Рабочая программа по учебному предмету «информатика» для обучающихся 1- 4 классов начального общего образования.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»«Согласовано»«Утверждаю»
на заседаниизаместитель директора по УВРдиректор МКОУ СОШ
_____________________________________________________________
Протокол № от_____20__г.от_______20____г.от_________20___г.
Рабочая программа
по учебному предмету «информатика»
для обучающихся 1- 4 классов
начального общего образования,
(базовый уровень)
Авторы-составители программы:
Козенко Т.В.-учитель начальных классов первой квалификационной категории;
Цибулина Т.В.-учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Лебяжье, 2013год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, планируемых результатов НОО, Программы Министерства образования и науки РФ: НОО, авторской программы Матвеева Н.В., Челак Е.Н. Конопатовой Н.К. , Панкратовой Л,П., Нуровой Н.А., утвержденной МОН РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа включает в себя следующие структурные элементы: пояснительную записку; содержание рабочей программы; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки выпускников; литературу и средства обучения.
Программа рассчитана на 105 часов (по 1 часу во 2, 3, 4 классах),в том числе количество часов для проведения контрольных работ и тестирования -12 (4 - во 2 классе); (4- в 3 классе); (4 - в 4 классе).
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на обучение с применением компьютера.
Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера, а также для организации индивидуального обучения и для поощрения. Школьники получают первичные навыки работы на компьютере во время компьютерного практикума.
Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» - посредством выполнения упражнений на представление информации, кодирование и декодирование, поиск информации и данных. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.
Цели программы:
Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем
Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ученом процессе.
Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях.
Задачи программы:
корректное воспроизведение требуемой последовательности действий по инструкции;
определение ресурсов, необходимых для выполнения известной деятельности;
выполнение по заданному алгоритму текущего контроля и оценки своей деятельности;
сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, формулировка вывода о соответствии полученного продукта замыслу;
оценивание продукта своей деятельности;
видение сильных и слабых сторон своей деятельности.
В информационной компетентности:
формулировка вопросов с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
выделение из предоставленной информации той, которая необходима для решения поставленной задачи; умение отсеивать лишние данные и видеть дефициты данных;
понимание информации, представленной в разной форме: в виде текста; в форме рисунка, таблицы, диаграммы;
перевод информации из графической или символической формы в текстовую и наоборот;
воспроизведение полученной информации с использованием графических и вербальных средств презентации.
В коммуникативной компетентности:
понимание того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве;
умение формулировать собственное мнение в понятной для партнеров форме и задавать вопросы на понимание позиции партнера и собеседника;
умение инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе в ситуации конфликта и столкновения интересов;
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
умение адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в устной и письменной речи, владение элементами представления информации в схематичной форме.
Новизна программы заключается в том, что:
Конкретизированы требования к уровню усвоения предмета обучающимися по окончанию начальной школы;
Содержание материала представлено двумя шрифтами: обычным передано содержание базового уровня, курсивом-материал, расширяющий и углубляющий опорную систему и выступающий как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Место предмета в учебном плане
На изучение информатики во 2,3,4 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 ч: по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Учащийся научится:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Учащийся получит возможность научиться:
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Учащийся научится:
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
соотносить результаты наблюдений с целью, т.е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как …, такой же как …), различать целое и часть.Учащийся получит возможность научиться:
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструктивной задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий;
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности;
овладение познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Учебно-тематический план
(2 класс)
№ Тема Количество часов В том числе контрольных работ
1 Виды информации. Человек и компьютер 8 1
2 Кодирование информации 8 1
3 Числовая информация и компьютер 8 1
4 Документ и способы его создания 10 1
Итого 34 4
(3 класс)
№ Тема Количество часов В том числе контрольных работ
1 Виды информации. Человек и компьютер 6 1
2 Действия с информацией 8 1
3 Объект и его характеристика 10 1
4 Информационный объект и компьютер 10 1
Итого 34 4
(4 класс)
№ Тема Количество часов В том числе контрольных работ
1 Повторение 8 1
2 Понятие, суждение, умозаключение 9 1
3 Мир моделей 8 1
4 Управление 9 1
Итого 34 4
Содержание программы
2 класс (первый год обучения)
Виды информации. Человек и компьютер (8 ч)
Человек и информация. Органы чувств; Какая бывает информация; Источники информации; Приёмники информации;Компьютер и его части; Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер»; Контрольная работа (тестирование) по теме «Виды информации. Человек и компьютер»; Анализ контрольной работы. Повторение.
В результате изучения темы учащийся научится:
выполнять правила работы с компьютером и технику безопасности;
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.
