Рабочая программа учебного предмета «Литература» ( базовый уровень)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №3»
УТВЕРЖДЕНА
приказом от____________№
Рабочая программа
учебного предмета «Литература» ( базовый уровень)
для 7 класса
Составитель
Кротова Н.Н., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2015 г
Рабочая программа по литературе для 7-х классов разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Законом РФ «Об образовании» №273-ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 г;
2. Программой по литературе для 5-11 классов/ Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: «Просвещение», 2010. , рекомендованная (допущенная) Министерством образования и науки Российской Федерации;
3.Учебником для общеобразовательных учреждений «Литература. 7 класс». В 2 ч. Автор ы: В.Я.Коровина, В. П.Журавлев,В.И.Коровин - М.: «Просвещение», 2014, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях ;
4.Образовательной программой основного общего образования, согласованной на заседании педагогического совета (от 28.08.2013 года, протокол №1);
5.Федеральным перечнем учебников, рекомендованных ( допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях;
6. Уставом МОУ «СОШ №3».
Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Пояснительная записка.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Межпредметные связи(музыка,история,изо) в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками учебного материала.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов( 34 недели)
Содержание учебного предмета «Литература» в 7 классе.
Тема Коли-чест-во часов Содержание учебного материала Практические работы,развитие речи.
Изображение человека как важнейшая задача литературы. 1 час Введение Устное народное творчество. 5 часов Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловеи –разбоиник».Пословицы и поговорки. Р.р.Сочинение по пословице
Древнерусская литература. 2 часа «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» М.В.Ломоносов 1 час М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссиискии престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы П етровны 1747 года»(отрывок), «К статуе Петра Великого» Г.Р.Державин 1 час Г.Р.Державин «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи…» В.А.Жуковский 1 час В.А.Жуковскии «Леснои царь» А.С.Пушкин 5 часов А.С.Пушкин «Полтава»(отрывок), «Медныи всадник»(вступление), «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов»(сцена в Чудовом монастыре), «Станционныи смотритель». М.Лермонтов 3 часа М.Ю.Лермонтов .Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича,молодого опричника и удалого купца Калашникова».Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». Н.В.Гоголь 4 часа Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Р.р.Сочинение по повести «Тарас Бульба»
И.С.Тургенев 5 часов И.С.Тургенев «Бежин луг», «Бирюк».Стихотворения в прозе. Р.р.Сочинение по рассказу «Бежин луг»
Н.А.Некрасов 3 часа Н.А.Некрасов.Стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмнои…», «В больнице», «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашнии день часу в шестом…».Поэма «Русские женщины» М.Е.Салтыков-Щедрин 3 часа М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том ,как один мужик двух генералов прокормил», «Дикии помещик» Л.Н.Толстой 2 часа Л.Н.Толстои «Детство»(избранные главы) А.П.Чехов 2 часа А.П.Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник». Р.р.Сочинение по рассказу «Хамелеон»
И.А.Бунин 2 часа И.А.Бунин «Цифры», «Лапти».Стихотворения. Стихотворения русских поэтов о родной природе 1 час В.А.Жуковскии «Приход весны».А.К.Толстои «Краи мои ,родимыи краи!», «Благовест», «Замолкнул шум,гроза настала…». М.Горький 3 часа М.Горькии «Детство», «Легенда о Данко»(отрывок из рассказа «Старуха Изергиль») В.В.Маяковский 2 часа В.В.Маяковскии «Необычаиное приключение,бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» Л.Н.Андреев 1 час Л.Н.Андреев «Кусака» А.П.Платонов 3 часа А.П.Платонов «Юшка», «Неизвестныи цветок». Р.р.Сочинение по рассказам А.П.Платонова
Контрольная работа 1 час Контрольная работа по творчеству В.Маяковского,М.Горького,Л.Андреева,А.Платонова. Ф.А.Абрамов 2 часа Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади». Е.И.Носов 2 часа Е.И.Носов «Кукла», «Радуга», «Живое пламя». Ю.П.Казаков 1 час Ю.П.Казаков «Тихое утро». А.Т.Твардовский 2 часа А.Т.Твардовскии.Стихотворения «Братья», «На дне моеи жизни», «Снега потемнеют синие», «Июль-макушка лета» Стихи о Великой Отечественной войне 1 час А.А.Ахматова «Мужество».А.А.Сурков «Бьётся в теснои печурке огонь…».К.М.Симонов «Ты помнишь,Алёша,дороги Смоленщины…», «Жди меня» и др. А.Вампилов 1 час А.Вампилов «Свидание» Стихи русских поэтов о родной природе. 1 час В.Брюсов «Первыи снег».Ф.Сологуб «Забелелся туман над рекои».Н.Рубцов «Тихая моя Родина».С.Есенин «Топи да болота» и др. Р.Бёрнс 1 час Р.Бёрнс «Честная бедность». Дж.Г.Байрон 1 час Д.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь,герой!..» Японские хокку 1 час Японские хокку Д.Олдридж1 час Д.Олдридж «Отец и сын» О.Генри 1 час О.Генри «Дары волхвов» Л.Пиранделло 1 час Л.Пиранделло «Черепаха» Заключитель-ный урок 1 час Подведение итогов Итого:68 часов
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
A.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
B.А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
B.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).C.А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
A.П. Сумароков. Эпиграмма.
