Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс (136ч.)

п/п
Дата
Тема урока
(страница учебника, тетради)
Решаемые проблемы
Планируемые результаты


план
факт


Понятия и представления
Предметные
результаты
УУД
Личностные результаты

Вводный урок (1 час)

1



Знакомство с учебником «Литературное чтение»
Знакомство с учебником. Как найти нужное произведение?

Название учебника, авторы учебника, раздел, условные обозначения. Части учебника, правила обращения с учебником, Рубрика «Словарь». рукописные книги, летопись, история развития книги, береста, берестяные грамоты, летопись, свиток, пергамент форзац
Научатся находить нужную главу и нужное произведение, используя содержание
Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
П: соотносить иллюстрации и текст
К: знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий
Формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности

Летописи. Былины. Жития

2



Летописи
Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
Что такое летописи?
Особенности летописи как исторического произведения

События летописи – основные события Древней Руси
Научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, предполагать на основе названия содержание главы.
Р: Умение сохранять заданную цель
П: прогнозировать результат и планировать работу с текстом
К: представлять книгу и её героев
Формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности

3



Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»
Осмысление значение книги для прошлого, настоящего, будущего.

Летопись – источник исторических фактов
Получат представление о летописях и сравнят его с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Р: Умение действовать по образцу и заданному правилу
П: понимать ценность и значимость литературы
Для сохранения русской культуры
К: работа с тематическим каталогом в библиотеке
Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

4-6


Былина
«Ильины три поездочки»
В, А. Васнецов «Богатыри»
Былина и её герои, особенности былины как жанра
Особенности былины как жанра, гипербола
Получат представление о единстве истории и литературы в исторических произведениях






Р: сопоставление взглядов художников и писателей на одни и те же явления
П: умение ставить проблемные задачи и находить способы их решения
К: пересказ одного из эпизодов былины
Эмоциональное отношение к прочитанному. Осознание значение подвига богатырей для русского государства

7-8


«Житие Сергия Радонежского»
Новый жанр постижения христианских заповедей
Особенности жития как жанра
Научатся особенности определять жития как жанра
Р: осознано выполнять правила работы в группе и на уроке
П: воспринимать новую информацию
К: вступать в диалог с учителем и сверстниками
Иметь представление о православии на основе чтения «Жития»

9


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Летописи. Былины. Жития»
Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Знание произведений и воспроизведение их по памяти. Воспроизведение отличительных особенностей былин, сказок.
Р: формулировать познавательную учебную задачу
П: интерпретация новой информации
К: распределять роли и задания в группе
Расширение представлений о сказках, былинах, житие, расширение читательского кругозора

Чудесный мир классики


10-12


П.П.Ершов
«Конёк-горбунок»
Как пересказывать большие по объёму произведения?
Народная сказка, литературная сказка, сказка в стихах
Научатся составлять рассказ о герое произведения на основе прочитанного
Р: умение формулировать учебную задачу урока самостоятельно сравнение литературной и народной сказки
П: извлекать из текста необходимую информацию
К: аргументировать своё мнение
Эмоционально – оценочное отношение к произведению и его героям, желание заинтересовать слушателей своим рассказом

13


А.С.Пушкин «Няне»

Авторское отношение к изображаемому?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте
Р: умение самостоятельно разграничивать то, что уже известно по теме, а что ещё предстоит узнать и чему научиться
П: определять отличительные особенности текстов различных жанров
К: строить монологический рассказ
Осознавать, что русская классическая литература является частью мировой культуры Знать о фактах изучения произведений русских классиков зарубежными читателями

14


А.С.Пушкин «Туча»

Какие средства выразительности использовал автор?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся понимать, что подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ
Р: предлагать способы решения учебной задачи урока
П: находить в тексте доказательства своей точки зрения
К: выразительно читать произведение наизусть, передавая его эмоциональную окрашенность
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях

15


А.С.Пушкин «Унылая пора!,,,»
Как разные авторы передают одну тему в литературных и изобразительных произведениях
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся подбирать примеры из прочитанных произведений
Р: осуществлять рефлексию своей деятельности
П: анализировать текст
К: участвовать в дискуссии
Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях писателей и поэтов

