Курсовая работа Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского
колледж «Арбат»
Пелагеина Лаура Владимировна
Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность – 9 ПНК з 21-14 (25 гр.)
Научный руководитель
(ученая степень,звание)
______________
(подпись) Юзефович Т.В.
(Ф.И.О.)
Москва 2016 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Группы слов с непроверяемыми написаниями для запоминания в начальной школе.
1.2 Методы и приемы работы, направленные на запоминание правописания слов и развитие речи учащихся.
1.3 Причины трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями и пути их преодоления.
II. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Этапы работы по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе2.2 Ассоциативный метод – путь к успешному запоминанию словарных слов
2.3 Расширение общего и лингвистического кругозора школьников с помощь этимологического анализа слов
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями - одна из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников».
В программу русского языка обязательно входит работа над изучением слов с непроверяемыми написаниями. Число таких слов от класса к классу возрастает и достигает к концу курса начальной школы внушительной цифры. Эти слова должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Многолетний опыт работы показал, что, не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки. Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях научить запоминать словарные слова надолго, прочно, основательно?
Память – способность нервной системы (головного мозга) воспринимать окружающую действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить её. Но, как показывают наблюдения, учащиеся допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми орфограммами. Проблеме усвоения слов посвящено много работ педагогов. Эта тема актуальна, т.к. недостаточно разработана методика обучения непроверяемым написаниям. Практически к каждому уроку учителя готовят специальные упражнения для запоминания таких слов, используют в своей работе различные методы и приемы, работают над значением этих слов. Но не всегда это дает желаемый результат. А без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.
О.Н. Лёвушкина, ссылаясь на исследование Н.Ю. Зотовой, пишет о том, что "непроверяемые написания составляют 30 - 35% по отношению к проверяемым" [12, с.32]. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами.
Поэтому тема «Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями» актуальна и является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников. Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Задача данной работы – знакомство с системой изучения непроверяемых написаний и поиск эффективных форм работы.
ЦЕЛЬ : выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Проанализировать группы слов с непроверяемыми написаниями, традиционные методы и приемы, используемые для работы с этими словами
2. Выявить основы и принципы методики формирования
орфографических навыков с помощью приемов обучения
непроверяемых написаний
3. Познакомить с приемами и методами запоминания слов с непроверяемыми
написаниями, используемыми в настоящее время в практике
4. Обосновать эффективность различных приемов.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развивающего обучения русскому языку младших школьников, направленный на формирование орфографического навыка.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: эффективные методы, приемы и упражнения по формированию орфографического навыка.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы и приемы:
- метод наблюдения и описание его результатов;
- анализ учебников и письменных работ учащихся;
- изучение и обобщение опыта передовых учителей, работающих успешно по данной проблеме;
ГИПОТЕЗА: Использование учителем в своей работе различных приемов и методов обучения способствует эффективному усвоению детьми слов с непроверяемыми написаниями.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Группы слов с непроверяемыми написаниями для запоминания в начальной школе
Слово - незаменимое средство общения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, непонимание смысла даже одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.
В русском языке есть слова, которые пишутся так, как принято. Непроверяемые правилами слова многочисленны, в письменной речи учащихся их число достигает многих десятков. Они усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря.
В словаре-справочнике М.Р. Львова словарно-орфографическая работа трактуется следующим образом: "Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее" [13, с.215].
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что в исследовании будет рассмотрен один из аспектов орфографической работы, а именно - проблема обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.
С орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден.
Все слова можно разделить на несколько групп.
1 группа.
Слова с непроверяемыми написаниями
Среди этих слов есть слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными согласными (класс, суббота), со звонкими и глухими согласными (вокзал), с непроизносимыми согласными (лестница).2 группа.
Слова, подчиняющиеся правилам, которые изучаются только в средней школе
Это относится, во-первых, к словам с чередованием гласных в корне (растение, гореть);
во – вторых, к сложным словам с соединительными гласными о или е (самолет, путешествие);
в-третьих, к некоторым наречиям (наречия, которые пишутся слитно: сверху, снизу.; наречия с приставками и суффиксами – а и – о на конце: слева, справа, налево, направо);
в-четвертых, к словам с гласными после шипящих в корне (желтый, черный, шофер).
Организуя усвоение слов из второй группы, учитель не должен
скрывать от учащихся, что правила правописания таких слов будут изучены позже. Некоторые из этих слов можно проверить (например, слова желтый и черный), хотя способ их проверки учащиеся еще просто не знают.
