Внеклассное мероприятие по сказкам Восточной Сибири (5 класс)
Согласовано
зам.директора по УВР
__________Валиулина А.В.
«___» ___________2014г.
Сценарий
«Фестиваль сказок народов Восточной Сибири» 2-4 класс
Цель проведения: формирование патриотического отношения к Родине, уважения к национальным традициям народов Восточной Сибири через знакомство с легендами, преданиями, сказками народов Сибири.
Дата проведения: октябрь 2014г
Место проведения: ДЦ
Участники: 2-4 классы
Ход
Вступление
Ведущий 1 - Я люблю свою Сибирь,Где вокруг простор и ширь,Где тайга стоит стеной,Снег лежит сплошной волной,Гряды гор и рек прозрачных.
Ведущий 2 - А в лесу зверья полно:Соболь, белка и куница,И лисица, и олень.Летом белые ромашкиРаспустили свои шляпки.
Ведущий 1 - Солнце яркое над нимиОсвещает лес густой.Это всё моя Сибирь – Моя родина, мой мир!
Ведущий 2: Живём мы с вами в Сибири, которая начинается от Уральских гор до Амура. Слово «Сибирь» означает «лес», «тайга» .
Ведущий 1: Велика и необъятна Сибирь. Безбрежная тайга, могучие сибирские реки…
Ведущий 2: Русские люди открыли её много веков назад. Но долгие столетия Сибирь была диким краем.
Ведущий 1: Дикие народы населяли всю Западную Сибирь вплоть до Алтая. Их было гораздо больше, чем теперь. Они занимали все лучшие места, только хлебопашеством почти не занимались, а жили звериной да рыбной ловлей.
Ведущий 2: Народы Сибири, несмотря на свою малочисленность, сумели освоить огромные пространства, накопить богатый опыт обращения с природой, знания об её ресурсах, животном и растительном мире. Коллективными усилиями они создали уникальную культуру оленеводов, охотников, рыболовов, скотоводов.
Ведущий 1: Народы Сибири имеют заслугу в изобретении таких оригинальных транспортных средств, как оленьи и собачьи упряжки. Олений транспорт до сих пор, не смотря на распространение современных технических средств, сохраняется по всему Северу и играет значительную роль в хозяйственной деятельности оленеводов и охотников.
Ведущий 2: Уникальным изобретением народов Сибири являются различного вида лодки: от корьевого (берестяного) челнока - оморочки до морской килевой лодки.
Ведущий 1: Таким же уникальным изобретением является одежда народов Сибири. Она надёжно защищает человека от холода, позволяет чувствовать себя комфортно в любую погоду.
Ведущий 2: Народы Восточной Сибири – это целая мозаика народов, живущих дружно несколько столетий. Все народы имеют свою интересную историю, традиции и обычаи.
Ведущий 1: Степи и лесостепи Прибайкалья и Забайкалья занимали буряты. Верховье Енисея занимали хакасы и тувинцы, родственные алтайцам и шорцам.
Ведущий 2: Коренные народы Сибири в современном мире - это около 1млн чел.
Сибирские татары – около 170 тыс. человек;
Алтайцы – около 69, 4 тыс. человек;
Ненцы – около 34, 2 тыс. человек;
Эвенки – около 29, 9 тыс. человек;
Ханты – около 718 человек;
Селькупы – около 1, 2 тыс. человек.
Ведущий 2: Духовным наследием народов Сибири является их фольклор – героические сказания и песни, легенды и предания, бытовые сказки, обрядовая поэзия, шаманские песни, волшебные сказки и сказки о животных. В фольклоре народов Сибири накоплен огромный опыт знаний о своей истории, заключён богатейший материал о его духовной культуре народа.
Выступления классов
Ведущий 1: И сегодня нам предстоит приобщиться к сказочному творчеству народов Восточной Сибири.
Ведущий 2: И первый народ, с чьей сказкой мы познакомимся – это эвенки.
Ведущий 1: Устаревшее русское название эвенков – тунгусы. Эвенки считали: „Кругом тайга, одна тайга и мы - посередине”.
Ведущий 2: Основное занятие эвенков – охота, рыболовство, заготовка ягод, грибов, орехов.
Ведущий 1: Жили эвенки в чумах, сделанных из жердей, обтягивали оленьими шкурами и берестой. Наверху оставляли отверстие для дыма и света. Эвенки отличались выносливостью. Они очень наблюдательны, могут ориентироваться на необжитой местности. Этот народ храбрый, весёлый, добрый.
Ведущий 2: Занимаются резьбой по кости и дереву, вышивкой бисером, аппликацией мехом, тиснением бересты, обработкой металла.
Ведущий 1: Эвенки – большие хлебосолы. Но и сами любили подолгу находиться в гостях. Эвенки почитают шаманов. И именно шаманы сохраняют в памяти народные сказания и предания.
Ведущий 2: Приглашаем на сцену 2 а класс с инсценировкой сказки «ТРИ СОБАКИ»
Инсценировка
Ведущий 1: Тофалары живут «в краю возле самого неба», в красивейших районах Восточного Саяна. Прежнее название народа - карагасы - „чёрный гусь”- сейчас они дали себе другое имя – тофалар, что означает „человек”.
Ведущий 2: Жилище – конической формы юрта. Летняя и зимняя.
Ведущий 1: Основное занятие – кочевое оленеводство и охота. Олень для тофалара – богатство. Они считали, что тайга, реки, горы, болота имеют своего хозяина.