16-18


А.С.Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Как автор передал народные мотивы сказки в литературном произведении?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять в слова в предложении и предложения в тексте
Р: оценивать свои достижения
П: находить в словаре толкование незнакомого слова
К: договариваться о распределении ролей при чтении по ролям
Анализировать причины успеха и неуспеха какой-либо деятельности, в том числе на примере поведения литературных героев

19


М.Ю. Лермонтов
«Дары Терека»
Какие средства выразительности использует автор для описания картин природы в стихотворении?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывая особенности жанра.
Р: контролировать свою деятельность на уроке
П: находить в словаре толкование незнакомого слова
К: слушать аудиозаписи
Высказывать свою точку зрения о принадлежности великих русских классиков к мировой художественной культуре

20

21


М.Ю. Лермонтов
«Ашик - Кериб»
Как сравнить мотивы турецкой и русской сказок?
Народная сказка, как перекликаются народные сказки
Научатся выражать своё отношение к содержанию и героям произведения
Р: предлагать вопросы для коллективного обсуждения
П: работать с информацией предложенной учителем
К: объяснять свою точку зрения
Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной ситуации безответственным быть нельзя

22


Л.Н.Толстой
«Детство»
Что помогает понять позиция автора по отношению к своим героям?
Характер героя, выразительность литературного произведения
Научатся пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления
Р: предлагать план работы по изучению содержания произведения
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: умение слушать одноклассников
Передавать свои чувства с помощью специальных знаков, контролировать негативные и агрессивные чувства

23


Л.Н.Толстой
«Как мужик убрал камень»
Каковы особенности басни и её главный смысл
Главная мысль басни
Осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности
Р: оценивать чтение своих товарищей
П: сравнивать поэтические и прозаические басни
К: отвечать в корректной форме на вопросы одноклассников
Понимать иносказания в баснях, приводить примеры

24

25

26


А.П.Чехов «Мальчики»
Главные герои рассказа – герои своего времени
Выборочный пересказ, характеристика героев
Научатся участвовать в дискуссиях на нравственные темы
Р: умение самостоятельно разграничивать то, что уже известно по теме, а что ещё предстоит узнать и чему научиться
П: находить общее и различное на основе сравнения
К: использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текста
Проявлять свою внутреннюю позицию по отношению к процессу обучения

27


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Чудесный мир классики»
Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Знание произведений и воспроизведение их по памяти. Воспроизведение отличительных особенностей былин, сказок. Понимать значимость творчества великих русских поэтов и писателей
Р: оценивать себя и свои достижения на уроке
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: оформление информации для сообщения слушателям
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, участвовать в разработке критериев оценивания , предлагать свои формы оценивания


Поэтическая тетрадь

28


Ф.И.Тютчев
«Ещё земли печален вид»
Какие средства выразительности использует автор для описания природы?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет)
Научатся находить в произведениях средства художественной выразительности
Р: формулировать учебную задачу, исходя из заголовка текста
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Проявлять интерес к новому учебному материалу

29


Ф.И.Тютчев
«Как неожиданно и ярко»
Какие средства выразительности использует автор для описания природы?
Средства художественной выразительности ( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся осознавать в ходе стилистического анализа точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину
Р: формулировать речевую задачу в коллективной деятельности
П: создавать новые схемы и модели для выполнения заданий
К: выразительно читать произведение наизусть, передавая его эмоциональную окрашенность
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях

30


А.А.Фет
«Весенний дождь»
Как ритм, порядок слов, знаки препинания помогают передать настроения автора в произведении
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся сравнивать различные тексты по одной теме
Р: контролировать свои действия при достижении учебной задачи
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Замечать, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму

31


А.А.Фет
«Бабочка»
Как используя интонацию ( тон, паузы, темп) автор рисует картины природы?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся передавать с помощью интонации чувства автора произведения
Р: выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения лучшего результата
П: определять основную идею произведений разнообразных жанров
К: формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише
Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях писателей и поэтов

32


Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»
Какие средства выразительности использует автор для описания природы?
Средства художественной выразительности ( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся находить элементы художественности в тексте
Р: следовать пунктам плана, проверять и контролировать их выполнение
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: отбирать цитаты из текста литературного произведения
Эстетически воспринимать произведение литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте

33


Е.А. Баратынский
«Где сладкий шёпот моих лесов?»
Каковы чувства и настроение поэта?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся безошибочно и выразительно читать поэтические произведения
Р: фиксировать индивидуальные причины неудач
П: создавать новые схемы и модели для выполнения заданий
К: выразительно читать произведение наизусть, передавая его эмоциональную окрашенность
Понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ

34


А.Н.Плещеев
«Дети и птичка»
Что такое ритм стихотворения и его роль?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся осмыслять нравственной преображение героя, раскрываемое автором в произведении
Р: самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме
П: сравнивать мотивы поступков героев разных литературных произведений
К: формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише
Осознавать точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего картину чувств и переживаний героев

35


И.С.Никитин
«В синем небе плывут над полями»

Какие средства выразительности использует автор для описания природы?
Средства художественной выразительности ( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся находить значение непонятных слов в толковом словаре учебника
Р: самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: отбирать цитаты из текста литературного произведения
Создавать свои собственные произведения

36


Н.А.Некрасов «Школьник»
Слово – как средство выразительности
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся давать нравственно-эстетическую оценку героям произведения
Р: фиксировать по ходу урока и в его конце удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текста
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

37


Н.А.Некрасов
«В зимние сумерки нянины сказки»
Как автор выражает свои чувства к происходящему?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся читать поэтическое произведение в соответствии с его особенностями
Р: выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения лучшего результата
П: находить в словаре толкование незнакомого слова
К: формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише
Определять позиции героев и позицию автора художественного текста

38


И.А.Бунин
«Листопад»
Какие средства выразительности использует автор для описания природы?
Средства художественной выразительности ( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся понимать основное содержание поэтического произведения и его основную мысль
Р: следовать пунктам плана, проверять и контролировать их выполнение
П: создавать новые схемы и модели для выполнения заданий
К: выразительно читать произведение наизусть, передавая его эмоциональную окрашенность
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях

39


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»
Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Знание произведений и воспроизведение их по памяти. Воспроизведение отличительных особенностей былин, сказок.
Р: планировать этапы решения учебной задачи
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: оформление информации для сообщения слушателям
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, участвовать в разработке критериев оценивания , предлагать свои формы оценивания


Литературные сказки

40

41

42


В.Ф. Одоевский
«Городок в табакерке»
Каковы отличительные особенности литературной сказки?
Заглавие, главные герои, деление текста на части, пересказ по плану
Научатся подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения
Р: составлять план описания главного героя произведения
П: находить в словаре толкование незнакомого слова
К: использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текста
Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной ситуации безответственным быть нельзя

43-45

кор
В.М. Гаршин
«Сказка о жабе и розе»
Как заглавие отражает содержание произведения
Сказка или рассказ, текст – описание, герои литературного текста, главная мысль произведения
Научатся соотносить идеалы автора со своими эстетическими представлениями о добре и зле
Р: следовать пунктам плана, проверять и контролировать их выполнение
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: отвечать в корректной форме на вопросы одноклассников
Понимать иносказания в сказках, приводить примеры

46

47

48

кор
П.П. Бажов
«Серебряное копытце»
Истоки авторских сказок идут из народных произведений
Заглавие, главные герои, деление текста на части, пересказ по плану, словесное иллюстрирование
Научатся пересказывать содержание произведения подробно, выборочно, кратко, опираясь на самостоятельно составленный план
Р: формулировать учебную задачу урока, опираясь на иллюстративный ряд и заголовок произведения
П: создавать новые схемы и модели для выполнения заданий
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Замечать, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму

49

50

51

кор
С.Т.Аксаков
«Аленький цветочек»
Мотивы народных сказок в литературных произведениях
Заглавие, главные герои, деление текста на части, пересказ по плану, сравнение литературных и экранных образов
Научатся соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий
Р: выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения лучшего результата
П: сравнивать литературное произведение с его экранизацией
К: использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текста
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

52




53


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Литературные сказки»
Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Знание произведений и воспроизведение их по памяти. Воспроизведение отличительных особенностей былин, сказок.
Р: планировать этапы решения учебной задачи
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: оформление информации для сообщения слушателям
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, участвовать в разработке критериев оценивания , предлагать свои формы оценивания

Делу время – потехе час 2 часть


54


КВН «Литературные сказки»
Нравственный смысл произведения
Жанр произведения, заголовок, инсценировка
Научатся составлять план, озаглавливать текст
Р: умение формулировать учебную задачу урока
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: отвечать в корректной форме на вопросы одноклассников
Анализировать причины успеха и неуспеха какой-либо деятельности, в том числе на примере поведения литературных героев
Понимать иносказания в баснях, приводить примеры