B.В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
A.Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».
B.А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.
М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».
А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
A.И. Куприн. Изумруд.
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
B.Я. Брюсов. Нить Ариадны.
А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».
C.А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.
A.Т. Аверченко. Вечером.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.
B.П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.В. М. Шукшин. Критики.
А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».
Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
В. С. Высоцкий. Песня о друге.
A.Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
B.С. Розов. В добрый час!
Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Требования к оценке знаний учащихся по литературе.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного кпасса.
• Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
• Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
• Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.
• Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в кпассе и прочитанных самостоятельно.
• Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и. глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений дпя подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретиколитературных понятий и слабое владение литературной речью.
Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
• правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение вкпючать их в текст сочинения;• соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
• точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка "5" ставится за сочинение:
• глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
• стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
• написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; • допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение:
• достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме обобщения; сочинения и умение пользоваться ими дпя обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения.
• логическое и последовательное в изложении содержания;
• написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
• допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
• в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены аткпонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
• материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
• материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей, обнаруживается владение письменной в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
• не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст
• характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
• отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок
Отметка "1" ставится за сочинение:
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
• написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения инеумении излагать свои мысли;
• содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки
Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания.
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2003.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.
3. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: «Русское слово».
4. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс – М., «ВАКО»
5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы – М., «ВАКО»
Мультимедийные пособия.
1.«Уроки литературы Кирилла и Мефодия» (7-8 классы).
2. «5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки»
3. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 7 клас
Перечень материально-технического обеспечения
Технические средства обучения
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Проектор.
Интерактивная доска.
Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_________/____________________/
«________»______________2015г
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО (РМО)
Протокол № от «___»_______2015г
Руководитель ШМО (РМО)
_______________/_____________________/
Календарно-тематический план по литературе на 2015-2016 учебный год( 7 класс).
