РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для 3 класса начального общего образования
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Составлена на основе программы по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений начальных классов под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2014)
Составитель: Шепель Надежда Степановна
учитель начальных классов
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
- формирование умения радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества.
- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- Учиться планировать работу в группе;
- Учиться распределять работу между участниками проекта;
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России
Учащиеся должны уметь:
- Конструировать и лепить.
- Рисовать с натуры и представлению
- Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.
- Работать с акварелью и гуашью;
- Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.
- Выполнять эскизы.
- Работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
- Декоративно-прикладное творчество.
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания
Формы контроля:
Обязательные формы и методы контроля Иные формы учета достижений
текущая аттестация итоговая (четверть, год) аттестация урочная деятельность внеурочная деятельность
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Работа в паре, в группе
- Проектная деятельность
- Презентация своей работы
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Конференция
достижений учащихся -анализ динамики текущей успеваемости
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
- портфолио
- анализ психолого-педагогических исследований
Содержание курса
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник. «Искусство вокруг нас» - М.: Просвещение, 2012 г.
Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству». М.: Просвещение, 2011 г.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник «Искусство вокруг нас» - М.: Просвещение, 2013 г.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год
Количество часов в неделю 1 час.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ Наименование разделов и тем Всего часов
Искусство в твоем доме 8
Искусство на улицах твоего города 7
Художник и зрелище 10
Художник и музей 9
Итого: 34ч
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс
№ п/п Тема урока Оборудование Виды деятельности обучающихся.
Формы контроля Требования к уровню подготовки обучащихся
по ФГОС (УУД)
1. Искусство в твоем доме (8 ч.)
1 Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете” Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.
Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. Личностные:
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества.
формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;
Регулятивные:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
учиться планировать работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Предметные:
Конструирование и лепка.
Рисование с натуры и представлению
Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент
Конструирование из цветной и белой бумаги
Конструктивное строение: объемное изображение фигур
Выполнение эскизов.
Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
Декоративно-прикладное творчество.
2 Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины. Пластилин, стеки, дощечка.
3 Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. Альбом, гуашь, кисти. 4 Мамин платок Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка « Платок для своей мамы» Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.
Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка»
Л.Малеев «Рязанские девочки»
В.Суриков «Сибирская красавица» 5 Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета. Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.
6 Иллюстрация твоей книжки.
Иллюстрирование русских народных потешек. Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.
М.Врубель «Пан»,
.Васнецов «Алёнушка»
Н.Рерих «Заморские гости» 7 Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме. Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.
8 Поздравительная открытка. Эскиз (по растительным мотивам). Декоративная закладка. Картон, акварель, кисти. 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.) 9 Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания. Альбом, цв. карандаши, пастель. Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. 10 Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера. Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.
11 Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград. Бумага, ножницы, клей. 12 Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки. Тушь, палочка, перья.
13 Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации. Бумага, ножницы, клей.
14 Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины , используя восковые мелки. Альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки.
Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов. 15 Труд художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города. Бумага, ножницы, клей. 3. Художник и зрелище (10 ч.) 16 Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке. Альбом, гуашь, кисти. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения.
Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. 17 Образ театрального героя. Изготовление эскиза куклы Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. 18 Театральные маски. Изготовление эскиза маски Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. 19 Театр кукол. Изготовление головы куклы Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. 20 Театр кукол. Изготовление костюма куклы Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. 21 Художник в театре. Изготовление эскиза декораций Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. 22 Художник в театре. Изготовление макетов декораций. Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. 23 Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю. Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. 24 Праздник в городе Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица. Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.
25 Место художника в зрелищных искусствах. Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов. 4. Художник и музей (9 ч.) 26 Музей в жизни города Изготовление проекта интерьера музея. Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.
Изображения музеев искусств.
Третьяковская галерея, Эрмитаж,
Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.
Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.
Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников.
Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.
Лепить фигуру человека или животного. 27 Картина-натюрморт Изображение предметов объемной формы. Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.
А. Матисс «Синий горшок и лимон»
И.Репин «Яблоки и листья»
И.Шишкин «Мухоморы. Этюд»
В. Ван Гог «Подсолнухи» 28 Рисование натюрморта. Бумага, гуашь, кисть 29 Рисование пейзажа. Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон»
И.Шишкин «Лес зимой»
В.Поленов «Московский дворик»
В.Суриков «Взятие снежного городка»
К. Юон, Б.Кустодиев 30 Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета. Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.
А. Веницианов «Захарка»,
И. Серов «Девочка с персиками»
Рембранд «Сын Титус за чтением» 31 Картины исторические и бытовые. Рисование на тему ”Мы играем”. Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.
32 Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина. Пластилин, стеки, дощечка.
А.Дейнека «Лыжники», «Коньки», 33 Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Эскиз образца ДПИ Альбом, цв. карандаши, пастель, гуашь, кисти.
34 Обобщение темы раздела «Художник и музей». Подготовка к выставке
Детские работы