Конкурно-игровая программа Квадрат знаний

Конкурс «Квадрат знаний»
Тема: «Мир животных»
Цели:
- расширить кругозор учащихся;
- создать условия для формирования убеждения в необходимости самостоятельного поиска информации, развития познавательной активности , умения работать в коллективе;
- способствовать формированию у учащихся естественно - научной картины мира.
Оформление зала:
- фотовыставка «Наши домашние любимцы»;
- выставка литературы по теме «Фауна нашей местности»;
- стенгазета по теме «Эти удивительные животные».

Ход мероприятия
Звучит медленная музыка.
Ведущий: - А вам не хотелось побежать к горизонту,
Обогнать ветер,
И за кромкой леса
Догнать заходящее солнце?

-А вам не хотелось закричать во весь голос?
Чтобы крик полетел над землей,
И с деревьев слетели птицы?

-А вам не хотелось
Великаном встать над Землею,
Как шарфом, повязаться радугой,
И, держа на раскрытых ладонях,
Раздувать, словно уголья, звезды?
Неужели вам не хотелось?
Ведущий: А еще хочется вспорхнуть и полететь, чтобы все красоты мира посмотреть.
Мы сталкиваемся с природой каждый день и привыкаем так, что не удивляемся.
Удивляемся тогда, когда видим что-то новое и захватывающее.
Когда с вершины горы нам открывается чудесный пейзаж с лазурным небом над головой, с парящими птицами в туманной дымке, мы понимаем, как это прекрасно. Грудь наполняет чувство блаженства, чувство радости и наслаждения. Природа является основой всякой красоты.
Гете сказал: «Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки».
Созерцая природу, мы приобщаемся к вечности.
Ведущий: Давайте еще раз полюбуемся красотами нашей природы (просмотр видеоролика).
Ведущий: Ребята, а что такое природа?
Ответы детей: Это птицы и животные, морские жители и насекомые.
Это растения – деревья и травы, кустарники и цветы.
Это времена года – осень, зима, весна и лето.
Это природные явления – дождь и снег, ветер и северное сияние
Ведущий: Можно много перечислять. Ведь это все, что нас окружает.
И сейчас мы с вами отправимся в удивительный мир живой природы.
И поиграем в игру «Квадрат знаний», в которой все вопросы будут посвящены миру животных.
Правила игры
В конкурсе принимают участие две команды. На стене размещаются плакаты с изображением квадрата, разбитого на шестнадцать квадратиков. Каждый квадратик пронумерован римскими цифрами:

I

II
III
IV

V

VI
VII
VIII

IX

X
XI
XII

XIII

XIV
XV
XVI


Право первого хода разыгрывается по жребию. Затем капитан называет номер квадрата, и ведущий зачитывает название, находящееся подданным номером. За правильно выполненное задание, которое выполняется в течение 30 секунд, команда получает 1 балл. Если команда ответила на большую часть заданий, то она получает полбалла.
Кроме того, в одном квадратике имеются различные значки:
- «счастливый случай»: команда получает 1 балл и продолжает играть;
- «музыкальная пауза»: демонстрация номера художественной самодеятельности;
- «переход хода».
Вопросы:
I Тема «Змеи»
Назовите самую крупную ядовитую змею, достигающую в длину до 4-5 метров. (королевская кобра).
Как надо себя вести при встрече с гадюкой?
(Гадюка сама никогда не наподдает, поэтому при встрече ее не надо трогать и дать ей спокойно уползти).
Назовите самую большую неядовитую змею на нашей планете. (Анаконда.)
II Тема «Кошки»
Назовите имя знаменитого руководителя Театра кошек, который подметил, что очарование кошек заключается «в гордой независимости и скрытой, но преданной любви». (Юрий Куклачев).
Какая особенность внешности была у статуи богини кошек Баст (Баста), которой поклонялись древние египтяне? (У богини кошек была кошачья голова).
Назовите имя известнейшего кардинала Франции XVII века, который имел несколько десятков кошек. (Арман Ришилье).
III Тема «Народные приметы»
Если кузнечики не стрекочут, то будет ли ночью дождь? (Да).
Какая будет зима, если поздней осенью появятся комары? (Зима ожидается мягкая).
Если муравьи прекращают движение около муравейника, то какую погоду предвещает такое поведение насекомых? (Такие поведение муравьев предвещает ненастье).
IV Тема «Переход хода»
V Тема «Легенды о животных
В далеком прошлом в Индии это животное приносили в жертву, чтобы обеспечить процветание царства. Что это за животное? (Белый конь)
В европейском фольклоре существует представление о прочной связи этого животного с нечистыми силами. ( летучая мышь).
Согласно фольклорным источникам, эти животные могут предсказывать приход гостей или незнакомцев. (Если кошка умывается или приглаживает свои усы вечером, вскоре в дом придет друг. Если кошка протягивает лапы к очагу - к дому приближаются незнакомцы).
VI Тема «Загадки о рыбах»
Драчун и забияка, живет в воде; кости на спине, и щука не проглотит. (Ерш).
Если название этого итальянского города прочитать справа налево, то получиться название рыбы. (Милан – налим).
Живет в воде, а не в лесу,
И меч носит на носу. (Меч-рыба).
VII Конкурс «Перевертыши»
Из предложенных букв нужно составить название древних ящеров.
Збонрротва (Бронтозавр).
Таноивзранр (Тираннозавр).
Пертовзра (Птерозавр).