№ п/п № урока в разделе Тема урока Плановые сроки изучения учебного материала Скорректированные сроки изучения учебного материала
1. 1. Введение.Изображение человека как важнеишая задача литературы.Личность автора , его позиция и отношение к героям. 01.09-04.09 Устное народное творчество(5 ч.) 2. 1. Исторические и художествнные основы былин.Былина «Вольга и Микула Селянинович» 3. 2. Прославление мирного труда героя-труженика.Микула Селянинович –эпическии герои. 07.09-11.09 4. 3. Вн.ч Былина «Илья Муромец и Соловеи-разбоиник.Илья Муромец –носитель лучших черт русского национального характера. 5. 4. Р.р Устное сочинение по картинам В.Васнецова и И.Билибина. 14.09-18.09 6. 5. Русские пословицы и поговорки Древнерусская литература(2 ч.) 7. 1. Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха». 21.09-25.09 8. 2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».История литературного памятника и его идеино-художественное своеобразие. М.В.Ломоносов(1 ч.) 9. 1. М.В.Ломоносов.Личность и судьба.Знакомство с творчеством Ломоносова 28.09-02.10 Г.Р.Державин(1 ч.) 10. 1. Жизнь и творчество Г.Р.Державина.Знакомство с поэзиеи Державина.Её своеобразие. В.А.Жуковскии(1 ч.) 11. 1. Личность и судьба В.А.Жуковского. «Леснои царь» 05.10-16.10 А.С.Пушкин(5 ч.) 12. 1. А.С.Пушкин.Рассказ о писателе. Поэма «Полтава»( «Полтавскии бои») 13. 2. Петербургская повесть А.С.Пушкина Медныи всадник»(вступление «На берегу пустынных волн…») 19.10-23.10 14. 3. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» 15. 4. А.С.Пушкин «Борис Годунов»(сцена в Чудовом монастыре) 26.10-30.10 16. 5. Вн.ч А.С.Пушкин Станционныи смотритель» М.Ю.Лермонтов(3 ч.) 17. 1. М.Ю.Лермонтов.Краткии рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича,молодого опричника и удалого купца Калашникова» 02.11-06.11 18. 2. Историческое прошлое России в поэме М.Ю.Лермонтова. 19. 3. М.Ю.Лермонтов.Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».Душа и лира поэта. 09.11-13.11 Н.В.Гоголь(4 ч.) 20. 1. Н.В.Гоголь.Краткии рассказ о писателе.История создания повести «Тарас Бульба» 21. 2. Тарас Бульба и его сыновья. 16.11-27.11 22. 3. Образ Запорожскои Сечи в повести.Характеры главных героев. 23. 4. Р.р Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 30.11-04.12 И.С.Тургенев(5 ч.) 24. 1. И.С.Тургенев.Краткии рассказ о писателе. «Бежин луг». 25. 2. И.С.Тургенев «Бежин луг».Сравнительная характеристика героев. 07.12-11.12 26. 3. Р.р Роль пеизажа в повествовании.Подготовка к домашнему сочинению. 27. 4. И.С.Тургенев.Стихотворения в прозе.Особенности жанра. 14.12-18.12 28. 5. Вн.ч И.С.Тургенев «Бирюк».Мастерство в изображении народа. Н.А.Некрасов(3 ч.) 29. 1. Н.А.Некрасов.Краткии рассказ о писателе.Знакомство со стихотворениями «Еду ли ночью по улице темнои…», «В больнице» 21.12-25.12 30. 2. Н.А.Некрасов.Поэма «Русские женщины».Историческая основа поэмы.Тема подвига русских женщин. 31. 3. Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подьезда», «Вчерашнии день часу в шестом…» 28.12-08.01 М.Е.Салтыков-Щедрин(3 ч.) 32. 1. М.Е.Салтыков-Щедрин.Краткии рассказ о писателе. «Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил» 33. 2. М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том ,как один мужик двух генералов прокормил».Паразитизм генералов.Трудолюбие и сметливость мужика. 11.01-15.01 34. 3. Вн.ч М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикии помещик». Л.Н.Толстои(2 ч.) 35. 1. Л.Н.Толстои.Краткии рассказ о писателе. «Детство».Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. 18.01-22.01 36. 2. Детство как открытие мира,самосознание ребенка,драматическое познание им противоречии жизни..Нравственное становление героя. А.П.Чехов(2 ч.) 37. 1. А.П.Чехов.Краткии рассказ о писателе.Рассказ «Хамелеон» -живая картина нравов.Смысл названия рассказа. 