Ведущий 2: Но главным является старик Кудай, ничто не может противиться его воле. Он добрый старик, но распустил злых духов, вот они и мучают людей. С Кудаем дружат шаманы.
Ведущий 1: И сейчас мы познакомимся со «СКАЗКОЙ О ДОБРОМ ЧЕЛОВЕКЕ» Приглашаем на сцену 2б, 3Г
Инсценировка
Ведущий 1: Хакасы - один из древнейших народов на сибирской земле, имеющий интересные культурные традиции, богатый фольклор. В 7- 8 веках процветало сильное «Древнехакасское государство». Однако войны Чингисхана уничтожили его. Русские увидели в Хакасии лишь скотоводов. Древняя письменность была навсегда утрачена.
Ведущий 2: Хакасы – искусные охотники, рыболовы, овцеводы, наездники. Женщины в улусах традиционно большие мастерицы рукоделия.
Ведущий 1: «Как в одном орешке заключается судьба кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал Жизни», - говорят хакасы.
Ведущий 2: И сейчас ребята из 2в познакомят нас со сказкой «КАК ПТИЦА ЦАРЯ ВЫБИРАЛА»
Инсценировка
Ведущий 1: Якуты по сегодняшний день сохраняют культуру скотоводов,: почитают коня, разводят крупнорогатый скот.
Ведущий 2: Якутская лошадь – крепкая, с густой шерстью, способная в суровые малоснежные зимы «копытить», т.е. добывать себе корм, разгребая копытами снег.
Ведущий 1: Основным жилищем якутов была деревянная юрта, которую утепляли земляной завалинкой. В отличие от степных скотоводов якуты не кочевали, а с наступлением тепла лишь переезжали из зимней юрты в летнюю. Дома стояли в ряд или напротив друг друга, вход к входу.
Ведущий 2: И сейчас пришла пора познакомиться с якутской народной сказкой.
3В. «ЛИСА И ВОЛК» 4А «ХВАСТЛИВАЯ ЖАБА»
Инсценировка
Ведущий 1: Живут в Южной Сибири на землях, прилегающих к озеру Байкал, и далее на Восток «братские люди» - Буряты. Вплоть до 20 века буряты занимались кочевым скотоводством.
Ведущий 2: В разгар лета буряты отмечают СУРХАРБАН.
Ведущий 1: В этот день лучшие спортсмены соревнуются в меткости, стреляя их лука по войлочным шарам – мишеням, устраиваются конные скачки, богатыри соревнуются в национальной борьбе.
Ведущий 2: Важный момент праздника – жертвоприношение духам земли, воды и гор. Если духов задобрить, верили буряты, они пошлют хорошую погоду, обильные пастбища, а это значит, что скот будет жирным и упитанным, люди – сытыми и довольными жизнью.
Ведущий 1: И сейчас мы посмотрим инсценировку сказки «ЗОЛОТОЙ ПЕРСТЕНЬ» 4Б
Инсценировка
Ведущий 1: Основное занятие тувинцев – кочевое скотоводство: овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот; в качестве подсобного хозяйства – рыболовство, земледелие. Ведущий 2: Высоко ценится их искусство в шитье традиционной одежды, создании женских украшений.
Ведущий 1: «Послушать хорошую сказку – всё равно что выкупаться в горном роднике», - говорят тувинцы.
Ведущий 2: 4г приготовил для нас тувинскую народную сказку.
4Г
Инсценировка
Ведущий 1: Вечной мечтой народа является победа добра над злом.
Ведущий 2: Герой сказки обязательно выходит победителем, его борьба всегда вызывает восхищение. Так бывает в сказках всех народов, которые живут бок о бок с нами.
Ведущий 1: Надо быть благодарным тому, что память наших предков сохранила и передала из поколения в поколение события вековой давности и донесла до нас. А сейчас мы предлагаем всем ребятам разучить элементы бурятского танца.
Мастер – класс «Бурятский народный танец»
Игра «Отгадай загадку»
Ведущий 1: И сейчас давайте отгадаем несколько загадок
Лежит шкура дикого оленя – вся в дырках» (Звёздное небо)
По лесу на четырёх ножках ходит, а в чуме кочкой лежит (Собака)
С горы выстрелило, тепло стало. (Солнце)
Круглый камень из дома виднеется. (Луна)
Днем ходит, ночью отдыхает. (Шапка)
Режет - крови нет, едет - следа нет. (Лодка)
Едет, едет человек: шесть ног, две руки, две головы. (Всадник)
Заключение
Ведущий 1: Богата народами Сибирская земля.
Ведущий 2: Живут на ней большие народы: русский, украинский, татарский.
Ведущий 1: Живут и народы поменьше: якуты, буряты, алтайцы.
Ведущий 2: А есть и совсем маленькие народы: ненцы, ханты, манси, эвенки, чукчи.
Ведущий 1: Сибирский народ – народ сборный, но отборный. Собирался он из монголов и русских, из кочевников и земледельцев, из коренного, старожильческого и ссыльного населения.
Ведущий 2: Собирался отовсюду, но с условием – чтобы характер был и твердый, и дерзкий, а душа при этом добрая и незлопамятная, здоровьем и силенкой чтобы Бог не обидел.
Ведущий 1: Вот такие мы сибиряки - часть огромной страны – многонациональной России.
Мультфильм «Народы России»