55-57



Е.Л.Шварц
«Сказка о потерянном времени»
Нравственный смысл произведения
Жанр произведения, заголовок, инсценировка
Научатся составлять план, озаглавливать текст
Р: умение формулировать учебную задачу урока
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: отвечать в корректной форме на вопросы одноклассников
Анализировать причины успеха и неуспеха какой-либо деятельности, в том числе на примере поведения литературных героев
Понимать иносказания в баснях, приводить примеры

58


В.Ю. Драгунский «Главные реки»
Особенности юмористического текста
Пересказ текста от лица автора или одного из героев
Научатся быстро находить в тексте нужные эпизоды
Р: составлять план описания главного героя произведения
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: отвечать в корректной форме на вопросы одноклассников
Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной ситуации безответственным быть нельзя

59


В.Ю. Драгунский
«Что любит Мишка»
Как поступки характеризуют героев произведения.
Понимать прямое и переносное значение слов в литературных текстах
Научатся выразительно читать по ролям
Р: умение самостоятельно разграничивать то, что уже известно по теме, а что ещё предстоит узнать и чему научиться
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текста
Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях писателей и поэтов

60


В.В. Голявкин
«Никакой горчицы я не ел»
Как авторы рассказывают о своей жизни?
Пересказ текста от лица автора или одного из героев
Научатся читать молча и вслух по цепочке, осмысляя прочитанное
Р: выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения лучшего результата
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

61





62


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Делу время – потехе час»
Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Знание произведений и воспроизведение их по памяти. Воспроизведение отличительных особенностей былин, сказок.
Р: планировать этапы решения учебной задачи
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: оформление информации для сообщения слушателям
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, участвовать в разработке критериев оценивания , предлагать свои формы оценивания


Страна детства

63-64


Б.С. Житков
«Как я ловил человечков»
Как связаны тема и главная мысль произведения?
Особенности развития сюжета, герой произведения
Научатся рассказывать о героях произведения последовательно, логично, выразительно
Р: составлять план описания главного героя произведения
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текста
Анализировать причины успеха и неуспеха какой-либо деятельности, в том числе на примере поведения литературных героев

65-67


К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Как музыка помогает раскрыть произведение?
Особенности развития событий, музыкальное сопровождение произведения
Научатся пересказывать текст, включающий элементы описания природы
Р: умение формулировать учебную задачу урока
П: находить в словаре толкование незнакомого слова
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Замечать, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму

68


М.М. Зощенко
«Ёлка»
Как автор с помощью юмора передаёт своё отношение к герою?
Составление плана, пересказ
Научатся дополнять словесное рисование художественными образами
Р: умение самостоятельно разграничивать то, что уже известно по теме, а что ещё предстоит узнать и чему научиться
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: отвечать в корректной форме на вопросы одноклассников
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

69



70


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна детства»
Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Знание произведений и воспроизведение их по памяти. Воспроизведение отличительных особенностей былин, сказок.
Р: планировать этапы решения учебной задачи
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: оформление информации для сообщения слушателям
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, участвовать в разработке критериев оценивания , предлагать свои формы оценивания


Поэтическая тетрадь

71


В.Я.Брюсов
«Опять Сон»
Как автор передаёт свои чувства в лирическом произведении?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся безошибочно произносить устаревшие слова и словосочетания
Р: умение формулировать учебную задачу урока
П: создавать новые схемы и модели для выполнения заданий
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях

72


В.Я.Брюсов
«Детская»
Тема детства в произведениях различных авторов
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся толковать значение непонятных слов и выражений
Р: следовать пунктам плана, проверять и контролировать их выполнение
П: определять основную идею произведений разнообразных жанров
К: формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише
Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях писателей и поэтов

73


С.А.Есенин
«Бабушкины сказки»
Тема детства в произведениях различных авторов
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся воспринимать на слух поэтического произведение, воспроизводить на слух поэтические произведения
Р: самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: выразительно читать произведение наизусть, передавая его эмоциональную окрашенность
Эстетически воспринимать произведение литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте

74


М.И.Цветаева
«Бежит тропинка с бугорка»
Тема детства в произведениях различных авторов
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся определять средства художественной выразительности в тексте
Р: выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения лучшего результата
П: осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения
К: выразительно читать произведение наизусть, передавая его эмоциональную окрашенность
Замечать, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму

75

кор
М.И.Цветаева «Наши царства»
Какие средства выразительности использует автор для описания природы?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует данному произведению
Р: фиксировать по ходу урока и в его конце удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ

76




77


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»
Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Знание произведений и воспроизведение их по памяти. Воспроизведение отличительных особенностей былин, сказок.
Р: планировать этапы решения учебной задачи
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: оформление информации для сообщения слушателям
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, участвовать в разработке критериев оценивания , предлагать свои формы оценивания


Природа и мы

78-80

кор
Д.Н.Мамин – Сибиряк
«Приёмыш»
Как на основании текста произведения можно определить отношение автора к своим героям?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся наблюдать за развитием событий в произведении
Р: умение формулировать учебную задачу урока
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текста
Осознавать точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего картину чувств и переживаний героев

81


А.И.Куприн
«Барбос и Жулька»
Какова роль поступков героев произведения в воспитании?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся характеризовать героев произведения по их поступкам
Р: фиксировать по ходу урока и в его конце удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: отвечать в корректной форме на вопросы одноклассников
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

82-83

кор
М.М.Пришвин «Выскочка»
Можем ли мы тоже писать произведения о природе?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся определять отношения автора к героям на основе текста
Р: следовать пунктам плана, проверять и контролировать их выполнение
П: создавать новые схемы и модели для выполнения заданий
К: формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише
Создавать свои собственные произведения

84


Е. И. Чарушин «Кабан»
Как автор не только замечает особенности поведения животных , но и передаёт это в своём произведении?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся объяснять нравственный смысл рассказа
Р: выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения лучшего результата
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: отбирать цитаты из текста литературного произведения
Определять позиции героев и позицию автора художественного текста

85-88


В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»
Как можно характеризовать героев произведения по их поступкам?
Средства художественной выразительности
( сравнение,
олицетворение, метафора, эпитет
Научатся делить текст на части, пересказывать подробно и выборочно
Р: составлять план описания главного героя произведения
П: находить в словаре толкование незнакомого слова
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

89





90


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»
Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Научатся определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы
Р: планировать этапы решения учебной задачи
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: оформление информации для сообщения слушателям
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, участвовать в разработке критериев оценивания , предлагать свои формы оценивания


Поэтическая тетрадь

91


Б.Л. Пастернак
«Золотая осень»

Какие средства выразительности использует автор для описания природы?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства
Р: выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения лучшего результата
П: сравнение литературных и живописных приёмов изображения природы
К: пользоваться приёмами убеждения, воздействуя на эмоциональную сферу слушателей
Замечать, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму

92


С. А. Клычков
«Весна в лесу»

Какие средства выразительности использует автор для описания природы?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно наизусть
Р: следовать пунктам плана, проверять и контролировать их выполнение
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях

93


Д. Б. Кедрин
«Бабье лето»
Картины природы в поэтических произведениях
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся определять настроение поэта и героя
Р: самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише
Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях писателей и поэтов

84


Н.М. Рубцов
«Сентябрь»
Какие средства выразительности использует автор для описания природы?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи
Р: фиксировать по ходу урока и в его конце удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: отбирать цитаты из текста литературного произведения
Эстетически воспринимать произведение литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте

95-96


С.А. Есенин
«Лебёдушка»
Как автор передаёт мотивы народного творчества в своём произведении?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять
Р: следовать пунктам плана, проверять и контролировать их выполнение
П: создавать новые схемы и модели для выполнения заданий
К: использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текста
Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной ситуации безответственным быть нельзя

97






98


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»
Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Знание произведений и воспроизведение их по памяти. Воспроизведение отличительных особенностей былин, сказок.
Р: планировать этапы решения учебной задачи
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: оформление информации для сообщения слушателям
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, участвовать в разработке критериев оценивания , предлагать свои формы оценивания

Родина

99-100


И.С.Никитин
«Русь»
Как образ Родины передают разные авторы?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся сравнивать произведения разных авторов на одну тему
Р: умение формулировать учебную задачу урока
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Замечать, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму

101


С.Д.Дрожжин
«Родине»
Как образ Родины передают разные авторы?
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся сравнивать произведения разных авторов на одну тему
Р: следовать пунктам плана, проверять и контролировать их выполнение
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: пользоваться приёмами убеждения, воздействуя на эмоциональную сферу слушателей
Понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ

102-103


А.В.Жигулин
«О, Родина! В неярком блеске»
Б.А. Слутский «Лошади в океане.»