25.01-29.01 38. 2. Р.р Рассказ Чехова «Злоумышленник».Авторская позиция.Юмор в рассказе. И.А.Бунин(2 ч.) 39. 1. И.А.Бунин.Краткии рассказ о писателе. «Цифры».Сложность взаимоотношении взрослых и детеи.Обретение доброты и гармонии. 01.02-05.02 40. 2. Стихотворения Бунина.Рассказ «Лапти».Самоотверженная любовь Нефёда к больному ребёнку.Особенность языка и построения рассказа. Стихотворения русских поэтов 19 века о роднои природе(1 ч.) 41. 1. Стихотворения русских поэтов о роднои природе. «Краи ты мои,родимыи краи!» 08.02-12.02 Максим Горькии(3 ч.) 42. 1. Максим Горькии.Краткии рассказ о писателе. Повесть «Детство»,её автобиографически характер.Знакомство с героями. 43. 2. «Свинцовые мерзости»жизни,изображённые в повести.Дед Каширин и его сыновья. 15.02-19.02 44. 3. М.Горькии «Легенда о Данко»(отрывок из рассказа «Старуха Изергиль».Подвиг во имя народа. В.В.Маяковскии(2 ч.) 45. 1. В.В.Маяковскии.Краткии рассказ о поэте. «Необычное приключение,бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». 01.03-05.03 46. 2. Ранние стихотворения В.Маяковского как отражение души поэта. «Хорошее отношение к лошадям» Л.Н.Андреев(1 ч.) 47. 1. Л.Н.Андреев.Краткии рассказ о писателе.Рассказ «Кусака» 08.03-12.03 А.П.Платонов(3 ч.) 48. 1. А.П.Платонов «Юшка».Осознание необходимости сострадания,милосердия,недопустимости жестокости. 49. 2. А.П.Платонов.Человеческие ценности в рассказе «Неизвестныи цветок» 15.03-19.03 50. 3. Р.рСочинение-рассуждение по рассказам А.Платонова и Л.Андреева. 51. 1. Контрольная работа по творчеству В.Маяковского,М.Горького,Л.Андреева,А.Платонова. 22.03-26.03 Ф.А.Абрамов(2 ч.) 52. 1. Ф.А.Абрамов.Краткий рассказ о писателе. «О чём плачут лошади».Знакомство с рассказом. 53. 2. Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади».Нравственные проблемы рассказа. 29.03-02.04 Е.И.Носов (2 ч.) 54. 1. Е.И.Носов «Кукла». «Радуга».Особенности композиции . 55. 2. Е.И.Носов «Живое пламя» 05.04-09.04 Ю.П.Казаков(1 ч.) 56. 1. Ю.П.Казаков.Рассказ о писателе и рассказе «Тихое утро».Поведение мальчиков в минуту опасности.Взросление героев. А.Т.Твардовскии(2 ч.) 57. 1. А.Т.Твардовскии.Краткии рассказ о писателе.Стихотворения «Братья», «На дне моеи жизни». 19.04-23.04 58. 2. А.Т.Твардовскии.Пеизажная лирика.Стихотворения «Снега потемнеют синие», «Июль –макушка лета». Стихи о Великои Отечественнои воине(1 ч.) 59. 1. На дорогах воины.Стихи А.Твардовского,А.Суркова,Н.Тихонова и др. 26.04-30.04 А.Вампилов(1 ч.) 60. 1. А.Вампилов «Свидание».Сценка из нерыцарских времён. Стихотворения русских поэтов о роднои природе(1 ч.) 61. 1. «Тихая моя Родина…».Стихотворения о роднои природе поэтов 20 века.Стихи В.Брюсова,Ф.Сологуба,Н.Рубцова,Н.Заболоцкого. 03.05-07.05 Р.Бёрнс(1 ч.) 62. 1. Роберт Бёрнс «Честная бедность» Дж.Г.Н.Баирон(1 ч.) 63. 1. Дж.Г.Н.Баирон.Судьба и творчество гениального поэта.Героические мотивы в лирике Баирона.Стихотворение «Ты кончил жизни путь,герои!..» 10.05-14.05 Японские хокку(1 ч.) 64. 1. Японские хокку(трёхстишия) Д.Олдридж(1 ч.) 65. 1. Д.Олдридж «Отец и сын»(из повести «Последнии дюим»).Взаимоотношения родителеи и детеи –одна из острых проблем века.Сила личного примера. 17.05-21.05 О.Генри(1 ч.) 66. 1. О.Генри «Дары волхвов» Л.Пиранделло(1 ч.) 67. 1. Л.Пиранделло «Черепаха».В чём измеряется счастье? 24.05-28.05 Подведение итогов(1 ч.) 68. 1. Путешествие по стране Литературии. Рекомендации на лето Итого Часов В том числе:
уроков повторения контрольных работ уроков внеклассного чтения уроков развития речи
ПО программе 68 - 1 4 5
Выполнено СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_________/____________________/
«________»______________2015г
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО (РМО)
Протокол № от «___»_______2015г
Руководитель ШМО (РМО)
_______________/_____________________/