Получит возможность научиться:
называть информациюзвуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию;
называть информацию текстовой, числовой, графической, табличной в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации;
хранить, обрабатывать и передавать информацию на большие расстояния в закодированном виде.
Кодирование информации (8 ч)
Носители информации; Кодирование информации; Письменные источники информации; Языки людей и языки программирования; Повторение по теме«Кодирование информации»; Контрольная работа (Тестирование) по теме «Кодирование информации»;Анализ контрольной работы. Повторение.
В результате изучения темы учащийся научится:
одну и ту же информацию представлять различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
Получит возможность научиться:
называть информацию текстовой, числовой, графической, табличной в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации;
представлять на носителе информацию с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
Информация и данные (8 ч)
Текстовые данные; Графические данные; Числовая информация; Десятичное кодирование; Двоичное кодирование; Числовые данные. Повторение по теме; Контрольная работа по теме «Информация и данные»; Анализ контрольной работы. Повторение.
В результате изучения темы учащийся научится:
представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;
кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации.
Получит возможность научиться:
понимать, что данные – это закодированная информация;
представить информацию числами;
описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;
Документ и способы его создания (10 ч)
Документ и его создание; Электронный документ и файл; Поиск документа; Создание текстового документа; Создание графического документа; Повторение по теме «Документ и способы его создания». Работа со словарем; Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания»; Анализ контрольной работы. Повторение и обобщение знаний за год.
В результате изучения темы учащийся научится:
представлятьинформацию текстом;
описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них в виде текста;
представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;
работать с текстами на экране компьютера.
Получит возможность научиться:
хранить информацию, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
3 класс (второй год обучения)
Информация, человек и компьютер (6 ч)
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе; Источники и приемники информации; Искусственные и естественные источники информации; Носители информации; Компьютер. Работа со словарем; Контрольная работа (тестирование)по теме «Знакомство с информатикой».
В результате изучения темы учащийся научится:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать тренажёры и тесты;
соблюдать правила работы с компьютером и технику безопасности;
Получит возможность научиться:
отличать искусственные и естественные источники информации;
определять источники информации;
Действия с информацией (8 ч)
Немного истории о действиях с информацией; Получение информации; Представление информации; Кодирование информации;Кодирование и шифрование данных; Хранение информации; Обработка информации. Работа со словарем; Контрольная работа (тестирование) по теме «Действия с информацией».
В результате изучения темы учащийся научится:
кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Получит возможность научиться:
представлять информацию на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
хранить информацию, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
Мир объектов (10 ч)
Имя объекта; Свойства объекта;Общие и отличительные свойства;Функции объектов; Отношения между объектами; Характеристика объекта; Документ и данные об объекте. Повторение. Работа со словарем; Контрольная работа (тестирование) по теме «Мир объектов».
В результате изучения темы учащийся научится:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
Получит возможность научиться:
описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами;
Компьютер системы и сети (10 ч)
Компьютер – это система; Системные программы и операционная система; Текст и текстовой редактор;Файловая система; Текстовые, графические, мультимедийные файлы; Компьютерные сети; Информационные системы; Компьютерная сеть Интернет. Сайт; Контрольная работа (тестирование) по теме «Компьютер системы и сети»; Повторение и обобщение за год.
В результате изучения темы учащийся научится:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор; электронные таблицы.
Получит возможность научиться:
описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).
4 класс (третий год обучения)
Повторение (8 ч)
Инструктаж по ТБ.Человек в мире информации. Техника безопасности при работе на компьютере; Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система. Повторение, работа со словарем. Контрольная работа по теме: «Человек и информация».
В результате изучения темы учащийся научится:
назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
правила работы с компьютером и технику безопасности.
Получит возможность научиться:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами.
Понятие, суждение, умозаключение (9 ч)
Мир понятий. Деление понятия. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.Повторение, компьютерный практикум. Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение».
В результате изучения темы учащийся научится:
приводить примеры совместимых и несовместимых понятий;
высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;
приводить примеры отношений между понятиями.
Получит возможность научиться:
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение».
Мир моделей (8 ч)
Модель объекта. Текстовая и графические модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритма.Компьютер как исполнитель. Повторение, работа со словарем.Контрольная работа по теме «Модель и моделирование».
В результате изучения темы учащийся научится:
приводить примеры алгоритмов;
выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
работать с простейшими компьютерными программами.
Получит возможность научиться:
понимать описания алгоритмов на языке блок-схем
исполнителей алгоритма;
записывать алгоритм при помощи блок-схемы;
определять основные структуры алгоритмов;
описывать объекты реальной действительности;
представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).