Авторское отношение к изображаемому
Средства художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Научатся стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков
Р: выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения лучшего результата
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: отбирать цитаты из текста литературного произведения
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях

104




105


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Родина»
Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Знание произведений и воспроизведение их по памяти. Воспроизведение отличительных особенностей былин, сказок.
Р: планировать этапы решения учебной задачи
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: оформление информации для сообщения слушателям
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, участвовать в разработке критериев оценивания , предлагать свои формы оценивания

Страна Фантазия

106-108


Е. Велтисов
«Приключение Электроника»
Каковы особенности фантастического рассказа?
Фантастический жанр и его особенности
Научатся определять особенности фантастического жанра
Р: умение формулировать учебную задачу урока
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Создавать свои собственные произведения

109-111




112-

114


К.Булычёв
«Путешествие Алисы»




Экзюпери «Маленький принц»
Каковы особенности фантастического жанра?
Фантастический жанр и его особенности
Научатся придумывать фантастические истории
Р: выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения лучшего результата
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текста
Осознавать точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего картину чувств и переживаний героев

115


116


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна Фантазия»
Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Знание произведений и воспроизведение их по памяти. Воспроизведение отличительных особенностей былин, сказок.
Р: планировать этапы решения учебной задачи
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: оформление информации для сообщения слушателям
Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, участвовать в разработке критериев оценивания , предлагать свои формы оценивания

Зарубежная литература

117-119


Д. Свифт
«Путешествие Гулливера»
Как познакомить друзей с произведениями зарубежной литературы?
Зарубежная литература, герои произведений, фантазии и вымысел в произведении
Научатся пересказывать самые интересные места в произведении от лица героев произведения
Р: составлять план описания главного героя произведения
П: создавать новые схемы и модели для выполнения заданий
К: использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текста
Понимать иносказания в сказках, приводить примеры

120-122


Г.Х. Андерсен
«Русалочка»
Как составить рассказ о герое используя авторский текст?
Авторская сказка, вымысел и реальность в сказке
Научатся пересказывать большие по объёму произведения
Р: составлять план описания главного героя произведения
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Анализировать причины успеха и неуспеха какой-либо деятельности, в том числе на примере поведения литературных героев

123-125


М. Твен
«Приключение Тома Сойера»
Каковы особенности повествования?
Герои приключенческой литературы
Научатся характеризовать героев и их поступки
Р: фиксировать по ходу урока и в его конце удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текста
Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной ситуации безответственным быть нельзя

126-127


С. Лагерлёф
«В Назарете»
Как авторы литературных произведений передают исторические события?
Библейские сюжеты
Научатся пересказывать самые интересные эпизоды из произведения от лица героя произведения
Р: следовать пунктам плана, проверять и контролировать их выполнение
П: сравнивать различные тексты на одну тему, находить общее и различное
К: отвечать в корректной форме на вопросы одноклассников
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

128-129


С. Лагерлёф
«Святое семейство»
Как авторы литературных произведений передают исторические события?
Библейские сюжеты
Научатся наблюдать за выразительностью литературного языка
Р: выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения лучшего результата
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Замечать, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму

130-131


С. Лагерлёф
«Иисус и Иуда»
Как авторы литературных произведений передают исторические события?
Библейские сюжеты
Научатся наблюдать за выразительностью литературного языка
Р: выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения лучшего результата
П: анализировать текст с целью выявления основной мысли
К: аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства
Замечать, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму

132-133


134-136


Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Зарубежная литература»



Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»




Проверим себя и оценим свои достижения, оценим свои возможности и достижения по изученной теме
Использование ранее изученных терминов
Знание произведений и воспроизведение их по памяти. Воспроизведение отличительных особенностей былин, сказок.
Р: планировать этапы решения учебной задачи
П: выделять главное, систематизировать полученную информацию
К: оформление информации для сообщения слушателям


Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, участвовать в разработке критериев оценивания , предлагать свои формы оценивания










13PAGE 15






13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT143115




15