одежды типа гетр.
Род – люди, объединённые кровным родством.
Ла – имя отца Айоги.
Айога – имя героини сказки.
IY. Знакомство с новым произведением
- Текст
· под фольклорную музыку читает учитель (по ходу чтения сказки обращается внимание на иллюстрации к сказке.
- слайд « Ла – отец Айоги»;
- слайд « Айога»;
- слайд « Мать Айоги»;
- слайд « Соседская девочка»;
- слайд « Превращение Айоги в гусыню»;
- слайд « Гусыня»
- Понравилась ли вам сказка? Чем? Кто автор сказки?
Y. Работа по осмыслению сказки ( аналитическое чтение сказки про себя)
- Прочитайте, какой Айога была в начале сказки.
- Найдите описание Айоги.
- Какой характер был у неё в начале сказочной истории? За что любили её родные и люди из стойбища?
- Всегда ли важна внешняя красота? Докажите.
- Какой Айога стала? Прочитайте.
- А какой показана соседская девочка?
- Что оценила в ней мать Айоги?
1) Работа в тетради:
- Соедините черты характера с именами героев сказки. (С.7)
- Как называется такой литературный приём? ( Контраст – резкая противоположность или пртивопоставление)
- Прочитайте, как начинается сказка.
- Прочитайте, как заканчивается сказка
- Какое настроение вызывает у вас конец сказки?
- Найдите место этой сказочной истории на ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ .
( «Менее древняя сказка» учила человека быть добрым, благородным и справедливым.
« Просто древняя сказка», её герои – животные, которые побеждают прибегнув к обману и хитрости.
« Самые древние сказки» объясняли причину природных явлений, но не
научно, а сказочно.)
YI. Ролевая игра
- Найдите и прочитайте разговор матери, Айоги, отца и соседской девочки ( чтение по ролям).
YII. Итог урока
1) Работа в тетрадях:
- Собери пословицы и запиши их .(С.8)
- Какая пословица подходит к героям сказки « Айога »? ( Все.)
2) Работа с кроссвордом:(С. 10)
- Можно ли считать эту сказку волшебной?
- Вспомните пословицу, с которой начался урок?
- Что же вы себе « на ус намотали»?
- Чему учит сказка?
- Сказка призвана не только развлекать человека, но и наполнять его
сердце радостью. В сказках нанайского народа противостоят друг
другу добро и зло. Если ты нарушаешь вековечный закон тайги: не
делишься последним куском хлеба с голодным, не уважаешь отцов
дедов, не помогаешь старшим, тебя неотвратимо ждёт наказание,
как, например, Айогу, которая превратилась в гуся.
YIII. Домашнее задание
- Чтение и пересказ сказки; нарисовать иллюстрацию к сказке.
13PAGE 15
13PAGE 14615
Рисунок 215