3группа.
Слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников.
Например, для проверки буквы, обозначающей непроизносимый согласный в слове праздник, необходимо подобрать проверочное слово «празден», но оно может быть незнакомо для учащихся начальной школы.
Процесс формирования у младших школьников умения дифференцировать орфограммы и графически их обозначать учит детей внимательно относиться к слову, что ведет к лучшему запоминанию.
1.2 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ СЛОВ:
а) метод языкового анализа - приемы звуко - буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;
б) зрительное запоминание - приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов;
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, «ученик», «ученица», «девочка», «ребята»), однокоренных слов (мороз, морозить, морозный), форм слова ("город- города", "завод -заводы"), сравнение по значению ("воробей-воробышек", "весело-грустно", "аккуратно-небрежно") и т.п.;
г) сопоставление зрительного и слухового образов слов: различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;
д) составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: "пальто" - "осеннее пальто","одел пальто", "пальто велико" и т.п.
е) составление предложений с трудными словами, включение их
в сочетания и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;
ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок;
Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через две недели; еще через месяц два раза, затем через два месяца с целью контроля.
В практике многих учителей используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие две-три минуты (и даже меньше), позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова.
1.3 Причины трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями и пути их преодоления
Одной из причин, затрудняющих усвоение "словарных слов", является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении.
Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами ее решения в зависимости от разновидности орфограммы.
К другой причине можно отнести механическое заучивание слов, которое утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Обобщая выше сказанное, можем сказать, что существующие методы и приемы недостаточно эффективны, так как, по словам А.В. Миртова «Основная ошибка распространенных приемов обучения – специальные «орфографические», механического характера упражнения, в то время, как орфография должна изучаться в процессе осмысленного письма… »
II. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Этапы работы по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе
Работу по освоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов.
На первом этапе предполагается знакомство с новым словом.
а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) описание предмета, о котором идет речь;
в) "картинный словарь";
г) предъявление слова-синонима.
Следующий этап работа над "слуховым" образом слов. Проговаривание слова хором, затем по одному орфоэпически. После орфоэпического произнесения дети называют в слове "трудное" место и, следовательно, процесс письма становится для них более осознанным.
Запись слова с "окошком".
Учащиеся записывают слово, а вместо пропущенной буквы ставят "сигнал опасности" - например, точку.
Решая орфографическую задачу, дети пытаются подобрать проверочное слово. Когда это сделать не удается, дети обращаются к орфографическому словарю.
Это способствует накоплению опыта работы со словарями.
При работе над так называемыми словарными словами определенную трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова.
Передовой опыт учителей и специальные эксперименты убедительно свидетельствуют, что работу над непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний "в словарном порядке" [5, с.43].
Следовательно, чтобы "рационализировать" словарно-орфографическую работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.
2.2 Ассоциативный метод – путь к успешному запоминанию словарных слов
Слова с непроверяемыми написаниями представляют особую трудность для ребенка. О.Соболева пишет: «Они выстраиваются в длинные, унылые ряды, которые «нужно просто запомнить», а память ребенка плохо приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащих для него символа - буквы в слове».
Зато у ребенка память очень яркая и образная. Эти образы и могут стать помощниками. Если связать слово по ассоциации с другим, обыграть возникшую ассоциативную связь (придумать интересную историю, сказку, необычную фразу или шутку) и у слова с непроверяемым написанием появится слово – помощник, благодаря которому будет легко и прочно запомнить нужную букву.
Ассоциативную связь может усилить рифма, ритм стихотворения и дополнительные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу, от слова к слову.
Иногда учителя боятся, что в будущем учащиеся начнут путать слова – помощники и родственные слова. Но эти слова слишком далеки по смыслу, так как ассоциации чаще всего смежные, нелепые, а иногда даже абсурдные. Так слова лучше запоминаются.
Если иногда при запоминании кто-то из учеников ошибется в слове, лучше подсказать ему саму ассоциацию (сюжет или образ), а не букву - и в другой раз ошибки, скорее всего не будет.
Через какое – то время ребята самостоятельно научатся находить слова – помощники, используя механизм поиска ассоциативной связи. Ребенку не понадобится придумывать целые истории или сказки, достаточно придумать ассоциацию и связать ее со словом. В сознании ребенка «возникнет ассоциация и родится образ». При таком методе трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму.
«Береза так была бела,
Что буква «Е» из слова белый
К ней потихоньку перешла
И уходить не захотела» (береза – белый ) (см. Приложение 1)