Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» начального общего образования для 1 А класса (вариант 2.2. I и II отделения)
Главное управление образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Озерская общеобразовательная школа-интернат»
«Согласовано»
на заседании МО
учителей начальной школы
Протокол № 1
от «26» августа 2016 г.
Руководитель МО
Максименко Л.А.
______________
«Утверждено»
на педагогическом совете
Протокол № 1
от 29 августа 2016 года «Утверждаю»
Директор школы
__________ А.Ю. Комиссаров
Приказ № 180/ОД
от «30» августа 2016 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
начального общего образования
для 1 А класса
(вариант 2.2. I и II отделения)
Срок реализации программы: 2016/2017учебный год
Составитель:
Латышева Галина Александровна,
учитель начальных классов
с. Озерки
2016год
Пояснительная записка.
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству (вариант 2.2. I и II отделения) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Конвенции о правах ребенка;
Конституции Российской Федерации;
Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);
Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ № 1994 от 03.06.2011 года, а также приказом Министерства образования и науки РФ № 74 от 01.02.2012 года.
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 (ред. от 10.07.2013) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2014/2015 учебный год;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 08.06.2015 N 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014№ 253»;
Устава школы, утвержденного приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края;
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» («СанПиН 2.4.2.3286-15» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26); Адаптированной основной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровьякраевого государственного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Озерская общеобразовательная школа-интернат»
Рабочей программы по изобразительному искусству предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского, 1-4 кл., 2016г.
Рабочая программа рассчитана на 33 часов (33 учебных недели по 1 часу в неделю).
Предмет изобразительного искусства направлен на воспитание культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечевания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка. Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Виды деятельности: творческая практическая деятельность, наблюдение и эстетическое переживание окружающей реальности, индивидуальная и коллективная творческая деятельность, организация выставок. Формы выражения художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, подбор иллюстративного материала к изученным темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- духовно-нравственное развитие ребенка;
-воспитание гражданственности и патриотизма;
-многообразие культур разных народов;
-связь искусства с жизнью человека;
-интерес к внутреннему миру человека, развитие способности сопереживания;
--проживание художественного образа в форме художественных действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение учебного предмета.
Личностные:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-овладение умения творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-формировать умнеие понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
-использование средств информационных технологий для решения учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-сформированность основ художественной культуры;
-овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);-понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Содержание:
Ты учишься изображать. – 10ч.
Ты украшаешь – 10ч.
Ты строишь – 13 ч.
Основное содержание.
Виды художественной деятельности
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин).
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).
Композиция. Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. Цвет. Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
Значимые темы искусства.
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года,
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, акварели, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.
Тематическое планирование
№ п/п Название разделов и тем Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихсяУУД Ведущие формы методы обучения на уроке
I Ты учишься изображать. 10 -находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; красоту в обыкновенных деталях;
-рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми;
-рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах;
-придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит;
- выявлять геометрическую форму простого плоского тела;
-воспринимать и анализировать изображения;
-овладевать первичными навыками изображения;
-соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями; Предмет «Изобразительное искусство» 1 Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный.
Понятие «форма». Изображение сказочного леса. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Пятно как способ изображения на плоскости. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Объемные изображения. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Лепка объемной фигуры (птицы) 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. Практический.
Линия в природе. Веселые рисунки. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Цвет. Рисование красочного коврика. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Настроение в изображении. Краски радости и грусти. 1 Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Художники и зрители. Цвет и краски в картинах художников. Рисование осени. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Художественный музей. Картина, скульптура. Рисование на свободную тему. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
II Ты украшаешь. 10 -находить примеры на заданную тему в окружающей действительности;
-Наблюдать и эстетически оценивать предметы;
-видеть неожиданную красоту в набросках, деталях природы, любоваться красотой природы;
-работать коллективно;
-выражать в беседе свои впечатления;
-изображать объекты, предавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры;
-осваивать простые приемы работы в технике плоскостей и объемной аппликации;
-освоить простые приемы монотипии;
-развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира;
-развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов;
-придумывать свой орнамент;
-создавать несложные новогодние украшения;
-работать коллективно. Украшения в природе. Цветы – украшения Земли. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Букет из сказочных цветов. Рисование и аппликация. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. Практический.
Природные узоры. Рисование птиц (бабочек, рыб…) 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Ритмический узор пятен и симметрический повтор. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Как украшает себя человек. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Новогодние украшения. Панно «Новогодняя елка. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. Практический.
Украшение крыльев бабочки. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Монотипия. Красивые рыбы. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Объемная аппликация. Украшения птиц. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. Практический.
Орнамент. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
III Ты строишь. 13 -рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки;
-приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы;
-анализировать изучаемые предметы;
-наблюдать постройки в природе;
-понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома;
-придумывать и изображать фантазийные дома;
-овладевать первичными навыками конструирования из бумаги;
-конструировать из бумаги разнообразные дома;
-учиться воспринимать и описывать впечатления;
-участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. Постройки в нашей жизни. Архитектура и дизайн. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Многообразие архитектурных построек. Рисование сказочного домика. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Многообразие природных построек. Лепка сказочных домиков (в форме овощей и фруктов) 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Строим город. Конструирование из бумаги. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. Практический.
Конструкция предмета. Аппликация животных из геометрических фигур. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ, Практический.
Строим вещи. Конструирование сумок. 1 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. ИКТ. Практический.
Аппликация. Украшение сумки. 1 Практическая работа воспроизводящая беседа. Наглядно-иллюстративный. Практический.
-30. Город, в котором мы живем. Создание панно «Город» 2 Практическая работа Объясняющая беседа. Наглядно-иллюстративный. Практический.
31. Итоговое занятие. Выставка работ. 1 воспроизводящая беседа. Наглядно-иллюстративный. Практический.
32.-33. Резервные часы. 2 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся:
На основании положения о безотметочной оценки результатов обучения и развития
обучающихся 1 класса КГБОУ «Озерская общеобразовательная школа-интернат» оценки в 1 классе не ставятся, но безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений обучающихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не подразумевают сравнения его с другими детьми.
Учебно-методическое обеспечение
Класс Автор и название Количество (шт)
1 Неменская Л.А. уроки изобразительного искусства. Поурочное планирование – М.: Просвещение, 2016. 1
Печатные пособия.
-портреты русских и зарубежных писателей;
-таблица цвета;
-таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Технические средства обучения:
-компьютер;
-мультимедиапроектор;
-экран.
Учебно-практическое оборудование:
-краски акварельные;
-краски гуашевые;
-кисти;
-емкости для воды;
-пластилин;
-клей;
-цветная бумага;
-ножницы.
Модели и натуральный фонд:
-муляжи фруктов;
-муляжи овощей;
-гербарии;
-гипсовые геометрические тела;
-модуль фигуры человека;
-керамические изделия;
-предметы быта.
Лист внесения изменений
№ п/п Дата внесения изменений Характеристика изменений Реквизиты документа, которым закреплено изменений. Подпись сотрудника, внёсшего изменения.