Управление (9 ч)
Кто кем и зачем управляет.Управляющий объект и объект управления.Цель управления.Управляющее воздействие.Средство управления.Результат управления.Современные средства коммуникации. Контрольная работа по теме «Информационное управление».
В результате изучения темы учащийся научится:
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Получит возможность научиться:
управлять собой другими живыми и неживыми объектами.
Тематическое планирование
С определением основных видов учебной деятельности
2 класс
Общее число часов: 34 ч.
Виды информации. Человек и компьютер –8 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1ч)
Кодирование информации - 8 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1)
Числовая информация и компьютер – 8 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1)
Документ и способы его создания – 10 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1)
Содержание предмета Характеристика деятельности учащихся
Виды информации. Человек и компьютер – 8ч. Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Называть органы чувств и различать виды информации.
Различать источники и приемники информации.
Называть древние и современные носители информации.
Кодирование информации – 8 ч. Уметь исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Использовать знаково-символические средства представления информации.
Уметь фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки.
Представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ.
Кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
Информация и данные - 8ч. Устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях).
Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка.
Работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Документ и способы его создания – 10ч. Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель.
Составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора.
Создавать текстовый документ, графический документ.
3 класс
Общее число часов: 34 ч.
Виды информации. Человек и компьютер –6 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1ч)
Действия с информацией - 8 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1)
Объект и его характеристика – 10 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1)
Информационный объект и компьютер – 10 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1)
Содержание предмета Характеристика деятельности учащихся
Виды информации. Человек и компьютер – 6 ч. Овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки.
Называть части компьютера, программы и виды данных.
Действия с информацией – 8 ч. Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? ».
Устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
Преобразовывать одну форму представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.).
Объект и его характеристика - 10 ч. Выделять и называть объекты окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации).
Описывать объекты окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения.
Выделять и называть свойства объекта.
Называть свойства и отношения, функции и действия, анализировать элементный состав объекта (системы), называть свойства текста, рисунка, модели.
Сравнивать между собой объекты, в том числе абстрактные объекты информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.).
Информационный объект и компьютер – 9 ч. Создавать текстовые, математические и графические модели объекта окружающего мира.
Создавать электронные версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе.
Осуществлять поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.
Называть части компьютера, программы и виды данных.
Различать системные, прикладные и инструментальные программы.
Находить файл в файловой системе.
Использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет.
4 класс
Общее число часов: 34 ч.
Повторение – 8 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1ч.)
Понятие, суждение, умозаключение - 9 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1ч.)
Мир моделей – 8 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1ч.)
Управление – 9 ч.
(в т. ч.: контрольных работ – 1ч.)
Содержание предмета Характеристика деятельности учащихся
Повторение пройденного – 8 ч. Обмениваться письменными сообщениями и файлами по электронной почте.
Самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы).
Понятие, суждение, умозаключение – 9 ч. Формулировать суждения и умозаключения.
Решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов.
Модель и моделирование – 8 ч. Выделять и называть свойства объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели.
Создавать текстовые, математические и графические модели объекта окружающего мира.
Создавать электронные версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе.
Выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...). Управление – 11 ч. Выделять и называть объекты окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.).
Называть свойства и отношения, функции и действия, анализировать элементный состав объекта (системы), называть свойства текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики.
Сравнивать между собой абстрактные объекты информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.).
Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «информатика»
Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);К – полный комплект (для каждого ученика);Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
№
п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
2 Программа: Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова Программы и планирование ФГОС ИНФОРМАТИКА программа для начальной школы – М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2012
Д
1.2 Учебник Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова Информатика: учебник для 4 класса 1,2 часть. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
К
1.3 Учебник Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова Информатика: учебник для 3 класса 1,2 часть. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 К
1.4 Учебник Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова Информатика: учебник для 2 класса 1,2 часть. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
К
2 Дополнительная литература для учителя 2.1 Учебные материалы: Информатика 2,3,4 классы– М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2012 Методическое обеспечение: Д
2.2 Методическое пособие для учителя «Обучение информатике во 2,3,4 классах» под редакцией Матвеевой Н.В. и др.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Д
3 Дополнительная литература для обучающихся3.1 Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса. №1, 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса. №1, 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса. №1, 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 К
4 Технические средства обучения
4.1 Экспозиционный экран Д
4.2 Интерактивная доска Д
4.3 Компьютер (моноблок) Д
4.4 МультимедиапроекторД
5 Учебно-практическое оборудование
5.1 Оборудование рабочих мест учащихся (парты и стулья, соответствующие росту).
К
5.2 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Д
5.3 Оборудование рабочего места учителя.
Д
5.4 Магнитная доска Ф
5.5 Персональный компьютер. П