VIII «Счастливый случай»
XIX Тема «Собаки»
Назовите, хотя бы одну, декоративную породу собак. (Чихуахуа, болонки, карликовые пудели и др.).
Собаки какой породы помогают спасателям вытаскивать из воды тонущих людей? (Ньюфаундленд).
Ученые считают, что собака произошла именно от этого животного. (От волка).
X «Музыкальная пауза»
XI Тема «Еще один квадрат»
Найдите верный путь по клеточкам квадрата, и вы прочтете пословицу.
б у д ы т а
е р а в а д
з т н е щ у
ы р ь т и р
б к у и з п
(Без труда не вытащить рыбку из пруда).
с с м о т р и т к с е л в о н в о в о е к о н а л о л н о и в р ь к к а р м с е
( Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит)
з а д я н е о м у в с о н д я и п ь г м а з м о ш о й е а а г и н о ш й ц о н е п ь
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
XII Тема «памятники животным»
В Париже поставлен памятник собаке Барри, спасшей сорок человек, попавших под снежную лавину. Назовите породу этой собаки. (Сенбернар).
На железнодорожной станции Сибуя в Токио строит памятник собаке Хатико – за верность хозяину. Она до самой смерти 10 лет приходила на станцию и ежедневно ждала хозяина. Почему японцев, так потрясла верность именно этой собаки? (Потому что хозяина уже не было в живых, а собака продолжала его ждать всю свою жизнь).
Это терпеливое упрямое животное, которое обычно считают не очень умным, во время Первой мировой войны было единственным «Транспортным средством» в итальянской армии. Поэтому в Риме есть единственный в мире памятник этому животному. Какому? (Ослу).
XIII Тема «Стихи о животных»
О какой бабочке Л. Стрельников написал это стихотворение.
Блестит над гривою бурьяна
Комочком рыжего огня.
Гляжу – и радостно и странно
На сердце стало у меня.
Повсюду снег, тяжелый, плотный,
В ушах звенит от тишины.
А бабочка в простор холодный
Летит разведчицей весны.
(Скупое солнце улыбнулось,
И, хотя земля белым-бела,
Уже крапивница проснулась
И вылетела из дупла).
О какой птице идет речь в стихотворении Эдуарда Осадова. Царем пернатых мир его зовет. И он как будто это понимает: Всех смелостью и силой поражает И выше туч вздымает свой полет. (Орел).
Какую птицу описывает в своем стихотворении Иван Демьянов?  Тихо раннею порой После тёплой ночи... Вдруг Над самой головой, Над колхозного землёй Зазвенел Звоночек! Весь в потоках света, В дымке синеватой, Солнцем обогретый, Маленький, Крылатый! Поднимается в зенит И звенит, звенит, звенит Стал не больше точки Полевой звоночек! (Жаворонок)
XIV «Музыкальная пауза»
XV Тема «Земноводные»
В XIX столетии в Париже существовал специальный рынок, где французские крестьяне и садовники сотнями покупали Кого? Зачем?
(Жаб, так как они истребляют огромное количество насекомых и их личинок, помогая людям сберечь урожай.)
Этот предмет необходим для подводного плавания. Его в 1929 г. создал изобретатель Луи де Корле, положив в основу особенности строения задних лап лягушки. О чем идет речь
( о ластах)
Летом в деревнях нередко лягушку сажали в бидон с молоком. Зачем? (Чтобы оно не скисло.)  
XVI Тема «Загадки о насекомых»
Готовит лакомство,
Хотя не повариха, Иголку носит на себе,
А не портниха. (Пчела).
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук).
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Вырастает под сосной
Домик новенький, лесной. (Муравьи).
Погасили в доме свет –
Все равно покоя нет:
Ру-чу-чу да ру-чу-чок.
Кто же это? А? (Сверчок).
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То закроет, то раскроет
Расписные крылья. (Бабочка).

Ведущий: Берегите природу, ребята! И она ответит вам всей своей красотой, своими плодами, своей благодарностью.
Удивляйтесь природе, она прекраснее всего.
Учитесь у природы – это наш главный учитель.
Будьте добры и благодарны природе. Ведь только благодаря ей мы живем.